Технические требования. Фундамент для АМС (антенно-мачтовых сооружений) Какая зона считается безопасной вокруг амс

Приложение 1.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Определения:

Обязательные требования – это требования, при невыполнении которых в полном объеме или частично Участник может быть снят с Конкурса по решению Конкурсной комиссии Столичного филиала ОАО «МегаФон».

АМС – антенно-мачтовые сооружения (башни, мачты, столбы).

Новая подрядная организация – подрядная организация ранее не предоставлявшая услуги по строительству АМС в Столичном филиале ОАО «МегаФон»

Конкурсное предложение должно быть подготовлено Участником конкурса в соответствии с требованиями, указанными в нижеследующих разделах.

Раздел 1. Общие требования

Документы и информация, запрашиваемые в данном разделе, должны быть приведены в Конкурсном предложении в разделе «Основной пакет документов»


    1. Наличие лицензий и разрешений
В рамках данного Конкурса рассматривается предложения Подрядных организаций имеющих все необходимые лицензии и разрешения необходимые для строительства антенно-мачтовых сооружений. Кроме этого, Участник конкурса гарантирует, что все материалы и решения, используемые им при строительстве АМС имеют необходимые сертификаты для использования их в РФ.

    1. Техническое описание АМС
В составе документов, подаваемых для участия в Конкурсе, Участник конкурса должен предоставить техническое описание АМС и эскизный проект (в соответствии с Техническим заданием Заказчика) с приведением его основных технических характеристик, при необходимости, копии заверенных Технических условий и действующих сертификатов.

Все вышеперечисленные документы, относящиеся к техническому описанию оборудования, должны предоставляться только на электронном носителе.


    1. Обязательные требования к участникам конкурса:

      1. период работы на данном рынке не менее 12 (двенадцати) месяцев

      2. положительный опыт работы с ОАО «МегаФон» филиал Столичный (для действующих контрагентов)/наличие положительных отзывов от других операторов связи по ранее построенным объектам (для новых подрядных организаций)

      3. удовлетворительное финансовое состояние компании (выводы по данному пункту принимаются исходя из анализа финансовой и налоговой отчетности за последние годы, включая поквартальную за текущий год)

      4. согласие работать по схеме оплаты, указанной в пункте 6.2 «Приглашения на участие в конкурсе»
1.4 Срок гарантии на произведенные работы

Участник конкурса должен подтвердить, что готов предоставлять услуги по проектированию и строительству АМС на следующих условиях:

Гарантийный срок на произведенные работы составляет не менее 24 месяцев с даты окончательной приемки АМС Заказчиком.

Гарантийный срок на окраску металлоконструкций составляет не менее 5 (пяти лет) с даты окончательной приемки АМС Заказчиком.

После завершения монтажа АМС и до проведения работ по инсталляции АФУ) Заказчик по заявке Подрядчика по строительству проводит техническую приемку АМС.

Раздел 2. Финансовые требования.

Документы и информация запрашиваемая в данном разделе должны быть приведены в конкурсном предложении в разделе «Финансовая часть»


    1. Требования к таблицам цен и расчету стоимости на работы
Таблицы цен на работы должны быть полным и и отражать все виды работ из которых складывается стоимость укрупненных позиций в таблице 1 Формы 2.2.

Прайс-лист должен быть предоставлен как на бумажном носителе, так и в формате Excel.

Раздел 3. Исходные данные для подготовки конкурсного предложения


    1. Участнику конкурса предлагается сделать Конкурсное предложение, в котором он должен будет предложить стоимость строительства АМС в соответствии с Техническими заданиями Заказчика.

    2. По итогам Конкурса, может быть отобрано не менее двух Подрядных организации для строительства АМС в Столичном филиале ОАО «МегаФон».
В случае если, по результатам Конкурса будет отобран Новая Подрядная организация, то решение о выделяемых ей квотах на строительство АМС будет приниматься после приемки Заказчиком первого объекта законченного строительством.

Раздел 4. Методика оценки конкурсных предложений и подведения итогов Конкурса


    1. Оценка предложений Участников конкурса, выполнивших все Обязательные требования и иные условия Приглашения, будет состоять из двух частей:

  • Оценка Основного пакета документов;

  • Оценка финансовой части предложения.

    1. Оценка Основного пакета документов будет производиться на соответствие условиям Конкурса и требованиям Заказчика.
При оценке конкурсных предложений Участников конкурса учитываются финансовая составляющая конкурсного предложения, качественный показатель и срок строительства. Оценка коммерческих предложений Участников конкурса, выполнивших все Обязательные требования и иные условия Конкурса, рассчитываются по формуле:

R =

С MIN

x 70 +

K ПОДР.

x 20 +

T MIN

x 10

С ПОДР.

K MAX

T ПОДР.

Где:


R

= Финальный результат оценки Конкурсного предложения;

С MIN

= Минимальная стоимость ПИР и СМР из всех полученных предложений;

С ПОДР

= Стоимость ПИР и СМР оцениваемого участника конкурса;

K MAX

= Максимальный балл оценки качества строительства всех Участников конкурса;

K ПОДР

= Оценка качества строительства непосредственно Участника конкурса (оценивается Конкурсной комиссией по 3-х бальной шкале).

T MIN

= Минимальный срок строительства объекта (выполнения работ) из всех полученных предложений;

T ПОДР

= Срок строительства объекта (выполнения работ) оцениваемого Участника конкурса.

Раздел 5. Порядок работы после завершения Конкурса

    1. По итогам сравнительного анализа и оценки коммерческих предложений Участников конкурса конкурсной комиссией будет вынесено решение о победителе Конкурса (1 место), а также об Участниках конкурса, занявших 2 и последующие места. С победителем Конкурса будет подписано соглашение о предоставлении гарантированной квоты заказов на строительство АМС, указанной в п. Error: Reference source not found. В случае, если в числе Участников конкурса, занявших места с 1 по 2, будет хотя бы одна новая Подрядная организация, то Заказчик подпишет с Участниками конкурса, занявшими места 2 и 3, Рамочные договоры о предоставлении определенной для них негарантированной квоты заказов на строительство АМС. В случае, если среди двух лучших предложений не будет новых поставщиков, то Заказчик подпишет Рамочный договор с негарантированной квотой заказов на строительство АМС только с Участником конкурса, занявшим второе место.

    2. После подписания Рамочных договоров и Соглашений с победителем Конкурса, Заказчик будет осуществлять заказы на строительство АМС по указанным в Соглашениях ценам.
Раздел 6. Технические задания на АМС

6.1 Техническое задание на строительство башни высотой 70 метров.

