Эволюционные процессы. Этапы эволюции Последовательность эволюционных процессов

Биологическая эволюция подразумевает под собой естественное развитие живых организмов, которое сопровождается изменениями в генетическом составе популяций, а также повышением адаптивных свойств, появлением новых видов и вымиранием старых. Все эти факторы со временем меняют как экосистему, так и биосферу в целом.

Основная теория

Существует несколько версий, объясняющих механизмы, на которых строится эволюционный процесс. Большинство ученых сейчас являются приверженцами основанной на слиянии популяционной генетики и дарвинизма. Синтетическая теория объясняет связь между генетическими мутациями, то есть материалом эволюции, и естественным отбором (механизмом эволюции). Эволюционный процесс в рамках этой теории является процессом изменения частот аллелей различных генов в видовых популяциях на протяжении жизни нескольких поколений.

Закономерности и правила эволюции

Эволюция является Любой организм, который путем накопления положительных мутаций смог приспособиться к новым условиям, при возврате в прежнюю среду должен будет заново пройти путь адаптации. Более того, никакой биологический вид не может быть полностью устоявшимся, сам Чарльз Дарвин писал, что даже если среда обитания станет такой же, как раньше, то эволюционировавший вид не сможет вернуться к своему прежнему состоянию. То есть животные смогут адаптироваться к возврату старых условий, однако не "старыми" способами.

Это легко можно проследить на примере с дельфинами. Внутреннее строение их плавников (наряду с китовыми) сохраняет признаки конечностей млекопитающих. Мутации обновляют генофонд поколения, поэтому никогда не повторяются. Несмотря на то, что дельфины и киты изменили среду обитания, а пятипалые конечности - на плавники, они по-прежнему остаются млекопитающими. Так же, как и пресмыкающиеся произошли от земноводных на определенном этапе, но, даже вернувшись в прежнюю среду, они не смогут дать начало земноводным.

Еще один пример этого правила эволюции: вечнозеленый кустарник иглица. На ее стебле расположены блестящие, крупные и толстые листья, которые на самом деле являются видоизмененными ветвями. Истинные листья чешуевидны и располагаются в центре этих "стеблей". Из пазухи чешуйки ранней весной появляется цветок, из которого в дальнейшем разовьется плод. Иглица избавилась от листьев в процессе эволюции, в результате чего смогла приспособиться к засухе, однако потом вновь попала в водную среду, но вместо настоящей листвы появились видоизмененные стебли.

Неоднородность

Правила эволюции гласят, что процесс весьма неоднороден и не определяется астрономическим временем. Например, существуют животные, просуществовавшие в неизменном виде сотни миллионов лет. Это гаттерия и саблехвост - живые ископаемые. Но бывает, что видообразование и видоизменение происходит очень быстро. За последние 800 тысяч лет в Австралии и на Филиппинах возникли новые виды грызунов, а озеро Байкал за последние 20 миллионов лет обогатилось на 240 видов раков, которые подразделяются на 34 новых рода. Возникновение или изменение вида не зависит от времени как такового, но определяется отсутствием приспособленности и количеством поколений. То есть, чем быстрее размножается вид, тем выше темп эволюции.

Замкнутые системы

Такие процессы, как эволюция, и мутации, могут проходить гораздо быстрее. Это случается, если условия среды неустойчивы. Однако в глубоководных океанах, пещерных водах, островах и других изолированных территориях эволюция, естественный отбор и видообразование происходят очень медленно. Именно этим объясняется то, что кистеперые рыбы столько миллионов лет остаются неизменны.

Проследить зависимость эволюции от скорости естественного отбора довольно просто на насекомых. В тридцатых годах прошлого века от вредителей стали использовать ядовитые препараты, однако уже спустя несколько лет появились виды, адаптировавшиеся к действию препарата. Эти формы заняли доминирующее положение и быстро распространились по планете.

Для лечения многих заболеваний часто применялись сильные антибиотики - пенициллин, стрептомицин, грамицидин. Правила эволюции вступили в силу: уже в сороковых годах ученые отметили появление микроорганизмов, устойчивых к этим препаратам.

