Труд: его значение в общественном развитии и жизни человека. Значение труда в жизни человека и общества Сообщение труд в жизни человека и общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Элементы труда

3. Социальная роль труда

5. Упоминание в трудах известных деятелей

Источники

Введение

Наверное, протекли сотни тысяч лет, - в истории Земли, имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, - прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде.

Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека.

1. История возникновения труда

Появление труда и образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко - развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны -- предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении.

«Этим, -- говорит Энгельс, -- был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д.

Развитие руки влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и прежде всего -- от руки. Таким образом, рука - этот орган действия с предметами - совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга. Важную роль в развитии трудовых действий обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Чтобы применять скребок, например, нужно научиться уже выработанным приемам скобления; чтобы пользоваться пилой, надо научиться приемам пиления и т. д. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта -- передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам.

История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии и развитии человека. Труд - первое и основное условие человеческой цивилизации.

В экономической литературе широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Я считаю, что это определение не утратило своего значения по настоящее время.

2. Обязательные элементы труда

Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.

Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).

“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.

Взаимодействие человека с предметами труда и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и технологией машинных и трудовых процессов. Как известно, труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как естественное условие его существования. Столь же необходимым является труд с точки зрения его роли в обществе.

Человеческий труд является объектом и социологии труда. К основным функциям труда можно отнести:

труд определяет условия жизни человека;

труд выступает источником общественного богатства;

труд - элемент развития производительных сил;

труд формирует человека и определяет развитие его как личности.

3. Социальная роль труда

Трудовые отношения являются источником идентичности: через них люди определяют себя в терминах класса, статуса, влияния, устанавливают свое место в социальной иерархии и групповых объединениях. Из этого вырастает чувство безопасности, принадлежности, социальное узнавание и понимание.

Работа создает социальные связи вне рамок семьи, обогащает межличностное общение. И она также организует регулярную целенаправленную деятельность людей. Делать это самостоятельно могут не многие. Труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности, структурирует психологическое время, заполняет и организует день. При потере работы люди зачастую не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.

Труд является источником цели, он связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования. Он источник дохода и средство контролирующее течение вашей жизни. труд общество социальный

Труд структурирует не только индивидуальную, но и коллективную жизнь людей: их социальные роли, социальное пространство и время. Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в котором живет индивид, также оказывается функционально расчлененным: место работы, дом, место отдыха. Отсутствие дома большей части населения в течение рабочего дня определяет городскую среду обитания (спальные районы, рабочие города) и организацию досуга (зрелищные мероприятия проводятся после окончания рабочего дня).

Занимаясь физическим и умственным трудом, создавая материальные и иные блага, неуклонно совершенствуя орудия и собственно процесс труда, люди вместе с тем совершенствуют и самих себя.

Важно показать роль труда в жизни семьи. Она непосредственно связана с трудом, как в своих собственных интересах, так и на благо общества. «Без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера»,-- утверждал К. Д. Ушинский.

Труд для каждой семьи служит источником материального благосостояния. Для нормального функционирования семьи, естественно, необходимы соответствующие материальные условия: наличие жилой площади, обстановки, предметов быта и т. п., а также средств к существованию. В. А. Сухомлинский предупреждал: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше - рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу».

Производительный труд на общую пользу помимо материального обеспечения приносит большое нравственное удовлетворение. Производя духовные и материальные ценности, человек делает жизнь лучше. Все это дает ему законное основание чувствовать себя нужным другим людям, обществу, ощущать себя полноценным гражданином. А это великое чувство.

Добросовестный труд вызывает естественное уважение товарищей по работе, членов семьи, всех окружающих. Высокая оценка рабочего человека на производстве, его активная гражданская позиция положительно сказываются на трудовой атмосфере семьи: другие ее члены не могут себе позволить недобросовестности, лени в атмосфере организованности, бодрости, оптимизма, ответственности.

Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них -- обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд -- мука, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии.

Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде? Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего предполагают праздность. Вспомним сказки-русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чудесное дерево, приносящее плоды круглый год - символы изобилия без труда. Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы: "В поте лица будешь добывать хлеб свой". Во всех легендах упоминается Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети. Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.

Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты - одежду. Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, труд -- почти религия.

4. Самосовершенствование в процессе труда

Труд умственный и физический представляет собой не только естественное условие приобретения средств к жизни, способ и средство творческого воздействия и господства человека над внешней природой, но вместе с тем и средство самообладания - осуществление господства человеческого духа над низшими силами своей природы. При всяком труде требуются усилия и настойчивость в преодолении инертности и сопротивления обрабатываемых материалов, необходимы бывают терпение и постоянство в выполнении часто прозаической и черновой работы. Все это вырабатывает волевые качества, самообладание, без чего никакая работа успешно не совершается и которые так необходимы человеку. Труд служит нравственным целям и с другой стороны. Человек, сосредоточивая свое внимание на цели, предмете и технике выполнения известного труда и направляя жизненные силы и энергию на его осуществление, тем самым воспитывает в себе самособранность; мысли его не рассеиваются и не блуждают попусту туда и сюда, будучи сосредоточены на успешном выполнении труда. Вместе с этим в труде подрываются и физиологические страсти (здоровый физический труд и «здоровая усталость», тогда и крепкий здоровый сон). Наконец, в труде человек находит повод и средство к преодолению и искоренению эгоизма.