Радиотелефонные (РТФ) антенны типа Kathrein – 12 штук: 6 штук на отметке 70 метров и 6 штук на отметке 67,5 метра на технологических площадках. РТФ антенны одного диапазона размещены с вертикальным зазором не менее 0,5 м между ними. Крепление РТФ антенн производится штатными хомутами к трубе. Габаритные размеры антенн составляют: 2386х292х192. Вес одной антенны составляет 12,5 кг;

Кабель к РТФ антеннам:

– 12 штук, Ø 25 мм – по два на каждую из антенн. Вес погонного метра кабеля – 0,7 кг;

– 12 штук, Ø 50 мм – по два на каждую из антенн. Вес погонного метра кабеля – 1,16 кг;

- Ø 1,2 м – 3 штуки с центрами раскрыва на отметке не ниже 70 метров и 2 штуки с центрами раскрыва на отметке не ниже 65 метров.

- Ø 0,6 м – 3 штуки с центрами раскрыва на отметке не ниже 51 метра.

3. Оснащение АМС.

5. Для защиты от прямых ударов молнии должны быть предусмотрены конструкции для систем молниезащиты и заземления. Для обеспечения надежного электрического контакта молниеприемников и оборудования, размещенного на башне, с контуром заземления предусмотреть сварные соединения в виде перемычек на фланцах, настилах площадок, шинах заземления ВЧ-кабелей и распределительных коробках СОМ. На АМС должны быть установлены заградительные огни в соответствии с требованиями РЭГА РФ-94 «Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ». При устройстве светового ограждения АМС необходимо руководствоваться утвержденными Техническими требованиями к проектированию и монтажу светового ограждения АМС. Лампы необходимо применять светодиодные (типа LC18x5 «Пермь», напряжением питания до 70 В). В аппаратной БС устанавливается устройство контроля огней СОМ.

6.2 Техническое задание на строительство башни высотой 50 метров.

1. АМС предназначено для размещения на ней антенного оборудования сотовой радиотелефонной связи, антенн радиорелейных линий привязки в I ветровом районе.

2. Основное технологическое оборудование, размещаемое на АМС:

Радиотелефонные (РТФ) антенны типа Kathrein – 12 штук: 6 штук на отметке 48,5 метров и 6 штук на отметке 44,5 метра на технологических площадках. РТФ антенны одного диапазона размещены с вертикальным зазором не менее 0,5 м между ними. Крепление РТФ антенн производится штатными хомутами к трубе. Габаритные размеры антенн составляют: 2386х292х192. Вес одной антенны составляет 12,5 кг;

Кабель к РТФ антеннам – 24 штуки, Ø 25 мм – по два на каждую из антенн. Вес погонного метра кабеля – 0,7 кг;

Радиорелейные (РРЛ) антенны:

- Ø 1,2 м – 3 штуки с центрами раскрыва на отметке не ниже 49,5 метров и 2 штуки с центрами раскрыва на отметке не ниже 44 метров.

- Ø 0,6 м – 3 штуки с центрами раскрыва на отметке не ниже 40 метра.

Кабель к РРЛ антеннам – 8 штук Ø 16 мм, по одному на каждую из антенн.

3. Оснащение АМС.

АМС должно иметь лестницы-стремянки, оснащенные корзинчатым ограждением и переходными площадками, а также технологические площадки для обслуживания РТФ и РРЛ антенн, с расстояниями между ними, не превышающими требуемые действующими правилами по технике безопасности. На переходных площадках и на площадках обслуживания антенн предусмотреть люки с возможностью фиксации их в открытом положении. Настил площадок и люков должен иметь дренажные отверстия Æ 20 мм, с шагом 200´200 мм, или выполнен из просечно-вытяжного листа. На уровне нижней светофорной площадки башни предусмотреть антивандальное ограждение, исключающее возможность несанкционированного доступа к оборудованию СОМ. Нижняя переходная площадка башни, а также нижняя светофорная площадка должны быть оборудованы люками, закрывающимися на навесной замок, с устройством защиты замка от взлома.

4. Рядом с лестницей-стремянкой должен быть предусмотрен кабельный лоток. Шаг крепления кабеля не более 1,0 м. Жесткость лотка должны быть обеспечена. На горизонтальных участках предусмотреть защиту фидеров от гололеда.

5. Для защиты от прямых ударов молнии должны быть предусмотрены конструкции для систем молниезащиты и заземления. Для обеспечения надежного электрического контакта молниеприемников и оборудования, размещенного на башне, с контуром заземления предусмотреть сварные соединения в виде перемычек на фланцах, настилах площадок, шинах заземления ВЧ-кабелей и распределительных коробках СОМ. На АМС должны быть установлены заградительные огни в соответствии с требованиями РЭГА РФ-94 «Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ». При устройстве светового ограждения АМС необходимо руководствоваться утвержденными Техническими требованиями к проектированию и монтажу светового ограждения АМС. Лампы необходимо применять светодиодные (типа LC18x5 «Пермь», напряжением питания до 70 В). По возможности в аппаратной БС устанавливается устройство контроля огней СОМ.

6. Конструкции АМС должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов. Фундаменты должны иметь гидроизоляцию поверхностей, в том числе открытых частей. Предусмотреть установку антивандальных фиксаторов гаек на анкерных шпильках фундамента.

7. Требование к прочности, устойчивости и деформативности.

АМС должно быть рассчитано на внешние воздействия, характерные для климатических зон размещения АМС, на нагрузки от собственного веса, веса оборудования и на монтажные нагрузки в соответствии с нормами (СНиП 02.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»). Угловые перемещения АМС в уровне размещения антенн РРЛ при нормативном ветре не должны превышать 30 по азимуту и углу места.

8. В соответствии со СниП 2.03.11-85 “Защита строительных конструкций от коррозии” гарантийный срок службы лакокрасочного покрытия АМС - 5 (пять) лет. Окраску АМС рекомендуется производить с предварительным грунтованием не менее чем в два слоя, предпочтительно лакокрасочными материалами, изготовленными в Финляндии («Тиккурила», «Текнос» и др.). При выполнении работ по защите металлоконструкций от коррозии должны быть соблюдены требования СниП 3704.03-85 “Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ”, ГОСТ 12.3.016-87 “Работы антикоррозионные. Требования безопасности” и ГОСТ 9.402-80 “Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием или аналогичными, по предварительному согласованию с Заказчиком.

