Эволюционные процессы. Закономерности и правила эволюции. Эволюционный процесс Последовательность эволюционных процессов в хронологическом порядке

(Ответы в конце теста)

А1. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) центрифугирования

2) пересадки генов

3) меченых атомов

4) микроскопии

А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует об их

1) родстве

2) многообразии

3) эволюции

4) приспособленности

А3. В лизосомах клетки, как и в митохондриях, происходит

1) фотосинтез

2) хемосинтез

3) энергетический обмен

4) пластический обмен

А4. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом

2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом

4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

А5. К прокариотам относятся

1) водоросли

2) простейшие

4) цианобактерии

А6. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

3) гаметогенеза

4) оплодотворения

А7. Сколько типов гамет формируются у родительского организма с генотипом ааВb при сцепленном наследовании?

А8. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия

2) расщепления

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

А9. Альбинизм (появление белых листьев) у растений табака является результатом

1) недостатка света

2) нарушения гаметогенеза

3) генной мутации

4) модификационной изменчивости

А10. Основная задача систематики – изучение

1) этапов исторического развития организмов

2) отношений организмов и окружающей среды

3) приспособленности организмов к условиям обитания

4) многообразия организмов и установление их родства

А11. Подземный побег отличается от корня наличием у него

2) зоны роста

3) сосудов

А12. Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, – особенности строения

2) цветка и плода

3) листьев и стебля

4) корневой системы

А13. Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у

1) большинства пресмыкающихся

2) птиц и млекопитающих

3) хвостатых земноводных

4) бесхвостых земноводных

А14. Полуподвижное соединение костей позвоночника обеспечивают

1) хрящевые прослойки

2) костные отростки

3) костные швы

4) суставные поверхности

А15. Процесс распознавания и уничтожения лейкоцитами чужеродных белков лежит в основе

1) иммунитета

2) свёртываемости крови

3) кроветворной функции костного мозга

4) гуморальной регуляции

А16. Изменение содержания сахара в крови происходит в результате нарушения деятельности

1) гипофиза

2) поджелудочной железы

4) щитовидной железы

А17. Больному дифтерией вводят противодифтерийную сыворотку, которая содержит

1) фибриноген

2) ослабленные микробы

3) готовые антитела

4) гемоглобин

А18. Руководствуясь только генетическим критерием, нельзя определить вид, так как

1) ареалы разных видов совпадают

2) набор хромосом у разных видов может совпадать

3) разные виды обитают в сходных условиях

4) особи разных видов сходны внешне

А19. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость

2) географическая изоляция

3) борьба за существование

4) искусственный отбор

А20. К каким доказательствам эволюции относят сходство стадий индивидуального развития зародышей животных?

1) эмбриологическим

2) палеонтологическим

3) сравнительно-анатомическим

4) молекулярно-генетическим

А21. К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление

2) легочного дыхания

3) обтекаемой формы тела

4) покровительственной окраски

А22. Как называются факторы, определяющие пределы выживаемости вида?

1) абиотические

2) антропогенные

3) оптимальные

4) ограничивающие

А23. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений

3) не могут существовать без участия человека

А24. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют

1) цепями питания

2) пищевыми связями

3) биогенной миграцией атомов

4) правилом экологической пирамиды

А25. В комплексе Гольджи происходит

1) образование АТФ

2) окисление органических веществ

3) накопление синтезируемых в клетке веществ

4) синтез молекул белка

А26. Какое число нуклеотидов в иРНК кодирует последовательность расположения 14 аминокислот в белке?

А27. Определите число хромосом в телофазе митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом.

А28. В диплоидном наборе мягкой пшеницы 42 хромосомы. Полученный на её основе новый сорт имеет 84 хромосомы вследствие

1) изменения нормы реакции

2) цитоплазматической мутации

3) хромосомных перестроек

4) геномной мутации

А29. Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них

1) клетки не делятся митозом

2) в клетках не происходит репликация ДНК

3) гаметы различаются по размеру

4) нарушена конъюгация хромосом в мейозе

А30. Какое приспособление у растений способствует уменьшению испарения воды?