Закономерности

Существует три основных направления эволюции: конвергенция, дивергенция и параллелизм. Во время дивергенции наблюдается постепенное расхождение внутривидовых признаков, что со временем приводит к новым группировкам особей. По мере того как различия по строению и способу добычи пищи становятся все более явными, группировки начинают расходиться по другим территориям. Если одна область занимается животными, одинаковыми в потребностях к пище, то со временем, когда запас пищи станет меньше, им придется покинуть участок и приспосабливаться к иным условиям. Если же на одной территории существуют виды с разными потребностями, конкуренция между ними гораздо меньше.

Яркий пример того, как происходит эволюционный процесс дивергенции, - это 7 видов оленей, родственных между собой: это северный олень, марал, лось, пятнистый олень, лань, кабарга и косуля.

Виды, обладающие большой степенью дивергентности, имеют возможность оставить большое потомство и меньше конкурировать между собой. Когда расхождение признаков укрепляется, популяция разделяется на подвиды, которые, вследствие естественного отбора, могут со временем превратиться в отдельные виды.

Общность

Конвергенцией же называется эволюция живых систем, в результате которой у неродственных видов появляются общие признаки. Примером конвергенции является сходство формы тела у дельфинов (млекопитающие), акул (рыбы) и ихтиозавров (пресмыкающиеся). Это результат существования в одной и той же среде обитания и одинаковых условиях жизни. Лазающая агама и хамелеон тоже неродственны, но весьма схожи внешне. Крылья также являются примером конвергенции. У летучих мышей и птиц они возникли путем изменения передних конечностей, а вот у бабочки это наросты тела. Конвергенции весьма распространены среди видового разнообразия планеты.

Параллелизм

Этот термин произошел от греческого "parallelos", что значит "рядом идущий", и этот перевод хорошо объясняет его значение. Параллелизмом называют процесс независимого приобретения похожих черт строения среди близкородственных генетических групп, происходящий благодаря наличию особенностей, доставшихся от общих предков. Этот тип эволюции широко распространен в природе. Примером его служит появление ласт как приспособлений к водной среде, которые у моржей, ушастых тюленей и настоящих тюленей сформировались параллельно. Также среди многих крылатых насекомых произошел переход передних крыльев в надкрылья. У кистеперых рыб есть признаки земноводных, а зверозубых ящериц имеются признаки млекопитающих. Наличие параллелизма свидетельствует не только о единстве но и о сходных условиях существования.

Блок 6. «Эволюция живой природы»

1.Совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид, - это критерий вида

1) экологический 2) географический 3) биохимический 4) морфологический .

1) класс 2) семейство 3) род 4) вид.

3.Расширение ареала вида способствует

1) увеличению числа популяций 3) уменьшению генетической неоднородности особей

2) увеличению возрастной неоднородности особей 4) уменьшению скорости появления мутаций.

4.Генетическое единство популяции животных поддерживается

1) скрещиванием ее особей 3) саморегуляцией

2) широким расселением особей 4) пищевыми связями.

5.В популяции происходит борьба за существование и естественный отбор, поэтому ее считают

1) формой существования вида 3) элементом экосистемы

2) единицей эволюции 4) единицей систематики.

6.Внутривидовая борьба за существование ведет к

1) возникновению мутаций 3) проявлению конвергенции

2) полному истреблению особей вида 4) совершенствованию вида.

7.Существование около 1,5 млн видов животных на Земле – это результат

1) действия антропогенного фактора

2) действия движущих сил эволюции

3) проявления закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

4) проявления закономерностей модификационной изменчивости.

8.Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость 3) борьба за существование

2) искусственный отбор 4) творческая роль естественного отбора.

9.В результате движущих сил эволюции в природе происходит


1) изоляция 2) мутационный процесс 3) размножение организмов 4) образование новых видов.

10.Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам ?

1) движущий 2) искусственный 3) методический 4) стабилизирующий.

11.Каково значение яркой окраски божьей коровки ?

1) привлекает особей другого пола 3) указывает на принадлежность к одному виду

2) предупреждает о несъедобности 4) усиливает отбор особей в популяции.