В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Благодаря трудовой деятельности у человека развиваются мышление, способности, интересы, приобретаются знания, умения и навыки, укрепляется воля, формируется характер.

Труд вызывает различные чувства, в зависимости от объективных условий, в которых человек работает. О радостных переживаниях, которые дает труд, в особенности успешный, говорят представители всех профессий.

Совершенствование личности в ходе общественного развития приводит к тому, что одной из первейших потребностей человека становится труд, а процесс труда превращается в источник положительных чувств. Кому случалось сделать своими руками какую-нибудь вещь, тому знакомо это чувство радости и душевного подъема, не доступное бездельникам.

Любой вид труда, в котором проявляется инициатива, создается нечто новое, вносится усовершенствование в процесс работы, приобретает творческий характер.

Творчеством называется оригинальное решение какой-либо трудовой задачи или создание нового материального или духовного продукта деятельности, имеющего общественную ценность. Предметом творчества может быть изобретение машины, внесение рационализаторского предложения на производстве, создание художественного произведения -- литературного, музыкального, применение новых оригинальных приемов, обеспечивающих успех труда, (инженера, врача, учителя, рабочего). Чтобы работа стала творческой, надо проявлять настойчивость и трудолюбие. Многие думают, что дело только в способностях, что талантливые люди занимаются творчеством легко, что у них само все получается. На самом деле даже талантливый человек ничего не создаст, если не будет упорно работать.

В любой работе не следует избегать трудностей. Преодолевая их, человек развивается, укрепляет духовные и физические силы. Примером стремления к трудной, а не легкой работе могут служить летчики-космонавты. Юрию Гагарину, с отличием закончившему летное училище, предложили самому выбрать место службы. Он уже заранее решил ехать туда, где труднее, он чувствовал себя «сыном могучего комсомольского племени и не считал себя вправе искать тихих гаваней». Гагарин и его товарищи попросились на Север.

Но одного трудолюбия для творчества недостаточно. Нужны и соответствующие способности, которые развиваются в процессе самой деятельности, если человек проявляет необходимую волю и интерес к труду.

В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. Отсутствие труда вырождает сословия, лишает их человеческих достоинств, нравственности и в конце концов действительного счастья.

Вне серьезного умственного и физического труда нет развития личности, человек теряет «дорогу в жизни». «Есть и такие господа, - писал К. Д. Ушинский, - которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в бильярд или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд - не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».

А можно ли вообще прожить без труда? Ведь не всегда хочется выполнять нудную, неинтересную работу. Гораздо интереснее развлекаться, как Попрыгунья-Стрекоза, которая «лето красное пропела», а с приходом зимы стала искать спасения у Трудяги-Муравья.

Во всех видах труда формируется важное качество личности - практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в производстве и быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате ранней трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется отношение ребенка к себе, а затем и отношение коллектива.

Развитие страны зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению. При этом формирование и развитие предприятий, отраслей и экономики в целом зависит не только от образовательного и профессионального уровня молодых специалистов, но и от их мотивации в сфере труда, от доминирующих в трудовой деятельности ценностных ориентаций и установок.

Молодое поколение, отвечая требованиям времени, сочетает обучение с работой в различных сферах производства; именно во время получения профессии и с выходом на рынок труда у молодых людей складываются представления о целях профессиональной деятельности и способах их достижения, что отражается на их мотивации, трудовых ориентациях и стратегиях.

Человек цениться своим трудом, а не ленью. Если человек добился всего сам, то мы уважаем его и идем по его стопам. Про труд создано немало пословиц и поговорок. “Без труда не вытащить рыбку из пруда” - эта пословица говорит нам о том, что если лениться и лежать на диване, то ты ничего не получишь.

Трудящийся человек всегда ценится в обществе и нередко он является душой компании. С ним всегда есть о чем поговорить. Труд всегда украшал, и будет украшать человека, каким бы он не был по характеру. В нашей жизни встречается лень, с которой необходимо всегда бороться. Труд помогает нам получать знания, ведь слушать и писать на уроках - это не валяться на диване. Слушать всегда огромный труд.

Трудящийся человек всегда найдет, о чем поговорить и заворожит своей привлекательностью. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. Все знают, что своими повестями и стихами он влюбил в себя многих людей, которые и по сей день изучают его биографию и учат все его произведения. Александр Пушкин собирал в зале при чтении нового произведения сотни людей, которые с удовольствием слушали его.

Я полностью согласна с пословицей, которая гласит, что в труде красота человека, и если трудиться, то будет все.