6.3 Техническое задание на строительство столба высотой 45 метров.

1. АМС предназначено для размещения на ней антенного оборудования сотовой радиотелефонной связи, антенн радиорелейных линий привязки в I ветровом районе.

2. Основное технологическое оборудование, размещаемое на АМС:


  • радиотелефонные (РТФ) антенны типа Kathrein – 6 шт. на отметке не ниже 39 метров, Габаритные размеры антенн составляют: 2386х292х192. Вес одной антенны составляет 12,5 кг;



  • радиорелейные (РРЛ) антенны, Ø 0,6 м – 3 шт. с центрами раскрыва на отметке не ниже 45 метров.

  • крепление РРЛ антенн производится штатными хомутами к трубостойке;

3. АМС должно иметь лестницы-стремянки внутри ствола АМС, оснащенные переходными площадками, а также технологическую площадку для обслуживания РТФ и РРЛ антенн, с расстояниями между ними, не превышающими требуемые действующими правилами по технике безопасности. Настил площадок и люков должен иметь дренажные отверстия Æ 20 мм, с шагом 200´200 мм, или выполнен из просечно-вытяжного листа. Предусмотреть возможность запирания входной двери в основании АМС на навесной замок и выполнить антивандальную защиту замка (приварить стальную трубу вокруг проушин). Также необходимо предусмотреть возможность установки в дверь врезного замка.

4. Рядом с лестницей-стремянкой должен быть предусмотрен кабельный лоток. Шаг крепления кабеля не более 1,0 м. Жесткость лотка должны быть обеспечена. На горизонтальных участках предусмотреть защиту фидеров от гололеда.

7. Требование к прочности, устойчивости и деформативности.

АМС должно быть рассчитано на внешние воздействия, характерные для климатических зон размещения АМС, на нагрузки от собственного веса, веса оборудования и на монтажные нагрузки в соответствии с нормами (СНиП 02.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»). Угловые перемещения АМС в уровне размещения антенн РРЛ при нормативном ветре не должны превышать 30 по азимуту и углу места.

8. В соответствии со СниП 2.03.11-85 “Защита строительных конструкций от коррозии” гарантийный срок службы лакокрасочного покрытия АМС - 5 (пять) лет. Окраску АМС рекомендуется производить с предварительным грунтованием не менее чем в два слоя, предпочтительно лакокрасочными материалами, изготовленными в Финляндии («Тиккурила», «Текнос» и др.). При выполнении работ по защите металлоконструкций от коррозии должны быть соблюдены требования СниП 3704.03-85 “Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ”, ГОСТ 12.3.016-87 “Работы антикоррозионные. Требования безопасности” и ГОСТ 9.402-80 “Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием или аналогичными, по предварительному согласованию с Заказчиком.

6.4 Техническое задание на строительство столба высотой 30 метров.

1. АМС предназначено для размещения на ней антенного оборудования сотовой радиотелефонной связи, антенн радиорелейных линий привязки в I ветровом районе.

2. Основное технологическое оборудование, размещаемое на АМС:


  • радиотелефонные (РТФ) антенны типа Kathrein – 6 шт. на отметке 30метров, Габаритные размеры антенн составляют: 2386х292х192. Вес одной антенны составляет 12,5 кг;

  • крепление РТФ антенн производится штатными хомутами к трубостойкам;

  • кабель к РТФ антеннам – 12 штук, Ø 18 мм – по два на каждую из антенн. Вес погонного метра кабеля – 0,4 кг;

  • радиорелейные (РРЛ) антенны, Ø 0,6 м – 2 шт. с центрами раскрыва на отметке не ниже 28 метров.

  • крепление РРЛ антенн производится штатными хомутами к трубостойке;

  • кабель к РРЛ антеннам – 2 штуки Ø 16 мм, по одному на каждую из антенн.

4. Рядом с лестницей-стремянкой должен быть предусмотрен кабельный лоток. Шаг крепления кабеля не более 1,0 м. Жесткость лотка должны быть обеспечена. На горизонтальных участках предусмотреть защиту фидеров от гололеда.

5. Для защиты от прямых ударов молнии должны быть предусмотрены конструкции для систем молниезащиты и заземления. Для обеспечения надежного электрического контакта молниеприемников и оборудования, размещенного на АМС, с контуром заземления предусмотреть сварные соединения в виде перемычек на фланцах, настилах площадок, шинах заземления ВЧ-кабелей. Выполнить освещение внутри ствола АМС и мероприятия по ее естественной вентиляции. При необходимости, на АМС должны быть установлены заградительные огни в соответствии с требованиями РЭГА РФ-94 «Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ». При устройстве светового ограждения АМС необходимо руководствоваться утвержденными Техническими требованиями к проектированию и монтажу светового ограждения АМС. Лампы необходимо применять светодиодные (типа LC18x5 «Пермь», напряжением питания до 70 В). По возможности в аппаратной БС устанавливается устройство контроля огней СОМ.

6. Конструкции АМС должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов. Фундамент должен иметь гидроизоляцию поверхностей, в том числе открытых частей. Предусмотреть установку антивандальных фиксаторов гаек на анкерных шпильках фундамента.

7. Требование к прочности, устойчивости и деформативности.

АМС должно быть рассчитано на внешние воздействия, характерные для климатических зон размещения АМС, на нагрузки от собственного веса, веса оборудования и на монтажные нагрузки в соответствии с нормами (СНиП 02.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»). Угловые перемещения АМС в уровне размещения антенн РРЛ при нормативном ветре не должны превышать 30 по азимуту и углу места.

8. В соответствии со СниП 2.03.11-85 “Защита строительных конструкций от коррозии” гарантийный срок службы лакокрасочного покрытия АМС - 5 (пять) лет. Окраску АМС рекомендуется производить с предварительным грунтованием не менее чем в два слоя, предпочтительно лакокрасочными материалами, изготовленными в Финляндии («Тиккурила», «Текнос» и др.). При выполнении работ по защите металлоконструкций от коррозии должны быть соблюдены требования СниП 3704.03-85 “Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ”, ГОСТ 12.3.016-87 “Работы антикоррозионные. Требования безопасности” и ГОСТ 9.402-80 “Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием или аналогичными, по предварительному согласованию с Заказчиком.

6.5 Техническое задание на строительство железо-бетонного столба высотой 27 метров.

1. АМС предназначено для размещения на ней антенного оборудования сотовой радиотелефонной связи, антенн радиорелейных линий привязки в I ветровом районе.