12.Какое значение имеет предупреждающая окраска животных ?

1) делает животных незаметными 3) привлекает особей своего вида

2) отпугивает врагов 4) обостряет внутривидовую борьбу.

13.Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве обусловлена наличием

1) хитинового покрова 3) ковшеобразных передних конечностей

2) хорошо развитых ротовых органов 4) мозаичного строения органа зрения.

14.Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных 3) индивидуального развития растений и животных

2) приспособленности организмов 4) влияния окружающей среды на развитие организмов.

15.Появление какого признака у человека относят к атавизмам ?

1) развитого хвоста 2) диафрагмы 3) дифференцированных зубов 4) пятипалых конечностей.

16.Биологический регресс характеризуется

1) расширением ареала 3) повышением жизнеспособности особей

2) изменением среды обитания вида 4) уменьшением числа видов и особей.

17.Случаи рождения людей с хвостом – это пример

1) регенерации 2) идиоадаптации 3) рудимента 4) атавизма.

18.К результатам эволюции относят

1) наследственную изменчивость 3) приспособленность организмов

2) борьбу за существование 4) естественный отбор.

19.Почему на Земле число видов покрытосеменных растений превосходит число видов растений всех остальных отделов ?

1) они отличаются большой продолжительностью жизни

2) они имеют клеточное строение и содержат пигмент хлорофилл

3) для них характерна развитая корневая система

4) у них имеются разнообразные приспособления к жизни в разных условиях.

20.Образование нового вида – это результат

1) ароморфоза 2) макроэволюции 3) микроэволюции 4) наследственной изменчивости.

21.Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора , -

1) организм 2) биоценоз 3) вид 4) популяция.

22.В указанном перечне найдите пример экологического видообразования .

1) амурский и среднеазиатский подвиды барсуков

2) популяции севанской форели с разным сроком нереста

3) закавказский и дальневосточный виды ландышей

4) западный и восточный подвиды прострела в Европе.

23.Движущий отбор способствует сохранению особей с признаком ,

1) отличающимся от прежней нормы реакции

2) имеющим среднюю величину нормы реакции

3) который не изменяется в течение ряда поколений

4) обеспечивающим выживание популяции в неизменяющихся условиях обитания.

24.Генетическому критерию вида соответствует утверждение

1) оперение самки и самца утки-кряквы различно.

2) нерест популяции форели происходит в разное время

3) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы


4) виды-двойники малярийного комара имеют разные кариотипы.

25.У какой группы животных впервые в процессе эволюции появилась кровеносная системы ?

1) членистоногие 2) кольчатые черви 3) круглые черви 4) моллюски.

26.Одно из доказательств родства птиц с пресмыкающимися

1) наличие двух пар конечностей 3) сухая кожа, лишенная желез

2) передвижение по суше с помощью задних конечностей 4) отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях.

1.Какие факторы являются движущими силами эволюции ?

1) абиотические факторы среды 4) приспособленность организмов к среде обитания

2) мутационный процесс 5) изоляция

3) модификационная изменчивость 6) естественный отбор

Ответ: ___ ___ ___

2.К факторам эволюции относят

1) кроссинговер 4) изоляцию

2) мутационный процесс 5) многообразие видов

3) модификационную изменчивость 6) естественный отбор.

Ответ: ___ ___ ___

3.Для генетического критерия вида характерны следующие особенности :

1) определенный набор хромосом в половых клетках

2) совокупность внешних и внутренних признаков организма

3) последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК

4) заселение определенной географической зоны

5) принадлежность к определенной популяции

6) определенный набор генов.

Ответ: ___ ___ ___

1) обилие легкоусвояемой пищи

2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов

3) отсутствие естественных врагов

4) ограниченность пищевых ресурсов

5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима

6) высокий процент содержания кислорода.

Ответ: ___ ___ ___.

5.Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам ?

1) самозатачивающиеся резцы у грызунов 4) членистые конечности насекомых

2) листовидная форма тела у печеночного сосальщика 5) внутренне оплодотворение у пресмыкающихся

3) стрекательные клетки у гидры 6) узловая нервная система у кольчатых червей.