5. Упоминания в трудах известных деятелей

Труд облагораживает человека. В русском фольклоре, как и в фольклоре многих народов мира, есть множество пословиц о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен», «Труд человека кормит, а лень портит», «Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно». Человек в труде становится человеком. Английский философ Т. Карлейль точно подметил: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не нашлось работы». Вспомним пример Ильи Ильича Обломова -- героя одноименного романа И. Гончарова. По-своему добрый, милый, умный и привлекательный человек, он собственноручно разрушает свою жизнь. А ведь в молодости он «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Писатель пытается проанализировать жизненный путь своего героя и ответить на вопрос: что заставило его заняться саморазрушением? Обломов получил хорошее образование, после чего поступил на службу. И вот тут-то жизнь сразу разделилась для него на две половины. Одна из них состояла из труда и скуки, которые стали для него синонимами, другая - из покоя и мирного веселья. Когда Обломов понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», он подал в от­ставку, перестал выезжать в свет и стал вести жизнь затворника. Душой и телом он прирос к уютному дивану, просторному халату и широким туфлям. Пренебрежение каким-либо трудом со временем порождает в душе Обломова апатию и равнодушие. Даже любовь к Ольге Ильинской не может возродить в нем человека. Обломов знает наверняка, что его отношения с Ольгой постепенно превратятся в цепь различных условностей и обязанностей. Одна мысль о том, что потребуется встать с любимого дивана, «соответствовать» положению, заниматься делами, быть главой семьи, кажется герою убийственной. Ведь все это труд, а труд требует определенно­го напряжения сил и энергии. Но эти качества Обломов давно изжил в себе. «Я думала, что оживлю тебя, что ты сможешь еще жить для меня, -- а ты уже давно умер», - с горечью говорит ему Ольга. «Трудолюбие - одно из непременных мерил достоинства человека», - этими словами Ч. Айтматов предваряет свой роман «…И дольше века длится день». Главный герой Едигей Жангельдин (Буранный Едигей) «не просто труженик от природы и по роду занятий. Он человек трудолюбивой души». На разъезде Боранлы-Буранный Едигей поселился после войны. Он живет с осознанием, что кому-то нужно в сорокаградусный мороз выходить и расхищать снег, а в палящий зной ремонтировать железную дорогу. И все время встречать и провожать поезда, которые «шли с востока на запад и с запада на восток». За годы существования на разъезде переменилось много работников, но никто из них не задерживался здесь долго: слишком тяжелы были условия и невыносимо одиночество. И только Едигей жил, работал и чувствовал себя счастливым, потому что верил: труд его не напрасен, он на пользу людям и поездам. В русском народе всегда уважали людей трудолюбивых, старательных, чтили тех, у кого в руках любое дело спорилось, кто вкладывал в труд частицу своей души. Гимном такому человеку-творцу звучат роман П. Загребельного «Диво» и поэма Д. Кедрина «Зодчие». Роман «Диво» рассказывает о безымянных строителях храма Святой Софии в Древнем Киеве, поэма «Зодчие» - о возведении храма Покрова. И в том и в другом случае мы видим таинство создания святыни - церкви «невестиной красоты». Мы следим за тем, как разворачиваются события, и словно становимся их непосредственными участниками. Мы видим загорелые, усталые лица изможденных мастеров, выполняющих тяжелую работу. Вместе с тем они счастливы, потому что стараются передать камню то тепло человеческих рук и душевную нежность, которые сопровождают каждое их действие. Они выплетают «узоры из каменных кружев, как возводят столбы, и, работой своею горды, купол золотом жгут…» («Зодчие»), И постепенно перед нашим мысленным взором поднимается белая церковь, подобная невесте в подвенечном наряде. На долгие века она становится олицетворением трудолюбия и таланта русского человека. О труде, об отношении к труду можно говорить бесконечно. О воспитательной роли труда, о важности общественно-полезного труда лучше всего скажут строки Твардовского: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». А закончить свои размышления мне хотелось бы словами Э. Хемингуэя: «Работа - это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление - в работе».

Источники

1. http://www.rummuseum.ru/lib_e/engels_trud.php

2. http://www.v-ratio.ru/deti/110-trud-radost.html

3. https://pro-psixology.ru/trud-obshhenie-i-igra/292-radost-truda.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальная сущность труда, его характер и содержание. Системность совершенствования личности труженика. Предметы и средства труда, средства производства и технологии. Значение труда в развитии человека. Проблемы формирования рабочей силы на рынке труда.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Определение понятия "труд". Структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда как предмет социологии труда. Основные виды труда, характеристика его функций. Анализ роли труда в жизни человека и общества.

    реферат , добавлен 01.12.2014

    Обзор социологических теорий по социологическим проблемам труда, трудового коллектива. Труд как основная категория социологии труда, ее задачи: оптимизация социальной структуры общества, анализ рынка труда, реализация трудового потенциала работника.