2. Основное технологическое оборудование, размещаемое на АМС:


  • радиотелефонные (РТФ) антенны типа Kathrein – 6 шт. на отметке 27метров, Габаритные размеры антенн составляют: 2386х292х192. Вес одной антенны составляет 12,5 кг;

  • крепление РТФ антенн производится штатными хомутами к трубостойкам;

  • кабель к РТФ антеннам – 12 штук, Ø 18 мм – по два на каждую из антенн. Вес погонного метра кабеля – 0,4 кг;

  • радиорелейные (РРЛ) антенны, Ø 0,6 м – 2 шт. с центрами раскрыва на отметке не ниже 25 метров.

  • крепление РРЛ антенн производится штатными хомутами к трубостойке;

  • кабель к РРЛ антеннам – 2 штуки Ø 16 мм, по одному на каждую из антенн.
3. АМС должно иметь лестницы-стремянки снаружи ствола АМС, а также технологическую площадку для обслуживания РТФ и РРЛ антенн, с расстояниями между ними, не превышающими требуемые действующими правилами по технике безопасности. Настил площадок и люков должен иметь дренажные отверстия Æ 20 мм, с шагом 200´200 мм, или выполнен из просечно-вытяжного листа.

4. Рядом с лестницей-стремянкой должен быть предусмотрен кабельный лоток. Шаг крепления кабеля не более 1,0 м. Жесткость лотка должны быть обеспечена. На горизонтальных участках предусмотреть защиту фидеров от гололеда.

5. Для защиты от прямых ударов молнии должны быть предусмотрены конструкции для систем молниезащиты и заземления. Для обеспечения надежного электрического контакта молниеприемников и оборудования, размещенного на АМС, с контуром заземления предусмотреть сварные соединения в виде перемычек на фланцах, настилах площадок, шинах заземления ВЧ-кабелей. При необходимости, на АМС должны быть установлены заградительные огни в соответствии с требованиями РЭГА РФ-94 «Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ». При устройстве светового ограждения АМС необходимо руководствоваться утвержденными Техническими требованиями к проектированию и монтажу светового ограждения АМС. Лампы необходимо применять светодиодные (типа LC18x5 «Пермь», напряжением питания до 70 В). По возможности в аппаратной БС устанавливается устройство контроля огней СОМ.

6. Конструкции АМС должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов. Фундамент должен иметь гидроизоляцию поверхностей, в том числе открытых частей. Предусмотреть установку антивандальных фиксаторов гаек на анкерных шпильках фундамента.

7. Требование к прочности, устойчивости и деформативности.

АМС должно быть рассчитано на внешние воздействия, характерные для климатических зон размещения АМС, на нагрузки от собственного веса, веса оборудования и на монтажные нагрузки в соответствии с нормами (СНиП 02.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»). Угловые перемещения АМС в уровне размещения антенн РРЛ при нормативном ветре не должны превышать 30 по азимуту и углу места.

8. В соответствии со СниП 2.03.11-85 “Защита строительных конструкций от коррозии” гарантийный срок службы лакокрасочного покрытия АМС - 5 (пять) лет. Окраску АМС рекомендуется производить с предварительным грунтованием не менее чем в два слоя, предпочтительно лакокрасочными материалами, изготовленными в Финляндии («Тиккурила», «Текнос» и др.). При выполнении работ по защите металлоконструкций от коррозии должны быть соблюдены требования СниП 3704.03-85 “Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ”, ГОСТ 12.3.016-87 “Работы антикоррозионные. Требования безопасности” и ГОСТ 9.402-80 “Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием или аналогичными, по предварительному согласованию с Заказчиком.

10.1.1. Установка и монтаж АМС и АФУ осуществляются по документации, поставляемой фирмой - поставщиком оборудования в комплекте с оборудованием, и производятся согласно требованиям Отраслевых строительно-технологических норм на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения ОСТН-600-93 в соответствии с проектом производства работ, разрабатываемым монтажными организациями.

10.1.2. К работам по сооружению и обслуживанию АМС и АФУ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и допущенные к работам на высоте.

10.1.3. Все работы, связанные с подъемом на АМС, должны вестись по нарядам (Приложение 8) бригадами в составе не менее 2 человек, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, другой - не ниже III группы.

10.1.4. Право выдачи наряда и проведение инструктажа перед началом работ на АМС предоставляется лицам, определенным в приказе по организации.

10.1.5. Все работы с АФУ в пределах зон с превышением норм напряженности ЭМП должны производиться при выключенных передатчиках, при этом должны быть вывешены предупреждающие плакаты.

10.1.6. Опасной зоной вокруг мачт и башен (далее - опоры) при их эксплуатации считается зона, граница которой находится от центра основания опоры на 1/3 ее высоты.

При работах в опасной зоне разрешается находиться только лицам, непосредственно связанным с этими работами, при обязательном использовании защитных касок. Защитные каски применяются также при любых работах на опорах.

Защита обслуживающего персонала, находящегося в опасной зоне, при возможном падении льда и снега с АМС должна, кроме того, осуществляться:

А) обозначением опасной зоны с установкой предупреждающих знаков;

Б) составлением инструкций и проведением инструктажа о гололедной опасности;

В) защитой проходов, находящихся в опасной зоне, навесами или сооружениями постоянной или съемной конструкции.

10.1.7. Запрещается находиться на открытых площадках опор во время грозы и при ее приближении, а также при силе ветра более 12 м/с, гололеде, дожде и снегопаде.

10.1.8. Во время грозы или при ее приближении запрещается находиться около заземлений. На местах установки заземлителей должны быть предупреждающие знаки.

10.1.9. При подъеме на опоры по лестнице необходимо выполнять следующие требования:

А) подниматься по лестницам без предохранительных ограждений, удовлетворяющих требованиям настоящих Правил, можно лишь в аварийных случаях и каждый раз по письменному распоряжению технического руководителя организации, эксплуатирующей объекты радиотелефонной связи, или под непосредственным наблюдением одного из них;

Б) при подъеме одного человека по стволу мачты люки секций должны закрываться по мере подъема;

В) подниматься по вертикальной лестнице разрешается только в обуви с нескользящей подошвой, в рукавицах. Одежда поднимающегося должна быть плотно подогнана;

Г) если по вертикальной лестнице поднимается группа людей, то подъем очередного работника разрешается лишь при закрытом люке вышерасположенной площадки;

Д) если на решетчатую башню поднимается несколько человек, то по каждому пролету лестницы должен поочередно подниматься только один человек;

Е) запрещается подъем по стволу круглой мачты на лифте или по аварийной лестнице, если мачта внутри не освещена (за исключением случаев устранения аварии внутреннего освещения мачт).