Ответ: ___ ___ ___.

6.Укажите признаки, характерные только для общей дегенерации животных .

1) общий подъем организации

2) снижение интенсивности жизнедеятельности

3) понижение уровня организации

5) приспособления частного характера

6) упрощение нервной системы в связи с сидящим образом жизни.

Ответ: ___ ___ ___.

7.Особенности скелета, сформировавшиеся у человека в процессе эволюции , -

1) наличие ключиц 4) наличие пятипалых конечностей

2) наличие подбородочного выступа 5) S – образная форма позвоночного столба

3) облегчение массы костей нижних конечностей 6) сводчатая стопа.

Ответ: ___ ___ ___.

8.У человека, в отличие от других млекопитающих ,

1) тело расположено вертикально 4) грудная клетка расширена в стороны

2) позвоночник не имеет изгибов 5) грудная клетка сжата с боков

3) позвоночник образует четыре плавных изгиба 6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым.

Ответ: ___ ___ ___.

9.Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование, которую он характеризует .

ПРИРОДНЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМА БОРЬБЫ

А) состязание между особями популяции за территорию 1) межвидовая

Б) использование жилища одного вида другим 2) внутривидовая

В) соперничество между особями за самку

Г) вытеснение из местообитания черной крысы серой крысой

Д) охота лисицы на грызунов.

Ответ: А Б В Г Д

___ ___ ___ ___ ___

10.Установите соответствие между биологическим явлением и его значением в эволюционном процессе .

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

А) естественный отбор 1) фактор

Б) приспособленность организмов к среде 2) результат

В) образование новых видов

Г) комбинаторная изменчивость

Д) повышение уровня организации организмов

Е) борьба за существование

Ответ: А Б В Г Д Е

___ ___ ___ ___ ___ ___.

11.Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом .

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2) ветром

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

Ответ: А Б В Г Д Е

___ ___ ___ ___ ___ ___.

12.Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции хордовых животных .

1) двухкамерное сердце 4) легочное дыхание

2) развитие детенышей в матке 5) центральная нервная система в виде трубки.

3) внутреннее оплодотворение и откладывание яиц на суше

Ответ: ___ ___ ___ ___ ___.

13.Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции, начиная с мутационного процесса .

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) закрепление приспособлений к среде обитания.

Ответ: ___ ___ ___ ___ ___.

14.Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы хордовых животных на Земле .

1) кистеперые рыбы 3) земноводные

2) бесчерепные 4) пресмыкающиеся 5) млекопитающие.

Ответ: ___ ___ ___ ___ ___.

15.Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке .

1) возникновение клеточных форм жизни 3) возникновение фотосинтеза

2) возникновение коацерватов в воде 4) развитие жизни на суше 5) формирование озонового экрана.

Ответ: ___ ___ ___ ___ ___.

16.Установите последовательность этапов эволюции растений .

1) возникновение псилофитов 4) возникновение папоротниковидных

2) появление многоклеточных водорослей 5) возникновение покрытосеменных

17.Установите последовательность возникновения групп беспозвоночных животных в процессе исторического развития .

1) плоские черви 4) кольчатые черви

2) одноклеточные животные 5) колониальные одноклеточные организмы

3) кишечнополостные 6) членистоногие.

Ответ: ___ ___ ___ ___ ___ ___.

18.Установите хронологическую последовательность антропогенеза .

1) человек умелый 3) дриопитек

2) человек прямоходящий 4) человек разумный.

Ответ: ___ ___ ___ ___.

19.Установите хронологическую последовательность появления крупных изменений у беспозвоночных животных в процессе эволюции .

1) трахейное дыхание 3) нервная система диффузного типа

2) выделительная система 4) кровеносная система.

Ответ: ___ ___ ___ ___.

20. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции .

1) кистеперые рыбы

2) пресмыкающиеся

3) стегоцефалы

4) бесчерепные хордовые

5) птицы и млекопитающие.

Ответ: ___ ___ ___ ___ ___ ___.