1) ярусное расположение растений в сообществе

2) мозаичное расположение листьев на стебле

3) расположение устьиц на нижней стороне листа

4) наличие фотосинтезирующей ткани

А31. Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках при

1) окислении органических веществ

2) биосинтезе белка

3) расщеплении полимеров до мономеров

4) переносе питательных веществ кровью

А32. Железы смешанной секреции – это

1) печень и потовые

2) слюнные и слёзные

3) поджелудочная и половые

4) щитовидная и гипофиз

А33. Дрейф генов – это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей из одной популяции в другую

4) результат естественного отбора

А34. Верхняя граница жизни биосферы определяется высокой концентрацией

1) углекислого газа

2) паров воды

3) тепловых лучей

4) ультрафиолетовых лучей

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность цифр.

В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести.

В1. Укажите особенности модификационной изменчивости.

1) возникает внезапно

2) проявляется у отдельных особей вида

3) изменения обусловлены нормой реакции

4) проявляется сходно у всех особей вида

5) носит адаптивный характер

6) передаётся потомству

В2. Зрительный анализатор включает

1) белочную оболочку глаза

2) рецепторы сетчатки

3) стекловидное тело

4) чувствительный нерв

5) кору затылочной доли

6) хрусталик

В3. Какие признаки характеризуют движущий отбор?

1) действует при относительно постоянных условиях жизни

2) устраняет особей со средним значением признака

3) способствует размножению особей с измененным генотипом

4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака

5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака

6) способствует появлению мутаций в популяции

В заданиях В4–В6 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится.

В5. Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.

В6. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом.

В7. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них скорости движения крови.

1) верхняя полая вена

3) плечевая артерия

4) капилляры

В8. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.

1) возникновение прокариотических клеток

2) образование коацерватов в воде

3) возникновение эукариотических клеток

4) выход организмов на сушу

5) появление многоклеточных организмов

Ответы.

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

А1, Б2, В1, Г2, Д2

А2, Б1, В2, Г1, Д1, Е2

А1, Б2, В1, Г1, Д2, Е1

краткое содержание других презентаций

«Олимпиады по биологии» - Тип питания. Молекула. Белки. Изучение предпочтительного выбора брачного партнера. Максимальное количество баллов. Кодовый триплет. Среднее количество баллов. Роль кислорода. Как классифицируют мутации по воздействию на клетки. Двуокись углерода. Растения. Образование карбгемоглобина. Миграция группы. Методика подготовки к олимпиадам. Пища. Расщепление. Количество баллов. Годичное кольцо. Набор хромосом.

«Задания ЕГЭ по биологии» - Генотипы родителей. Отличие понятий «этнические общности» и «расы». Максимальный балл. Признаки доминантные. Гаплоидный набор хромосом. Мимикрия. Генотипы потомства. Элементы ответа. Определите массу белка. Тип защитного приспособления от врагов. Участие функциональных групп в биосферном круговороте веществ. Формирование пищевого комка в ротовой полости. Подсчитаем количество нуклеотидов в ДНК. Активный путь.

«ГИА по биологии» - Распределение отметок по пятибалльной шкале. Рекомендации. Распределение заданий по сложности в 2013 г. Основное общее образование. Биология как наука. Структура и содержание стандарта по биологии. Контрольные измерительные материалы 2013 г. Государственная итоговая аттестация. Гистограмма распределения баллов. Гистограмма распределения первичных баллов. Человек и его здоровье. Недостатки. Признаки живых организмов.

«Билет по биологии» - Клетка. Роль белков в организме. Ряд отличий. Единица строения и жизнедеятельности организмов. Органоида. Пармелия. АТФ. Лишайники. Роль белков. Безжизненные местообитания.

«Экзаменационные билеты по биологии» - Итоговые государственные экзамены. Энергетический обмен. Общие свойства организма человека. Нуклеиновые кислоты. Основы биотехнологии. Методика формирования и развития понятий. Знания выпускников. Рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации. Закономерности эволюции. Клеточная теория. Комплексные педагогические проекты. Комплексные экзаменационные билеты. Реализация наследственной информации в клетке.