10.1.10. Антенщик должен:

Иметь на себе исправный предохранительный монтерский пояс и во время работы на опоре прикрепляться цепью к ее конструкциям. При подъеме на опору на когтях для возможности безопасного перехода через бугель, к которому крепятся оттяжки, следует пользоваться поясом с двумя цепями;

Работать в защитных касках и специальной обуви, имеющей подошву без металлических гвоздей. Исключение могут составлять работы в мастерских, а на поверхности земли - вне опасных зон.

10.1.11. Работая на антенно-фидерных сооружения, необходимо пользоваться брезентовыми рукавицами.

10.1.12. Верхолазные работы на АМС должны выполняться не менее чем двумя антенщиками, один из которых является наблюдающим.

10.1.13. Во время подъема и спуска антенщика на опоре его рабочий инструмент и мелкие детали должны находиться в сумке с замком, не допускающим самопроизвольного ее открывания. При подъеме по лестнице сумка крепится ремнями к антенщику, при подъеме на люльке - крепится к последней. Класть на конструкции опоры инструменты, гайки и другие предметы запрещается.

10.1.14. В случаях, когда на опоре смонтировано постоянно действующее оборудование нескольких организаций, определяется следующий порядок проведения работ.

Каждая из организаций-арендаторов и головная организация, на балансе которой находится опора, своими приказами назначают лиц, ответственных за проведение работ на опоре с правом выдачи нарядов на их проведение. Фамилии ответственных лиц и занимаемые ими должности должны быть официально сообщены в головную организацию.

Наряд на проведение работ на оборудовании, находящемся на опоре, выдает организация - владелец этого оборудования. Эта организация несет ответственность за выполнение всех мероприятий по безопасному проведению работ.

Перед проведением работ организация-арендатор должна согласовать время, срок и условия проведения работ с другими организациями-арендаторами, после чего получить разрешение технического руководителя головной организации. Штатные работы должны проводиться по заранее составленному графику, согласованному со всеми организациями-арендаторами и утвержденному техническим руководителем головной организации.

Допуск к работам на опоре осуществляют головная организация и организация-арендатор, ответственная за проведение работ на оборудовании, находящемся на опоре. Одновременно головная организация записывает в оперативный журнал название организации, выдавшей наряд для производства работ на опоре, номер наряда, дату его выдачи, срок проведения и вид работ, фамилию лица, выдавшего наряд.

При необходимости представитель головной организации в наряде и журнале указывает дополнительные организационно-технические мероприятия по безопасному проведению работ на опоре.

Подписывают наряд представители обоих организаций (головной и арендатора).

После окончания работы наряд закрывается в обычном порядке с отметкой и записью об окончании работ в журнале.

Наряд остается у организации-арендатора, производящей работу.

10.1.15. Работы по обслуживанию АФУ, смонтированных на крышах технических зданий или на других сооружениях подобного рода, должны осуществляться с использованием специальных устройств, предназначенных для работ на высоте, и с учетом требований к ним, изложенных в главе 10.2 настоящих Правил.

10.1.16. При обслуживании АМС, расположенных на крышах технических зданий, перед выходом на крышу необходимо проверить индикатором отсутствие постороннего напряжения на кровле здания, металлической лестнице и т.п.

10.1.17. Работы на плоских огражденных крышах допускаются с применением предохранительного монтерского пояса и в обуви с нескользящей подошвой.

Если необходимо подойти к краю плоской крыши, то обязательно применение страховочного каната.

10.1.18. При работах на опорах при необходимости антенщик должен быть снабжен средствами связи: приемно-передающей радиостанцией, мегафоном или телефоном.

Опубликовано в СП "Украинская мобильная связь", август-сентябрь 2004

ООО «СВЯЗЬТЕХСЕРВИС»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Данные, которые легли в основу настоящего документа, были получены в результате детальных обследований технического состояния действующих антенно-мачтовых сооружений (АМС) ЦТУ СП «УМС» (мачты наземного и кровельного базирования, башни), а также проведения технического надзора за строящимися АМС.
Для унификации данных, и упрощения проведения анализа, все обследованные АМС были условно разбиты на три группы:
Группа I. «Мачты стальные». Сюда вошли мачты типа «сосна» (или «чинара»), типа «УНЖА» и другие решетчатые стальные конструкции, устойчивость которых обеспечивается системой оттяжек. Установлены они как на крышах зданий и сооружений, так и на земле. Конструкции выполнены из стального уголка, из круглого стального прутка или труб круглого сечения. Диапазон высот АМС колеблется от 20 до 80 м. Диапазон абсолютных высот (от уровня земли) - 35 - 80 м.
Группа II. «Мачты алюминиевые». Все конструкции данного типа установлены на крышах зданий и сооружений. Все элементы, за исключением монтажных элементов, выполнены из алюминиевого сплава. Конструкция имеет трехгранное сечение и, как правило, один ярус оттяжек Высота АМС обычно не превышает 15 м. Абсолютная высота 30 - 40 м.
Группа III. «Башни стальные». К данному типу относятся свободно стоящие стальные конструкции, устойчивость (жесткость) которых обеспечивается силовой схемой самой конструкции. Конструктивно башни более разнообразны нежели мачты - решетчатые и комбинированные; трехгранные, четырехгранные и круглые; из угловой стали и из стальных труб. Высотой, как правило: 50 - 70 м.

Характерные дефекты, выявленные при обследованиях, были классифицированы согласно ДБН 362-92, некоторые из них совмещены и в результате сгруппированы в девять типов, представленных в следующем разделе. Совмещены и сгруппированы были дефекты схожие по своему воздействию на сооружение и имеющие общую природу. Такое допущение было сделано для удобства статистических расчетов, анализа причин возникновения дефектов. Дабы данная работа несла практический смысл, а не имела целью теоретические рассуждения, дефекты, не встречавшиеся в реальных обследованиях, упомянутых выше, либо имевшие единичный характер, в анализе не принимались во внимание. Для оценки опасности типа дефектов условно определим их как: опасные, средней опасности и незначительные.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

В период с февраля по июль 2004г. Было обследовано 83 АМС Центрального территориального управления СП «УМС», расположенных в Киевской, Черниговской, Житомирской, Винницкой и Черкасской областях. Из них:
- мачты стальные (наземного и кровельного базирования) - 46 шт.;
- мачты алюминиевые (кровельного базирования) - 12 шт.;
- башни стальные (наземного базирования) - 25 шт.
Развернутые статистические данные о наличии дефектов представлены в Приложении №1, а итоговые (обобщенные) данные приведены ниже в таблице.