Определите последовтаельность процессов, характерных для географического видообразования.

№1

    Формирование популяции с новым генофоном.

    Появление географической преграды между популяциями.

    Естественный отбор особей с приспособленными к данным условиям признаками.

    Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции.

№2

последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры

1. Образование гамет.

2. оплодотворение и образование зиготы

3. Развитие взрослого растения (спорофит)

4. образование заростка.

№3

последовательность при фагоцитозе

1. поступление меномеров в цитоплазму.

2. захват клеточной мембраной питательных веществ.

3. гидролиз полимеров до мономеров.

4. образование фагоцитозного пузырька внутки клетки.

5. слияние фагоцитозного пузырька с мизосомой

№4

последовательность формирования ароморфозов

1. возникновение легких

2. образование головного и спиного мозга

3. образование хорды

4. возникновение 4-х камерного сердца.

№5

последовательность в эволюции появления растений

1. псилофиты

2. многоклеточные водоросли

3. покрытосеменные

4. одноклеточные водоросли

5. папоротникообразные

№6

последовательность этапов эволюции растений

1. возникновение псилофитов

2. появление многоклеточных водорослей

4. возникновение папоротниковидных

5. возникновение покрытосеменных

6. появление одноклеточных водорослей.

№7

1. возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида.

2. расширение или расчленение ареала вида

3. появление мутаций в изолированных популяциях

4. сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды

5. утрата особями разных популяций способности скрещиваться

№8

последовательность процессов при зарастании скал

1. голые скалы

2. зарастание мхами

3. заселение лишайниками

4. образование тонкого слоя почвы

5. формирование травянистого сообщества.

№9

последовательность процессов в интерфазе

1. на одной из цепей ДНК синтезируется и РНК

2. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на 2 цепи.

3. и-РНК перемещается в цитоплазму

4. на и-РНК, служащей матрицей, происходят синтез белка.

№10

последовательность при митозе:

1. хромосомы располагаются по экватору клетки

2. хроматиды расходятся к полюсам клетки

3. образуются две дочерние клетки.

4. хромосомы спирализируются, каждая состоит из 2-х хроматид.

№11

хронологическая последовательность таксонов в систематике человека, начиная с наиболее крупного

1. семейство Гоминиды

2. Отряд Приматы

3. Тип Хордовые

4. род Человек

5. класс Млекопитающие

№12

хронологическая последовательность антропогенеза

1. человек умелый

2. человек прямопроходящий

3. дриопитен

4. человек разумный

№13

последовательность эволюционных процессов на Земле

1. возникновение прокариот

2. образование коацерватов в воде

3. возникновение эукариот

4. выход организмов на сушу

5. появление многоклеточных организмов

№14

последовательность процессов при возникновении жизни

1. возникновение ядра в клетке

2. образование коацерватов

3. образование наружной мембраны в первичной клетке

4. образование органических соединений.

№15

последовательность этапов географического видообразования

1. появление мутаций в изолированных популяциях

2. возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида

3. сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в новых условиях

4. утрата особями разных популяций способности скрещиваться.

№16

последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма

1. развитие на нижней стороне заростка от ♀ и ♂ гамет

2. образование на нижней стороне листа папоротников спорангиев со спорами.

3. передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды и оплодотворение.

4. прорастание споры и развитие из нее маленькой зеленой пластинки – заростка.

5. развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника.

№17

последовательность развития шляпочных грибов, начиная с высыпания спор:

1. образование на грибнице плодового тела

2. созревание в шляпке спор

3. образование мицелия

4. прорастание спор.

