Список социальных сетей для детей. Как выбрать социальные сети для детей? Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Современные дети отлично ориентируются в цифровом пространстве: они умеют обращаться со всевозможными гаджетами, а аккаунт в соцсетях необходим им не только для развлечения, но и для обучения, например, общения с преподавателями и одноклассниками в соответствующих группах. Но общение в интернете может приносить не только пользу, но и таить в себе опасности. О том, как выстроить безопасные отношения между ребёнком и социальными сетями, «О!» рассказала эксперт «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова.

Согласно нашему исследованию, у 95% опрошенных подростков 13−15 лет уже есть аккаунты в социальных сетях. Однако активное присутствие подрастающего поколения на этих сайтах беспокоит многих родителей, которые хотят уберечь своих детей от опасности и в реальной жизни, и в Сети. Но чтобы избежать возможных неприятностей, не нужно полностью ограждать детей от присутствия в интернете, достаточно соблюдать .

В каком возрасте ребёнку лучше регистрироваться в соцсетях?

Регистрируясь в той или иной соцсети, человек принимает условия её пользовательского соглашения. В соответствующем разделе указывается, какого возраста должен достичь владелец аккаунта. Например, у таких ресурсов, как Facebook и Instagram, он составляет не менее 13 лет. Однако в действительности дети часто указывают вымышленный год рождения и успешно регистрируются на этих сайтах и в 7−10 лет и даже раньше.

Если ребенок дошкольного возраста хочет завести аккаунт в социальной сети, родители имеют право не соглашаться на его просьбы — малыш может быть не готов к тому контенту, который там распространяется, да и никакой реальной потребности в этом нет. Реальная потребность в соцсетях может возникнуть у ребёнка, как только он приходит в школу. Нередко, несмотря на существование специальных электронных сервисов, учителя создают группы своих классов во «ВКонтакте» — на самой популярной среди российских детей платформе. Там педагоги публикуют домашние задания и другие необходимые материалы, а сами школьники формируют сообщества для обмена полезной информацией и общения.

Кроме того, в этом возрасте соцсети помогают ребятам не только узнавать всё важное и необходимое для учёбы, но и социализироваться. Когда подавляющее большинство сверстников уже общается в Сети, не стоит исключать вашего ребенка из этого процесса.

Какие опасности подстерегают детей в соцсетях?

Среди опасностей, с которыми могут столкнуться дети в соцсетях, — онлайн-травля со стороны сверстников, или кибербуллинг. Подобное явление имеет долговременные негативные последствия, влияющие на дальнейшую судьбу ребенка. Оно отличается от похожих неприятностей в реальной жизни, например, после уроков. А без личного контакта она принимает ещё более уродливые и гипертрофированные формы.

Поэтому детей нужно научить нескольким правилам: во-первых, в Сети можно писать только то, что можешь сказать человеку в глаза в присутствии других знакомых, а во-вторых, и реагировать на обидчика, это может только усугубить ситуацию, в этом случае лучше обратиться за помощью к взрослым.

Кроме того, дети могут случайно или намеренно попадать на страницы с неприемлемым контентом. Речь здесь не только об эротике или порнографии, но и об информации про наркотики, суицид, а также сцены насилия или оружие. В этом случае могут помочь специальные программы для детской онлайн-безопасности, которые будут информировать родителя, если ребенок, например, подписался на группу с неподобающим содержанием или целенаправленно искал подобный контент.

Фото: goodluz/Syda Productions/Olena Yakobchuk/ Shutterstock.com

В последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим онлайновым продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение, увлеченное цифровыми технологиями и проводящее в Интернете все больше и больше времени. Особенно активно в данном направлении работают софтверные компании, представляющие в Рунете различные медиапроекты для детской аудитории, в том числе и социальной направленности. Предлагаем вам обзор некоторых из таких сетевых ресурсов.

Мир Бибигона

Детская социальная сеть, созданная холдингом ВГТРК 4 сентября 2008 года, и, по мнению разработчиков, имеющая все шансы стать стартовой страницей для всех российских школьников. Интерфейс проекта выполнен в виде ленты, а сам сайт разделен на информационную, социальную, образовательную и развлекательную части.

По утверждению авторов ресурса, в "Мире Бибигона" реализована глубоко продуманная система безопасности и всегда присутствует психолог, которому можно задать вопрос как в детских клубах, так и в скрытой от детей части сети, предназначенной для родителей и учителей.

Смешарики

Твиди

Социальный проект, запущенный в конце сентября прошлого года компанией "РосБизнесКонсалтинг" совместно с израильской фирмой Tweegee и ориентированный на детскую аудиторию в возрасте от шести до четырнадцати лет. На сайте Tvidi.ru создана уникальная среда для развития ребёнка. Дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники, размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, а также строить виртуальные миры и загружать файлы.

В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности и премодерации контента, призванные оградить маленьких пользователей от всякого рода тлетворного влияния.

ClassNet

Социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники созданного компанией "Интеллект" сервиса могут создавать свои классы и группы, наполнять их самыми интересными моментами из школьной жизни, фото- и видеоматериалами.

В ClassNet регулярно проводятся различные интеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные монетки и получать призы.