По группам АМС

Группа I

Группа II

Группа III

Общ. кол-во

НАИМЕНОВАНИЕ ТИПА ДЕФЕКТА*

Отклонение от вертикальности и искривление ствола АМС.

Скручивание ствола АМС вокруг вертикальной оси.

19, 7

Нарушения регулировок оттяжек.

72,4

Отсутствие или замена сечения элементов конструкции.

Нарушение и дефекты лакокрасочного или защитного покрытия.

85,9

Коррозия элементов конструкции.**

Коррозия элементов системы оттяжек.

75 ,9

Недостаточная гидроизоляция и коррозия анкеров (шпилек, гаек), опорных плит.

Разрушение и дефекты гидроизоляции и бетонных конструкций фундаментов.

52, 1


Примечание. *Представлены только характерные типовые дефекты, поддающиеся классификации (обнаруженные при обследовании).
**В алюминиевых конструкциях имеется в виду контактная коррозия алюминий-сталь .

АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ

1. Отклонение от вертикальности и искривление ствола АМС .
Данные дефекты характерны для стальных мачт и башен. На алюминиевых конструкциях, ввиду их незначительной высоты и достаточно большого поперечного размера, отсутствуют.
Наличие данных дефектов может привести к потере несущей способности и отказу АМС. Поэтому, дефекты данного типа должны быть признаны опасными .
Нарушение вертикальности или прямолинейности вновь возводимых АМС является, как правило, следствием производственного брака, не устраненного при монтаже, а увеличение отклонения со временем может свидетельствовать о просадке фундаментов (естественной просадке в течение первых лет эксплуатации, или ненормированной просадке - в результате, например, вымывания грунта). В мачтах, деформации возникают вследствие изменения (по каким-либо причинам) натяжения оттяжек в процессе эксплуатации, либо задания изначально неверного натяжения - недостаточного, избыточного или неравномерного.
Устранение дефекта в процессе проведения ремонтных работ (в полевых условиях) может быть проведено стандартной процедурой - подкладывание регулировочных шайб, регулировка натяжения оттяжек и т.д., но, может вылиться в целый комплекс мероприятий, включающих применение специальной оснастки и приспособлений, или, даже, изготовление таковых под конкретный объект, в виду, практически, уникальности каждого. В результате устранение дефекта может быть не возможно без демонтажа, или частичного демонтажа сооружения.

2. Скручивание ствола АМС вокруг вертикальной оси.

Данный дефект, встречается не часто. Обычно присутствует в комплексе с Типом 1.
Наличие дефекта непосредственной угрозы потере устойчивости или работоспособности АМС не несет. Однако создается не проектное перераспределение нагрузок и усилий в конструкции. Данное обстоятельство требует наблюдения за развитием деформации, так как прогрессирование может привести к разрушению некоторых силовых элементов конструкции, что в свою очередь, может вызвать отказ АМС. В начальной стадии дефект можно отнести к дефектам средней опасности, но способным к развитию и провокации других отклонений.
В основном возникает вследствие не соблюдения требований проекта в процессе изготовления и/или монтажа конструкций АМС. Гипотетически может образоваться в процессе эксплуатации конструкций, не обладающих достаточной жесткостью на скручивание, в результате касательных (скручивающих) ветровых нагрузок на технологическое оборудование большой парусности.
Устранение дефекта без демонтажа конструкции практически невозможно. Необходим контроль на стадии производства конструкции и монтажа.

3. Нарушения регулировок оттяжек.

Один из самых распространенных дефектов, встречающийся у мачт.
Непосредственно влияет на устойчивость АМС, может привести к нарушению вертикальности, искривлению и скручиванию ствола АМС, и, как результат - к потере несущей способности и отказу АМС. Относится к категории опасных.
Причин возникновения достаточно много. Основная причина в несоблюдении правильной технологии монтажа: монтаж канатов без предварительной их вытяжки; использование канатов, не соответствующих требованиям прочности; погрешности (неточности, неверная методика) расчета проектного усилия натяжения; игнорирование температурного режима работы оттяжек; отсутствие контроля натяжения оттяжек при монтаже, или измерение натяжения приборами недостаточной точности, и пр. В процессе эксплуатации АМС нарушение может появиться в результате естественного растяжения оттяжек (что мало вероятно, если оттяжки правильно подготовлены), или в результате несанкционированного доступа к системе регулировок.
Устранение данного дефекта, при всей кажущейся простоте, сопряжено с рядом существенных проблем. На сегодняшний день в Украине отсутствует единая методика расчета усилий натяжения. Результаты, получаемые расчетом по различным методикам, существенно разнятся. Для соблюдения проектных требований при монтаже требуется наличие комплекта специального измерительного оборудования и квалифицированного персонала. А так как регулировка натяжения оттяжек напрямую связана и с регулировкой вертикальности ствола мачты, то требования к Подрядчику сильно ужесточаются.
Для избежания подобных дефектов, очень важно точно соблюдать технологию и требования норм при работе с канатами и выполнять всю последовательность подготовительных и завершающих мероприятий. Обязательно неоднократно контролировать натяжение в процессе выполнения монтажных работ и по их завершении. Использовать только штатные системы регулировок и монтажные приспособления.

4. Отсутствие или замена сечения элементов конструкции.

Здесь можно отметить отсутствие или несоответствие требованиям таких элементов: молниеприемник, ледозащита отвода фидеров, кабельрост, зажимы оттяжек, талрепы, анкера, петли, и пр. Реже встречается отсутствие или несоответствие размеров силовых элементов конструкции.
Подобные дефекты не могут возникать в процессе эксплуатации. Причины возникновения - некачественное исполнение монтажных работ, несоблюдение проектных требований при монтаже, иногда - несоблюдение норм и правил в процессе выполнения проекта.

5. Нарушение лакокрасочного и/или защитного покрытия.