«Подготовка к олимпиадам по биологии» - Расчленённость наземной экосистемы. Взаимосвязанная совокупность популяций. Лопатка. Процесс синтеза РНК. Методика подготовки к олимпиадам и интеллектуальным турнирам по биологии. Формирование умений работать с тестовыми заданиями. Область цитоплазмы. Формирование умений учащихся. Общие методические рекомендации. Поперечный срез. Установите долю особей с рецессивным признаком. Коммулятивный эффект.

Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших
на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу
соответствующую последовательность цифр.

1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни

Решение:

Давайте построим эволюционную последовательность. Что из всего вышеперечисленного происходило раньше всего? Конечно же, раньше всего живого было неживое, то есть абиогенный синтез органических веществ. Далее появились клеточные формы жизни. Клеточные формы жизни стали синтезировать органические вещества благодаря солнечному свету, то есть возник процесс фотосинтеза. В процессе фотосинтеза выделялся кислород. А из атомов кислорода сформировался озоновый слой. Озоновый слой — это своего рода защитная оболочка нашей планеты. Поэтому формирование озонового слоя сделало возможным выход организмов на сушу.

Ответ: 45231

Досрочный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №19

Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование цисты
2) внедрение личинки в тело малого прудовика
3) размножение личинки
4) выход личинки из яиц в воде
5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам
6) выход личинки из тела малого прудовика

Решение:

Давайте установим последовательность стадий развития печёночного сосальщика. Что из всего вышеперечисленного происходило раньше всего? Конечно же, раньше всего выход личинки из яиц в воде. Далее внедрение личинки в тело малого прудовика(промежуточный хозяин) . Далее образуется циста. Затем вылупляются личинки, которые начинают размножаться. Позже взрослая личинка выходит из тела малого прудовика и прикрепляется к водным предметам.

Установите последовательность процессов проходящих при делении клетки:

1) Хромосомы расходятся к полюсам
2) Запасается энергия и вещества, необходимые для процесса
3) Нити сокращаются
4) Центриоли расходятся к полюсам
5) Хромосомы удлиняются и становятся неразличимыми
6) Удвоенные хромосомы размещаются в плоскости экватора

Установите последовательность процессов происходящих при фагоцитозе:
1) Образование пищеварительной вакуоли
2) Переваривание органических молекул
3) Захват плазматической мембраной твердой частицы
4) Образование сократительной вакуоли

5) Выведение продуктов распада из клетки

1. Первые биополимеры на Земле возникли из мономеров, синтезированных абиогенным путем, в основном при помощи:

а) реакций, катализируемых ферментами;
б) тепловой энергии в условиях дефицита воды и посредством реакций, в которых катализаторами служили глины;
в) тепловой энергии и посредством реакций, катализируемых ферментами;
г) реакций, катализируемых ультрафиолетовым излучением,
и за счет тепловой энергии.
2. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
а) анаэробными гетеротрофами;
б) анаэробными фототрофами;
в) аэробными хемотрофами;
г) аэробными гетеротрофами.
3 С момента появления на Земле первых одноклеточных организмов-эукариот прошло, в млрд лет:
а) около 1,5;
б) около 2;
в) около 3,5;
г) свыше 4.
4. Основными источниками энергии для абиогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
а) тепловое излучение и ударные волны;
б) ультрафиолетовое излучение и радиация;
в) электрические разряды и ультрафиолетовое излучение;
г) ударные волны и электрические разряды.
5. Согласно современным представлениям, необходимыми условиями для возникновения жизни на Земле являлись:
а) определенные химические соединения и отсутствие газообразного кислорода;
б) наличие источника энергии, определенные химические соединения и безгранично долгое время;
в) безгранично долгое время, определенные химические соединения и отсутствие газообразного кислорода;
г) определенные химические соединения, наличие источника энергии, отсутствие газообразного кислорода и безгранично долгое время.
6. Окончательно в 1861 г. доказал опытным путем невозможность появления живого из неживого (абиогенез) на Земле:
а) Ф. Реди;
б) Л. Пастер;
в) А. Левенгук;
г) Л. Спалланцани.
7. Согласно теории креационизма, жизнь:
а) существовала всегда;