    доклад , добавлен 10.05.2009

    Возникновение и становление социологии труда. Предмет и структура этой дисциплины. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. Направления решения проблемы рациональной организации труда. Классические и современные теории социологии труда.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами. Анализ уровня, характера занятости и безработицы в обществе. Государственное регулирование рынка труда. Социальные аспекты жизни населения.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2015

    Развитие рынка труда. Участие человека в экономической деятельности. Понятие и концепции качества трудовой жизни. Диапазон проблем, входящих в понятие "условия труда". Условия, обеспечивающие качество трудовой жизни. Условия воспроизводства рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Изучение нормативно-правовой базы статуса "ветеран труда" в России. Направления, формы, методы социальной работы с ветеранами труда. Исследование технологий социальной работы с ветеранами труда на примере Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2013

    Значение труда в жизни человека и его влияние на культурно-мировоззренческие ценности личности. Раскрытие сущности трансформации характера, форм и способов труда в постиндустриальном обществе. Производительность и социальный статус волонтёрского труда.

    статья , добавлен 05.08.2013

    Понятие и сущность прогнозирования. Анализ факторов, влияющих на формирование и динамику развития рынка труда и его структуру на примере Нижневартовска. Мероприятия, направленные на комплексное регулирование спроса на труд и предложения рабочей силы.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Основные категории социологии труда. Индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Потенциальная опасность производственных факторов на рабочем месте. Прогрессивные методы организации труда. Этапы процесса автоматизации производства.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Цель :

Закрепить знания воспитанников о значении труда в жизни человека.

Задачи:

1. Показать воспитанникам необходимость учебной подготовки для дальнейшей трудовой деятельности. Расширить кругозор детей в мире профессий.

2.Развивать устную речь, внимание, память, творческое воображение.

3. Способствовать формированию ответственного отношения к труду, прививать уважение к человеку любой профессии.

Оборудование и материалы:

Презентация по теме

Плакат «Три основных дела»

Раздаточный материал (человеческие качества

характера, характеристика семейных качеств)

Плакат с пословицами о труде

Музыкальное сопровождение

Раздаточный материал для творческой работы детей (деревянная подставка, проволока, бисер).

Карточки с заданием для пантомимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ТО "ТС (к)О школа-интернат 7 вида"

Воспитательное мероприятие

«Труд в жизни человека».

Воспитатель:

Антонова Елена Николаевна

Воспитательное мероприятие: « Труд в жизни человека».

Цель :

Закрепить знания воспитанников о значении труда в жизни человека.

Задачи:

1. Показать воспитанникам необходимость учебной подготовки для дальнейшей трудовой деятельности. Расширить кругозор детей в мире профессий.

2.Развивать устную речь, внимание, память, творческое воображение.

3. Способствовать формированию ответственного отношения к труду, прививать уважение к человеку любой профессии.

Оборудование и материалы:

Презентация по теме

Плакат «Три основных дела»

Раздаточный материал (человеческие качества

Характера, характеристика семейных качеств)

Плакат с пословицами о труде

Музыкальное сопровождение

Раздаточный материал для творческой работы детей (деревянная подставка, проволока, бисер).

Карточки с заданием для пантомимы

Организационный момент:

Воспитатель:

Добрый вечер, ребята! Добрый вечер,уважаемые гости.

Ребята, сели правильно, будьте пожалуйста внимательны. Начинаем наше занятие.

Ход занятия:

1. Введение в тему.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Что бы продолжить наше занятие, нам нужно отгадать его название.

Сейчас мы поиграем в игру: «Доскажи словечко» и узнаем о чем пойдет речь.

Воспитатель:

1. «Землю красит солнце,

Воспитанник: - а человека труд».

2. Воспитатель: «Умелые руки

Воспитанник: - не знают скуки».

3. Воспитатель: «Терпение и труд

Воспитанник: - всё перетрут».

4. Воспитатель: «Кончил дело

Воспитанник: - гуляй смело».

5. Воспитатель: «Поспешишь

Воспитанник: – людей насмешишь».

Воспитатель: Ребята, о чем эти пословицы?

Воспитанники: О труде.

II. Введение в тему занятия.

Воспитатель:

Правильно о труде. Следовательно, тема нашего занятия:

«Труд- основа всему!»

Слайд 1

Воспитатель:

Как вы понимаете это выражение?

Воспитанник:

Без труда человек не сможет добиться того, что ему нужно.

Воспитатель:

Да, правильно ребята. Труд человека кормит, поит,одевает и на ум наставляет. Труд и жизнь – это неразделимые понятия. Мы знаем,что любая вещь - это результат труда многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, нужно много знать и уметь.

Воспитанник:

Стол, за которым ты сидишь, кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж, тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом, и каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом, а не свалилось с неба.

За все что создано для нас, мы благодарны людям.

Придет пора, наступит час, и мы трудиться будем.

III . Основная часть.