Данный дефект непосредственно на работоспособность АМС не влияет, однако, являясь причиной развития коррозии, вследствие которой происходит уменьшение площади сечения элементов конструкции и, как следствие, ухудшение их прочностных характеристик, приводит к потере несущей способности всей конструкции АМС и ее разрушению. Поэтому дефект должен быть признан весьма существенным при оценке технического состояния АМС, особенно вновь построенных.
Основной причиной возникновения дефекта является изначально некачественная антикоррозионная обработка металлоконструкций в процессе их изготовления. Это происходит вследствие применения в проектах устаревших материалов, или использования некачественных антикоррозионных и лакокрасочных защитных материалов, не способных противостоять агрессии окружающей среды должным образом; недостаточная (некачественная) подготовка поверхности в процессе изготовления металлоконструкций; несоблюдение технологии монтажа (несоблюдение требований транспортировки и складирования металлоконструкций, проведения стропальных и подъемно-крановых работ).
Второй причиной возникновения данного дефекта может служить нарушение периодичности проведения регламентных работ и текущих ремонтов.
Устранение связано с работой в полевых условиях, поэтому - это довольно трудоемкая работа, требующая тщательного соблюдения всех технологических требований нанесения защитного покрытия, так как нарушение технологии не позволит добиться нужного результата.
Ввиду своеобразности данного дефекта, главное - его профилактика: предупреждение и устранение его на стадии проектирования, изготовления и монтажа металлоконструкций. А обнаружение данного дефекта в процессе эксплуатации должно служить сигналом к проведению очередного текущего ремонта, если даже срок проведения такового не настал.

6. Коррозия элементов конструкции.

Данный дефект характерен практически для всех АМС.
Наличие данного дефекта в течение достаточно короткого времени (по сравнению с расчетным временем эксплуатации АМС) способно привести к потере работоспособности АМС и его отказу. Поэтому этот тип в зависимости от степени его развития можно отнести как к опасным дефектам, так и к дефектам средней опасности.
Возникновение дефекта является следствием развития дефекта Типа 5 и его логическим завершением.
Исключение составляют алюминиевые конструкции, где данный дефект был классифицирован как «контактная коррозия» в местах расположения крепежных (монтажных) элементов.
Основная проблема состоит в исключении контакта алюминия со стальными крепежными элементами (болтовые соединения), так как контактная коррозия алюминий - сталь развивается намного интенсивнее, чем коррозия от агрессии окружающей среды и, как раз в самых напряженных местах конструкции. Для решения этой проблемы можно применять болты и гайки из алюминиевых сплавов, однако, это приведет не только к дополнительному удорожанию и так не дешевого изделия, но и к потере прочностных характеристик. Применение оцинкованных метизов тоже не является достаточной мерой защиты от контактной коррозии. Таким образом одно преимущество алюминия вылилось во множество недостатков, не говоря уже о стоимости изделия.
Устранение дефекта требует проведения мероприятий в зависимости от степени, глубины, места, площади поверхности, пораженной коррозией, и других причин.

7. Коррозия элементов системы оттяжек.

Данный дефект встречается только у мачт. В большей мере коррозии подвержены элементы крепления и натяжения системы оттяжек, нежели сами канаты. Данное обстоятельство обусловлено применением для производства канатов специальных легированных сталей (более стойких к коррозии), применением на многих мачтах оцинкованных канатов и пространственным положением самих оттяжек.
Дефект непосредственно не влияет на устойчивость конструкции. Однако, прогрессируя, может привести к потере работоспособности и отказу АМС, в связи с чем, должен быть поставлен в категорию средней опасности.
Причины возникновения дефекта аналогичны Типу 6 - недостаточная антикоррозионная защита, несоблюдение технологии монтажа.

8. Недостаточная гидроизоляция и коррозия анкерных элементов (шпилек, гаек), опорных плит.

Данный дефект аналогичен дефекту Типа 6, однако, относясь к более ответственным элементам конструкции, вынесен в отдельный тип.
По степени важности он вполне может быть признан опасным на стадиях его прогрессирования .
Причины возникновения, - как и у коррозии других элементов конструкции. Но из-за позиционного расположения данных элементов конструкции, действие факторов, вызывающих коррозию в значительной степени усиливается. Находясь в самом низу конструкции (на уровне 0-й отметки) в контакте с плоскими горизонтальными элементами кроме высоких механических нагрузок они испытывают усиленное воздействие химических (гидратационных) от дождевых и талых вод, стекающих по конструкции, снежного покрова, обледенения, (парниковый эффект).
Профилактика данного типа дефектов - соблюдение технологии монтажа, применение качественных защитных материалов.
Влияние данного дефекта на работоспособность АМС аналогично Типу 6, но более существенно ввиду ответственности элементов конструкции
.

9. Разрушение и дефекты гидроизоляции в бетонных конструкциях фундаментов.

Довольно часто встречающийся дефект всех конструкций наземного базирования.
В начальной стадии данный дефект угрозы не представляет, однако в процессе развития способен привести к разрушению бетонных конструкций фундамента и, как следствие, к отказу АМС, особенно при пиковых нагрузках. В зависимости от обширности поражения (стадии развития), дефекты подобного типа могут быть классифицированы в интервале от незначительных до опасных.
В качестве профилактики достаточно выполнять все проектные требования, соблюдать технологию монтажа, а в процессе эксплуатации - следить за целостностью гидроизоляции и отмостки и своевременно ее восстанавливать.

В результате проведения анализа данных, полученных в результате обследований, изучения типовых дефектов, причин их возникновения и методов их устранения, можно с полной уверенностью сказать, что подавляющее большинство дефектов заложено изначально в процессе .

По нашему мнению обязательно необходим единый подход к вопросам проектирования, изготовления и монтажа АМС по всем ТУ СП «УМС». Для этого необходимо:

1. Отказаться от применения быстроразвертываемых конструкций временного базирования (алюминиевые мачты, стальные мачты типа «сосна», «чинара», УНЖА и т.д.).
2. Унифицировать конструкции . Определиться с типами и номенклатурой наиболее надежных конструкций АМС (3, 4, 5 типов, предпочтительно стальных конструкций).
3. Унифицировать проектирование . С привлечением специалистов «НИИ ПСК им. Шимановского» и «Укринвестэкспертизы» организовать экспертизу проектов повторного применения.
4. Унифицировать технологию монтажа . Из лучших проектов производства работ (ППР) создать рекомендованные технологические карты (ТК) для повторного применения всеми Подрядчиками. В состав ТК включить перечень обязательных приборов контроля выполнения СМР.
5. Уделять должное внимание антикоррозионной защите всех элементов конструкций АМС:
- применять в проектах новые современные антикоррозионные и лакокрасочные материалы;
- контролировать наличие у субподрядчика - изготовителя металлоконструкций, возможности соблюдения технологии нанесения ЛКП;
- обязательно производить гидроизоляцию оголовков фундаментов;
- во избежание подтапливания фундаментов, площадку под АМС (вокруг фундаментов) покрывать асфальтом или бетоном.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий потребует некоторых затрат, но экономия (в результате унифицированного подхода к проектированию, изготовлению и монтажу) даст неизмеримо большую экономию сил и средств, в процессе эксплуатации, ремонта и поддержания работоспособности АМС.