Ответы

Последовательность:

№1: 2,4,3,1

№2: 4,1,2,3

№3: 2,4,5,3,1

№4: 3,2,4,1

№5: 4,2,1,5,6,3

№6: 6,2,1,4,3,5

№7: 2,1,3,4,5

№8: 1,3,4,2,5

№9: 2,1,3,4

№10: 4,1,2,3

№11: 3,5,2,1,4

№12: 3,1,2,4

№13: 2,1,3,5,4

№14: 4,2,3,1

№15:2,1,3,4

№16: 4,1,3,5,2

Установите последовательность процессов проходящих при делении клетки:

1) Хромосомы расходятся к полюсам
2) Запасается энергия и вещества, необходимые для процесса
3) Нити сокращаются
4) Центриоли расходятся к полюсам
5) Хромосомы удлиняются и становятся неразличимыми
6) Удвоенные хромосомы размещаются в плоскости экватора

Установите последовательность процессов происходящих при фагоцитозе:
1) Образование пищеварительной вакуоли
2) Переваривание органических молекул
3) Захват плазматической мембраной твердой частицы
4) Образование сократительной вакуоли

5) Выведение продуктов распада из клетки

1. Первые биополимеры на Земле возникли из мономеров, синтезированных абиогенным путем, в основном при помощи:

а) реакций, катализируемых ферментами;
б) тепловой энергии в условиях дефицита воды и посредством реакций, в которых катализаторами служили глины;
в) тепловой энергии и посредством реакций, катализируемых ферментами;
г) реакций, катализируемых ультрафиолетовым излучением,
и за счет тепловой энергии.
2. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
а) анаэробными гетеротрофами;
б) анаэробными фототрофами;
в) аэробными хемотрофами;
г) аэробными гетеротрофами.
3 С момента появления на Земле первых одноклеточных организмов-эукариот прошло, в млрд лет:
а) около 1,5;
б) около 2;
в) около 3,5;
г) свыше 4.
4. Основными источниками энергии для абиогенного синтеза органических веществ из неорганических на древней Земле были:
а) тепловое излучение и ударные волны;
б) ультрафиолетовое излучение и радиация;
в) электрические разряды и ультрафиолетовое излучение;
г) ударные волны и электрические разряды.
5. Согласно современным представлениям, необходимыми условиями для возникновения жизни на Земле являлись:
а) определенные химические соединения и отсутствие газообразного кислорода;
б) наличие источника энергии, определенные химические соединения и безгранично долгое время;
в) безгранично долгое время, определенные химические соединения и отсутствие газообразного кислорода;
г) определенные химические соединения, наличие источника энергии, отсутствие газообразного кислорода и безгранично долгое время.
6. Окончательно в 1861 г. доказал опытным путем невозможность появления живого из неживого (абиогенез) на Земле:
а) Ф. Реди;
б) Л. Пастер;
в) А. Левенгук;
г) Л. Спалланцани.
7. Согласно теории креационизма, жизнь:
а) существовала всегда;

8. Согласно теории панспермии, жизнь:
а) возникала неоднократно из неживого вещества;
б) занесена на нашу планету извне;
в) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химических законам.
9. Согласно биохимической теории, жизнь:
а) существовала всегда;
б) возникала неоднократно из неживого вещества;
в) занесена на нашу планету извне;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
10. Согласно теории стационарного существования, жизнь:
а) существовала всегда;
б) возникала неоднократно из неживого вещества;
в) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе. 1) поступление мономеров в цитоплазму 2) захват клеточной мембраной питательных

веществ 3) гидролиз полимеров до мономеров 4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки 5) слияние фагоцитоз

1) установить последовательность этапов жизненного цикла кукушкиного льна, начиная с образования гамет- а-оплодотворение, б-образование протонемы,

в-образование спорофита, г-дозревание спор, д-образование гамет. 2) установить последовательность этапов синтеза белка: а-отделение молекулы белка от рибосомы, б-транспортировка аминокислот к рибосоме, в-транскрипция, г-образование полипептидной цепи. 3) установить последовательность процессов световой фазы фотосинтеза:а-цепь переносчиков начинает передавать возбужденные электроны на систему 1 б-акцепторы электронов захватывают возбужденные электроны фотосистемы 2, в- молекулы НАДФ восстанавливаются, г-фосфорилирование.

7. Установите последовательность процессов,

происходивших на Земле, в хронологическом по-
рядке.
1.возникновение клеточных форм жизни
2. возникновение коацерватов в воде
3. возникновение фотосинтеза
4. развитие жизни на суше
5. формирование озонового экрана