Слайды 2-5

Воспитатель: (демонстрирует воспитатель и говорит)

Да ребята труд – самый замечательный волшебник. Трудится человек – появляются чудесные машины, прекрасные дома, цветут сады, растут хлеба. Но ни одно дело, ни одну вещь не возможно сделать без чего, ребята?

Воспитанники:

Без рук!

Воспитатель:

Да, правильно! Без наших рук. Много замечательных вещей создали пытливый ум и золотые руки мастеров. Не зря существует на Руси выражение «Золотых дел мастер» .

Воспитанник:

Золотые руки- руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти -

Самые нужные руки на свете.

Воспитатель:

Ну вот,ребята, если есть выражение «Золотые руки» , значит и дело может быть «золотым».

А как вы думаете,ребята, какое дело может называться золотым?

Воспитанник:

Которое сделано с душой.

Воспитатель:

Да, ребята, трудно переоценить значения труда. Ведь все в мире создается благодаря только ему. А лучшее появляется тогда, когда человек делает свое дело на совесть, вкладывает в свое дело душу. Такое дело называют «Золотым». Только на это надо немало усилий. Да, за всю жизнь человек делает множество дел.

Как гласит древняя мудрость, за свою жизнь человек должен сделать три главных дела. Как вы думаете какие?

Воспитанники:

Посадить дерево.

Построить дом.

Вырастить ребенка.

Воспитатель:

1. Посадить дерево. 2. Построить дом. 3.Вырастить ребенка.

Сейчас мы заочно попытаемся сделать эти три главных дела.

Первая наша задача вырастить дерево жизни. На котором будут расти важные человеческие качества. Обратите внимание на эти рисунки, в чем их различие?

Воспитанник:-

Один рисунок относится к благополучной семье, а другой к не благополучной.

Воспитатель:

Правильно, ребята.

У вас на столе лежат карточки в форме листочков с написанными словами:

Беззаботный Трудолюбивый Заботливый Безответственный

Воспитанный Ленивый Ответственный Бессовестный

Порядочный Неряшливый Терпеливый Невоспитанный

Непорядочный Опрятный.

Ваша задача определить к какому дереву они относятся.

Прочитали? Кто из вас готов, поднимите руку? Пожалуйста.

Какие из этих человеческих качеств вам не понятны?

(дети выполняют задание: приклеивают листочки к деревьям)

Воспитатель:

Деревья оделись в листву.

А теперь скажите, с какими из этих качеств человеку будет легче в жизни справится с любыми трудностями?

Воспитанники:

С хорошими человеческими качествами.

Слайд 6 (слова А.П.Чехова)

Воспитатель:

Читает «В человеке все должно быть прекрасно

и душа, и тело, и поступки, и мысли ».

И это действительно так, на протяжении всей жизни человек должен работать над собой, над своим совершенствованием. Как дерево дает свои плоды, так и человек за свою жизнь оставляет после себя след. Человеку природой заложено создавать, творить.

Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю краше, Родину богаче.

Не зря есть крылатое выражение «Каждый человек - кузнец своего счастья».

Следующая наша задача,ребята, построить дом.

Для этого задания мне понадобятся 2 человека.

Перед вами лежат карточки в виде «бревнышек» на которых написаны слова: наглость, доброта, раздор, порядочность, безразличие, щедрость, ненависть, сплоченность, безделие, любовь,хамство, трудолюбие, зависть, понимание, ответственность, безответственность. Из этих « бревнышек» вам нужно выстроить дома.

Прочитайте что написано на них, и подумайте к какому из этих «домиков» подойдут эти «бревнышки».

(выполнение задания детьми)

Воспитатель:

Лень –бедность-зло! Труд-достаток-добро!

Молодцы, ребята, справились с заданием!

Теперь вы сами без подсказки сможете сказать какой дом, будет прочнее?

Ответ детей.

Воспитатель:

Итак, ребята, следующая наша задача заочно вырастить ребенка.

В каждом из этих домов живет семья.

Чему может научиться ребенок в такой семье?

Ответ детей.

Какие могут развиваться у ребенка способности – таланты?

Ответ детей.

Воспитатель:

В благополучной семье ребенок может развить такие качества как: рисование, пение, любовь к чтению, танцам, труду, занятию спортом, музыке.

В неблагополучной семье у ребенка развиваются отрицательные качества: тяга к курению, алкоголю, воровству, хулиганству, хамству, безделию.

Воспитатель:

В какой семье ребенку будет легче жить и чему-то научиться?

Воспитанники:

В благополучной.

Воспитатель:

Воспитать ребенка-это значит вырастить частичку себя. А вот каким вырастит ребенок во многом зависит от родителей. Быть родителями - это большая ответственность.

Мама –вам дарит любовь, ласку заботу. Отец-помогает вам быть самыми сильными, мужественными, порядочными, уверенными в себе.

Это все, конечно, большой труд. Так что азы к труду у вас заложены с детства в семье. И сейчас вам продолжают прививать трудолюбие в школе.