Состоит в том, что бетон, армируемый прочными стальными каркасами, является высокопрочным строительным материалом и не подвержен многочисленным воздействиям окружающей среды, благодаря чему конструкция фундамента опоры ВЛ способна удерживать стальные и железобетонные опоры ЛЭП без угрозы их опрокидывания в течение не одного десятка лет. Долговечность, стойкость к нагрузкам и прочность - основные преимущества применения изделий железобетонные фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником в энергетическом строительстве.


Железобетонные фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником изготавливаются из тяжелого бетона классом по прочности на сжатие не ниже В30, марка - от М300. Марка бетона по морозостойкости - не ниже F150, по водонепроницаемости - W4 - W6. Цемент и инертные, применяемые для изготовления бетона, должны удовлетворять требованиям СНиП I-В.3-62 и ТП4-68. Наибольший размер зерен в структуре бетона не должен превышать 20-40 мм. Контроль прочности бетона фундаментов опор в соответствии с ГОСТ 10180-67 «Бетон тяжелый. Методы определения прочности» и ГОСТ 10181-62 «Бетон тяжелый. Методы определения подвижности и жесткости бетонной смеси».


В качестве арматуры фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником применяются: стрежневая горячекатаная арматурная сталь класса А-I, стержневая горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, стержневая арматурная сталь периодического профиля класса А-IV и обыкновенная арматурная проволока класса В1. Для монтажных петель применяется только стержневая горячекатаная арматура класса А-I из углеродистой спокойной стали.


Перед фундаментами опор ЛЭП для энергетического строительства стоит ответственная задача - много лет сохранять устойчивость и прочность опор ЛЭП в разных климатических условиях, в любое время года и в любую погоду. Поэтому к фундаментам опор предъявляются очень высокие требования. Перед отправкой заказчику, фундаменты опор Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником проходят проверку по различным параметрам, например, таких как степень устойчивости, прочность, долговечность и износостойкость, сопротивляемость отрицательным температурам и атмосферным воздействиям. Перед сваркой детали стыков должны быть очищены от ржавчины. Железобетонные фундаменты с толщиной защитного споя бетона менее 30 мм, а также фундаменты, устанавливаемые в агрессивных грунтах, должны быть защищены гидроизоляцией.


Во время эксплуатации за фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником подлежат тщательному надзору, особенно в первые годы работы ВЛ. Одним из самых серьезных дефектов сооружения фундаментов, трудноустранимых в условиях эксплуатации, является нарушение технологических норм при их изготовлении: применение некачественного или плохо промытого гравия, нарушение пропорций при составлении бетонной смеси и т.д. Не менее серьезным дефектом является послойное бетонирование фундаментов, когда отдельные элементы одного и того же фундамента бетонируются в разное время без предварительной подготовки поверхности. При этом не происходит схватывания бетона одного элемента фундамента с другим и может произойти разрушение фундамента при внешних нагрузках, которые значительно меньше расчетных.


При изготовлении железобетонных фундаментов опор также иногда нарушаются нормы: используется недоброкачественный бетон, закладывается арматура не тех размеров, которые предусмотрены проектом. В процессе сооружения линий электропередач на сборных или свайных железобетонных фундаментах возможно появление серьезных дефектов, которые не допускает энергетическое строительство. К таким дефектам относятся установка сломанных железобетонных фундаментов, недостаточное их заглубление в грунте (особенно при установке опор на склонах холмов и оврагов), нетщательная трамбовка при засыпке, установка сборных фундаментов меньших размеров и др. К дефектам установки относится неправильный монтаж железобетонных фундаментов, при котором отдельные сборные фундаменты, предназначенные в качестве основания металлической опоры, имеют различные вертикальные отметки или сдвиг отдельных фундаментов в плане. При неправильной разгрузке фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником могут быть испорчены, может произойти скол бетона и обнажение арматуры. В процессе приемки особое внимание следует обращать на соответствие анкерных болтов и их гаек проектным размерам.


В условиях эксплуатации железобетонные фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником повреждаются как от воздействий внешней среды, так и от больших внешних нагрузок. Арматура фундаментов, имеющих пористую структуру бетона, повреждается от агрессивного воздействия грунтовых вод. Трещины, образующиеся на поверхности фундаментов, при воздействии эксплуатационных знакопеременных нагрузок, а также ветра, влаги и низкой температуры, расширяются, что в конечном итоге приводит к разрушению бетона и обнажению арматуры. На территориях, расположенных вблизи химических заводов, быстро разрушаются анкерные болты и верхняя часть металлических подножников.


Поломка фундамента опор также может произойти в результате несоосности его со стойками, что служит причиной появления больших изгибающих моментов. Подобная поломка может произойти и при размыве основания фундамента грунтовыми водами и отклонении его от вертикального положения.


В процессе приемки фундаменты Ф3-Амс под анкерно-угловые опоры ВЛ с наклонной стойкой с модернизированным оголовником проверяются их соответствие проекту, глубина заложения, качество бетона, качество сварки рабочей арматуры и анкерных болтов, наличие и качество защиты от действия агрессивных вод. Производятся замер вертикальных отметок фундаментов и проверка расположения анкерных болтов по шаблону. При обнаружении каких-либо несоответствий нормам все дефекты устраняются до засыпки котлованов. Фундаменты, имеющие в верхней части сколы бетона и обнаженную арматуру, ремонтируются. Для этого устраивается бетонное обрамление толщиной 10-20 см, заглубленное ниже уровня земли на 20 - 30 см. Следует иметь в виду, что энергетическое строительство не допускает обрамление из шлакобетона, так как в шлаке имеется примесь серы, которая вызывает интенсивную коррозию арматуры и анкерных болтов. При более значительных повреждениях фундаментов (в том числе и монолитных) поврежденная часть накрывается арматурой, сваренной с арматурой основного фундамента, и после установки опалубки бетонируется.