8. Согласно теории панспермии, жизнь:
а) возникала неоднократно из неживого вещества;
б) занесена на нашу планету извне;
в) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химических законам.
9. Согласно биохимической теории, жизнь:
а) существовала всегда;
б) возникала неоднократно из неживого вещества;
в) занесена на нашу планету извне;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
10. Согласно теории стационарного существования, жизнь:
а) существовала всегда;
б) возникала неоднократно из неживого вещества;
в) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе. 1) поступление мономеров в цитоплазму 2) захват клеточной мембраной питательных

веществ 3) гидролиз полимеров до мономеров 4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки 5) слияние фагоцитоз

1) установить последовательность этапов жизненного цикла кукушкиного льна, начиная с образования гамет- а-оплодотворение, б-образование протонемы,

в-образование спорофита, г-дозревание спор, д-образование гамет. 2) установить последовательность этапов синтеза белка: а-отделение молекулы белка от рибосомы, б-транспортировка аминокислот к рибосоме, в-транскрипция, г-образование полипептидной цепи. 3) установить последовательность процессов световой фазы фотосинтеза:а-цепь переносчиков начинает передавать возбужденные электроны на систему 1 б-акцепторы электронов захватывают возбужденные электроны фотосистемы 2, в- молекулы НАДФ восстанавливаются, г-фосфорилирование.

7. Установите последовательность процессов,

происходивших на Земле, в хронологическом по-
рядке.
1.возникновение клеточных форм жизни
2. возникновение коацерватов в воде
3. возникновение фотосинтеза
4. развитие жизни на суше
5. формирование озонового экрана

Биологическая эволюция подразумевает под собой естественное развитие живых организмов, которое сопровождается изменениями в генетическом составе популяций, а также повышением адаптивных свойств, появлением новых видов и вымиранием старых. Все эти факторы со временем меняют как экосистему, так и биосферу в целом.

Основная теория

Существует несколько версий, объясняющих механизмы, на которых строится эволюционный процесс. Большинство ученых сейчас являются приверженцами основанной на слиянии популяционной генетики и дарвинизма. Синтетическая теория объясняет связь между генетическими мутациями, то есть материалом эволюции, и естественным отбором (механизмом эволюции). Эволюционный процесс в рамках этой теории является процессом изменения частот аллелей различных генов в видовых популяциях на протяжении жизни нескольких поколений.

Закономерности и правила эволюции

Эволюция является Любой организм, который путем накопления положительных мутаций смог приспособиться к новым условиям, при возврате в прежнюю среду должен будет заново пройти путь адаптации. Более того, никакой биологический вид не может быть полностью устоявшимся, сам Чарльз Дарвин писал, что даже если среда обитания станет такой же, как раньше, то эволюционировавший вид не сможет вернуться к своему прежнему состоянию. То есть животные смогут адаптироваться к возврату старых условий, однако не "старыми" способами.

Это легко можно проследить на примере с дельфинами. Внутреннее строение их плавников (наряду с китовыми) сохраняет признаки конечностей млекопитающих. Мутации обновляют генофонд поколения, поэтому никогда не повторяются. Несмотря на то, что дельфины и киты изменили среду обитания, а пятипалые конечности - на плавники, они по-прежнему остаются млекопитающими. Так же, как и пресмыкающиеся произошли от земноводных на определенном этапе, но, даже вернувшись в прежнюю среду, они не смогут дать начало земноводным.

Еще один пример этого правила эволюции: вечнозеленый кустарник иглица. На ее стебле расположены блестящие, крупные и толстые листья, которые на самом деле являются видоизмененными ветвями. Истинные листья чешуевидны и располагаются в центре этих "стеблей". Из пазухи чешуйки ранней весной появляется цветок, из которого в дальнейшем разовьется плод. Иглица избавилась от листьев в процессе эволюции, в результате чего смогла приспособиться к засухе, однако потом вновь попала в водную среду, но вместо настоящей листвы появились видоизмененные стебли.