Учитель - дает вам знания, воспитатель- вкладывает в вас душу. Каждый работник,своим примером, прививает вам трудолюбие, добросовестность и тем самым проявляют заботу о вас.

На протяжении всей своей жизни вы видите труд своих родных и всех людей окружающих вас.

А знаете ли вы как называются их профессии?

Воспитанники:

Шофер,учитель, строитель.

Воспитатель:

Но есть одна еще очень важная профессия о которой нельзя забывать, благодаря которой мы живем: « Есть такая профессия Родину защищать».

Слайд-7 (солдат)

Воспитатель:

Помните какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста помните!

Ребята, а кто из вас может назвать профессии своих родителей?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, много знаете профессий.

Посмотрите, пожалуйста, сюда, некоторые из них есть у нас на выставке.

А сейчас мы поиграем.

Игра – пантомима: - «Угадай профессию».

(воспитанник берет карточку с названием профессии и изображает её, а остальные дети должны угадать- профессию).

Карточки:

1. Врач. 2. Парикмахер. 3. Доярка. 4. Водитель.

5. Повар. 6. Строитель. 7. Моляр. 8. Учитель.

9. Художник.

Молодцы! Справились хорошо.

Воспитатель:

А сейчас послушайте стихотворение.

Читают воспитанники:

1. У каждого дела запах особый.

В булочной пахнет тестом и сдобой.

2. Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

3. Мимо столярной идешь мастерской.

Стружкою пахнет и свежей доской.

4. Рыхлою землёю полем и лугом.

Пахнет крестьянин идущий за плугом.

5. Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак.

Воспитатель:

Ребята, сейчас в нашем современном мире, появилось очень много новых профессий.

Слайд- 8

1.Фермер. 2. Менеджер. 3.Предприниматель. 4. Нотариус. 5. Программист.

6. Эколог.

Воспитатель:

Ну вот, ребята, о профессиях мы с вами поговорили,

а теперь давайте вспомним, какие вы знаете современные фермерские хозяйства.

Слайд - 9

1. Русское молоко.

2. Мираторг.

3. Меленское картофелеводческое хозяйство.

4. Агрохолдинг «Богомаз»

Воспитатель:

Кто мне скажет, производством чего занимаются эти хозяйства?

Воспитанники:

Русское молоко – занимается производством молока и сырных изделий.

Мираторг- производством мяса и мясных изделий.

Меленское картофелеводческое хозяйство – картофель.

Воспитатель:

Как мы уже сказали, ребята, труд –основа всему.

Любой труд – должен приносить пользу. Человек знающий свое дело, мастер, профессионал – это всегда востребованный работник,

Он всегда в почете, и что немало важно его труд оплачивается выше.

Давайте вспомним пословицу:

- «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.»

Как вы понимаете эту пословицу?

Воспитанники:

Чтобы добиться хороших результатов в каком-то деле, обязательно нужно хорошо постараться.

Воспитатель:

Да, правильно, ребята, человек должен относится к своему труду добросовестно и всегда доводить его до конца.

Ребята,а кто мне скажет какой для вас сейчас самый важный труд?

Воспитанники:

Учеба.

Воспитатель:

Да, правильно, ребята.

Воспитанник:

На свете есть одна страна,

Где труд всегда в почете.

И эта умная страна,

Страна, где мы живем.

Воспитатель:

Кто мне скажет,ребята, почему учеба главный труд?

Воспитанники:

Потому,что все знания,которые мы приобретаем помогают справиться с жизненными трудностями.

Воспитатель:

Да, ребята, всё в мире знать просто невозможно, на протяжении всей своей жизни человек всегда чему-то учится.

Слайд – 10.

Воспитатель:

Даже великий русский император,Петр I , не смотря на свой статус и богатство, всю свою жизнь посвятил изучению различных наук. Благодаря ему возведен город –Санкт-Петербург. Это памятник культуры.

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. И

как найти ту единственную, свою, профессию, которая, будет приносить пользу обществу и радость самому себе?

Поэтому,ребята, все чему вы научились в школе, дома – это очень важные навыки, они вам очень пригодятся в жизни. Человек, который владеет многими ремеслами, чувствует себя независимым, и может сэкономить на многих вещах.

Значит человек всю свою жизнь должен,что делать,ребята?

Воспитанники: Учиться!

Воспитатель: Да, правильно,учиться!

Учиться грамотности, учиться человечности, учиться профессии.

Воспитанник:

Надо девять лет учиться,

Не лениться,а трудиться.

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Повора и кузнецы,

Водолазы и певцы

Все профессии важны,

все профессии нужны.

Воспитатель:

Ребята, кем бы вы хотели стать в будущем?

Воспитанники:

Ответы детей

Воспитатель:

Хорошо, молодцы!

Обратите внимание, ребята, здесь у нас на выставке есть брошюры куда можно пойти учиться, может, они помогут в выборе вашей будущей профессии. Возможно кто-то из вас пойдет по стопам своих родителей.