Неоднородность

Правила эволюции гласят, что процесс весьма неоднороден и не определяется астрономическим временем. Например, существуют животные, просуществовавшие в неизменном виде сотни миллионов лет. Это гаттерия и саблехвост - живые ископаемые. Но бывает, что видообразование и видоизменение происходит очень быстро. За последние 800 тысяч лет в Австралии и на Филиппинах возникли новые виды грызунов, а озеро Байкал за последние 20 миллионов лет обогатилось на 240 видов раков, которые подразделяются на 34 новых рода. Возникновение или изменение вида не зависит от времени как такового, но определяется отсутствием приспособленности и количеством поколений. То есть, чем быстрее размножается вид, тем выше темп эволюции.

Замкнутые системы

Такие процессы, как эволюция, и мутации, могут проходить гораздо быстрее. Это случается, если условия среды неустойчивы. Однако в глубоководных океанах, пещерных водах, островах и других изолированных территориях эволюция, естественный отбор и видообразование происходят очень медленно. Именно этим объясняется то, что кистеперые рыбы столько миллионов лет остаются неизменны.

Проследить зависимость эволюции от скорости естественного отбора довольно просто на насекомых. В тридцатых годах прошлого века от вредителей стали использовать ядовитые препараты, однако уже спустя несколько лет появились виды, адаптировавшиеся к действию препарата. Эти формы заняли доминирующее положение и быстро распространились по планете.

Для лечения многих заболеваний часто применялись сильные антибиотики - пенициллин, стрептомицин, грамицидин. Правила эволюции вступили в силу: уже в сороковых годах ученые отметили появление микроорганизмов, устойчивых к этим препаратам.

Закономерности

Существует три основных направления эволюции: конвергенция, дивергенция и параллелизм. Во время дивергенции наблюдается постепенное расхождение внутривидовых признаков, что со временем приводит к новым группировкам особей. По мере того как различия по строению и способу добычи пищи становятся все более явными, группировки начинают расходиться по другим территориям. Если одна область занимается животными, одинаковыми в потребностях к пище, то со временем, когда запас пищи станет меньше, им придется покинуть участок и приспосабливаться к иным условиям. Если же на одной территории существуют виды с разными потребностями, конкуренция между ними гораздо меньше.

Яркий пример того, как происходит эволюционный процесс дивергенции, - это 7 видов оленей, родственных между собой: это северный олень, марал, лось, пятнистый олень, лань, кабарга и косуля.

Виды, обладающие большой степенью дивергентности, имеют возможность оставить большое потомство и меньше конкурировать между собой. Когда расхождение признаков укрепляется, популяция разделяется на подвиды, которые, вследствие естественного отбора, могут со временем превратиться в отдельные виды.

Общность

Конвергенцией же называется эволюция живых систем, в результате которой у неродственных видов появляются общие признаки. Примером конвергенции является сходство формы тела у дельфинов (млекопитающие), акул (рыбы) и ихтиозавров (пресмыкающиеся). Это результат существования в одной и той же среде обитания и одинаковых условиях жизни. Лазающая агама и хамелеон тоже неродственны, но весьма схожи внешне. Крылья также являются примером конвергенции. У летучих мышей и птиц они возникли путем изменения передних конечностей, а вот у бабочки это наросты тела. Конвергенции весьма распространены среди видового разнообразия планеты.

Параллелизм

Этот термин произошел от греческого "parallelos", что значит "рядом идущий", и этот перевод хорошо объясняет его значение. Параллелизмом называют процесс независимого приобретения похожих черт строения среди близкородственных генетических групп, происходящий благодаря наличию особенностей, доставшихся от общих предков. Этот тип эволюции широко распространен в природе. Примером его служит появление ласт как приспособлений к водной среде, которые у моржей, ушастых тюленей и настоящих тюленей сформировались параллельно. Также среди многих крылатых насекомых произошел переход передних крыльев в надкрылья. У кистеперых рыб есть признаки земноводных, а зверозубых ящериц имеются признаки млекопитающих. Наличие параллелизма свидетельствует не только о единстве но и о сходных условиях существования.