IV. Заключительная часть.

А сейчас, ребята, я предлагаю сделать вам поделку « дерево желаний» .

Перед вами лежит бисер зеленого и белого цвета. Изготавливая веточки дерева, учтите, что хорошие желания – белого цвета, а плохие, от которых вы, хотели бы избавиться – зеленого.

(Воспитатель объясняет этапы изготовления поделки из проволоки и бисера, повторяет технику безопасности с детьми при работе.

Оказывает помощь детям в изготовлении «дерева желаний»).

Воспитатель:

Ребята, молодцы, справились с работой. И я вижу, что на ваших деревьях больше хороших желаний.

Я желаю вам,ребята,чтобы все ваши желания исполнились, чтобы вы стали мастерами своего дела.

Согласитесь,ведь это так просто: помогать людям, создавать вокруг себя красоту, беречь все,что создавалось веками. Эти три правила жизни помогут вам найти себя, сделать нашу Родину лучше и стать достойными гражданами нашей страны. «Трудитесь! Мир не будет раем, для тех,кто хочет быть лентяем.»

Давайте вспомним, ребята, о чем мы говорили на занятии?

Что вам больше всего понравилось?

Воспитанники:

О том,что надо трудиться и учиться всю свою жизнь.

Нам понравилось делать поделку «Дерево желаний».

Воспитатель:

Кто из вас запомнил три основных правила жизни?

Ответ детей

Давайте повторим в чем заключается основа труда.

Слайд- схема-11

(дети работают со слайдом)

Воспитатель:

И завершить наше занятие я хочу словами

Р. Рождественского:

«Пока в пространстве кружится планета

На ней, залитой солнцем,никогда

Не будет дня,чтоб не было рассвета

Была бы охота, заладится любая работа. Землю красит солнце, а человека труд. Труд человека кормит, а лень портит. Умелые руки, не знают скуки. Все работы хороши, выбирай на вкус.

«В человеке всё должно быть прекрасно и душа, и тело, и одежда, и мысли.» А.П.Чехов

За Родину!

Фермер - крестьянин-предприниматель, который владеет землей или арендует ее, и занимается на ней сельским хозяйством Программист - специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для компьютеров, то есть программированием. Нотариус - (лат. notarius - писарь, секретарь) - лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах. Предприниматель -лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства Менеджер - (от англ. manage «управлять») - руководитель, управляющий, управленец; специалист в области управления. Управляющий является должностным лицом предприятия или сферы услуг, в котором он работает, и входит в средний и высший руководящий состав предприятий или сферы услуг. Определяющим признаком управляющего является наличие подчиненных. Эколог - это специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха. Изучает влияние промышленных отходов на растения, животных и человека, составляет прогноз развития ситуации, разрабатывает пути наименьшего воздействия на природу. Занимается исследованием допустимости и критичности ситуаций.

ОАО «Русское молоко» Тип Открытое акционерное общество Год основания 2003 Расположение Россия: город Руза Московской области Ключевые фигуры Бойко-Великий Василий Вадимович (президент), Белозеров Геннадий Андреевич (генеральный директор) Отрасль Пищевая промышленность Продукция Молочная продукция Сайт russkoe-moloko.ru

Агропромышленный холдинг « Мираторг » Тип Холдинговая компания Год основания 1995 Расположение Россия: Москва Ключевые фигуры Линник Виктор Вячеславович (президент) Отрасль Производство продуктов питания, сельское хозяйство Оборот ▲ 48,1 млрд руб. (2012 год) Чистая прибыль ▲ 11,2 млрд руб. (2012 год) Число сотрудников 16000 Сайт www.miratorg.ru

ООО « Меленский картофель» Полное наименование организации Общество с ограниченной ответственностью "Меленский Картофель" Регион Брянская область Адрес 243253, Брянская область, Стародубский район, с Меленск, ул Школьная, д 1 Директор компании Якушенко Николай Николаевич

Петр I – великий император Российской империи.

Труд Труженик Пропитание Благополучие Радость П ольза Учеба


Сочинение «Труд в жизни человека».

Особо важную роль играет труд в жизни человека. Он требуется как минимум для того, что обеспечить себя и своих близких, жить в хороших условиях и т.д.

С юного возраста каждый человек начинает приучаться к труду. Как правило, впервые это происходит в школе. Труд школьника заключается в его учёбе и получении новых знаний, что требуется для получения образования. Серьезная взрослая жизнь начинается лишь после окончания учебы, когда люди начинают работать. Существуют различные специальности, но каждая из них имеет важную роль. Следовательно, не имеет значения, какую профессию выберете вы, так как она всё равно значима. Любая специальность полезна и ориентирована на решение различных человеческих проблем.

Важность профессий

Строитель работает для того, чтобы возводились новые здания, такие как жилые дома, учебные заведения, больницы и т.д. Шахтер трудится, чтобы с помощью добытого угля мы получали тепло и горячую воду. Парикмахер нужен, чтобы получить с его помощью красивую стрижку и выглядеть опрятно. Всё это говорит лишь о том, что каждая профессия имеет значение и её нельзя заменить.

Магазины не могут существовать без продавцов, дети не будут получать знания без учителей, а лечить людей будет некому, если в больницах не будет врачей. Все работают на благо своей семьи и других людей. Этот труд обязательно оплачивается, что позволяет человеку приобрести необходимые для него блага. Деньги за труд позволяют оплатить коммунальные затраты, купить продукты питания, вещи и многое другое.

Подобно тому, как у военных имеются разные звания, в каждой профессии также есть возможность продвижения и развития. Как правило, руководителями становятся те, то начал трудиться в компании как обычный рабочий. Благодаря труду и приложенным усилиям, им удалось дорасти до руководящей должности.

Значимость труда

Труд благоприятно сказывается на развитии человека. Он позволяет познать новое и усовершенствовать свои умения. Некоторым удается за жизнь освоить несколько профессий, выбирая ту, которая больше нравится. То, чем вы будете заниматься в своей жизни, находится исключительно в ваших руках. Именно вы выбираете свою профессию.

Каково значение труда в жизни человека ? Приобретение трудовых, как и других навыков, совершается человеком в течение всей его жизни. Степень сложности их постепенно растет. Человек привыкает преодолевать трудности в приобретении этих навыков. Все, что легко, не вызывает в нем интереса. Так воспитывается воля . Этот процесс в первую очередь касается центральной нервной системы , которая руководит всеми жизненными отправлениями нашего организма. Каждая задача, которая решается человеком, как бы заряжает нервные центры новой энергией . Чем значительнее эта задача, тем осмысленнее жизнь.

Связь между психическим и физическим состоянием организма

Труд помогает на долгие годы сохранить , ясность мысли и интерес к жизни . Это наполняется еще более глубоким смыслом, когда речь идет о свободном творческом труде. Как часто можно наблюдать людей, которые даже не замечают своих иногда тяжелых недугов, если страстно увлечены любимым делом . Так происходит потому, что в организме существует теснейшая связь между психическим и физическим состоянием организма . Известно, что чем здоровее человек, тем больше у него оснований для обладания положительными моральными и волевыми качествами, хорошего настроения и высокой работоспособности . Такова же зависимость физического состояния от психического . Состояние здоровья в значительной мере зависит от функционирования внутренних органов . При этом огромное значение имеют сигналы, идущие от центральной нервной системы к , легким и другим органам. Чем четче выражена целеустремленность, воля, тем положительнее влияние центральной нервной системы на внутренние органы и больше оснований для полноценного здоровья.

Эмоциональные факторы

Большую роль играют здесь и эмоциональные факторы (настроение). При хорошем настроении в организме вырабатываются вещества, стимулирующие работоспособность внутренних органов. Так, надпочечники выделяют больше адреналина , увеличивается мобилизация из печени и мышц углевода-гликогена , который при расщеплении освобождает энергию . Плохое настроение – уныние, апатия тормозит этот и другие процессы, стимулирующие работоспособность организма. С этих позиций становится понятным, почему при плохом настроении «опускаются, руки». Стоит же приняться за работу, как рассеивается самое плохое настроение . Труд не только отвлекает от мрачных мыслей, но и вселяет в человека веру в будущее. Именно эти свойства труда используются в лечебной практике даже при самых тяжелых заболеваниях нервной системы, сопровождающихся расстройством психики. Трудотерапия зачастую помогает там, где бессильны другие медицинские средства.

Значение трудовых процессов

При изучении вопросов, относящихся к активной деятельности до глубокой старости, всегда удавалось выявить значение трудовых процессов . Таких примеров немало. До 89 лет трудился президент Академии наук Карпинский. Академики Бах, Зелинский, Гамалея трудились до 90–93 лет. Л. Н.Толстой и И.Е. Репин умерли в возрасте более 80 лет, обладая недюжинным здоровьем. Известный итальянский художник Тициан в 95-летнем возрасте закончил свою монументальную картину «Христос в терновом венце». Таким образом, целевая «рабочая» установка, стимулирующая жизнедеятельность организма, относится как к умственному, так и к физическому труду. Правда, малоподвижная поза обычно сопровождает умственную деятельность, уменьшает физиологическую ценность умственного труда. В то же время посильный физический труд , активная деятельность, с которой он неразрывно связан, является важнейшим фактором оздоровления. Далеко небезразлично для организма, в каких условиях совершаются трудовые процессы. Имеется в виду и гигиеническая обстановка , в которой находится человек во время трудовой деятельности, энергетические и нервные затраты . Исходя из этого и должны планироваться восстановительные мероприятия как во время, так и по окончании работы. При должном восстановлении труд является главным стимулятором жизнедеятельности. Если же не обеспечивается такое восстановление, это ведет к переутомлению, снижению работоспособности , – в организме создаются условия для развития различных заболевании.