  • Webkinz - глобальная социальная сеть для детей, которая полностью безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни. Участниками сообщества могут стать обладатели одноименных мягких игрушек, которые несут на себе секретный код для доступа на сайт.

Предлагаем вашему вниманию медиапроекты для детской аудитории, т.к. в последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим онлайновым продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение, увлечённое цифровыми технологиями и проводящее в Интернете всё больше и больше времени. Вот некоторые из таких сетевых ресурсов.

«Мир Бибигона»

Детская социальная сеть, созданная холдингом ВГТРК 4 сентября 2008 года, и, по мнению разработчиков, имеющая все шансы стать стартовой страницей для всех российских школьников. Интерфейс проекта выполнен в виде ленты, а сам сайт разделен на информационную, социальную, образовательную и развлекательную части. В первой публикуются различного рода новости, вторая предназначена для общения пользователей между собой посредством чатов, сетевых дневников, внутренней почты и прочих инструментов, в третьей части представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также электронные версии учебников и видеоуроки. Что же касается четвертого раздела портала, то здесь молодой интернет-пользователь может поиграть в игры и поучаствовать во всевозможных интеллектуальных конкурсах. По утверждению авторов ресурса, в «Мире Бибигона» реализована глубоко продуманная система безопасности и всегда присутствует психолог, которому можно задать вопрос как в детских клубах, так и в скрытой от детей части сети, предназначенной для родителей и учителей.

Проект сочетает в себе три направления: социальное, развлекательное и образовательное. Социальная сеть «Мир Бибигона» представляет собой комплекс ресурсов, предназначенных для детей, учителей и родителей. Возраст детской аудитории – 7-14 лет. В связи с тем, что аудитория проекта – дети, предполагается наличие ряда мер по безопасному нахождению детей в проекте. Регистрация пользователей по приглашениям, контроль и регулировка взаимоотношений внутри сети осуществляется модераторами сети, которые выбираются из числа педагогов школ (учителя информатики, психологи), а также администрацией проекта и психологами. Все ресурсы расположены внутри сети и не содержат посторонних ссылок. Функционал сети позволяет подключать любые внешние приложения, что существенно упрощает ввод новых функций и разделов.

Возможности проекта:

  1. Личное пространство пользователя: дневники, фотоальбомы, группы друзей, настраиваемые пользователями самостоятельно, внутренняя почта, приложения, подключаемые по выбору и желанию пользователей, новости у друзей.

2. Сообщества пользователей: клубы по интересам для различных групп друзей, где в роли ведущих выступают сами пользователи, а также приглашенные гости проекта – авторы известных детских печатных и интернет ресурсов.

3. Страница и клуб школы со списком зарегистрированных учеников, информацией о школе.

4. Приложения: образовательные и развлекательные ресурсы.

5. Информационный раздел: статьи, советы, обзоры на актуальные и интересные для детей тематики, обновляемые еженедельно.

6. Конкурсы для пользователей проекта.

7. Закрытые клубы для родителей и учителей, вопросы психологу.

Удобная и безопасная среда общения школьников, учителей и родителей. Домашние задания, расписание, оценки - все в одном месте. «Дневник.ру» - это сайт, который делает жизнь в школе и вокруг неё интереснее и разнообразнее.

Школьнику:

  • Общение только со сверстниками и отобранными взрослыми
  • Удобное расписание и другие инструменты для учёбы
  • Активное участие в школьной жизни
  • Всероссийский календарь олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.
  • Вакансии для школьников (работа во время каникул)
  • Консультации специалистов и многое другое…

Учителю:

  • Удобная и безопасная среда для общения всей школы
  • Единый справочник обо всём и обо всех в школе
  • Удобное расписание и другие инструменты для управления учебным процессом
  • Удобные инструменты для оптимизации административной работы
  • Общение и обмен опытом с учителями по всей стране и за рубежом
  • Оптимизация общения с родителями
  • Всероссийский календарь мероприятий
  • Единый каталог учебников
  • Дистанционные курсы по повышению квалификации

Родителю:

  • Удобная и безопасная среда общения с классным руководителем, учителями, директором
  • Общение и обмен опытом с другими родителями
  • Доступ к информации об успеваемости и деятельности ребенка
  • Единый календарь школьных мероприятий
  • Единый источник информации по ЕГЭ
  • Информационный центр для поступающих в ВУЗы
  • Каталог всех секций и кружков в городе
  • Современная электронная библиотека
  • Консультации психологов и других специалистов

«ТВИДИ»

Социальный проект, запущенный в конце сентября 2008 компанией «РосБизнесКонсалтинг» совместно с израильской фирмой Tweegee и ориентированный на детскую аудиторию в возрасте от шести до четырнадцати лет. На сайте Tvidi.ru создана уникальная среда для развития ребёнка. Дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники, размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, а также строить виртуальные миры и загружать файлы. Благодаря специальным инструментам, подписчики «Твиди» могут быстро создать и оформить свою страничку во всемирной Сети. В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности и премодерации контента, призванные оградить маленьких пользователей от всякого рода тлетворного влияния.

СМЕШАРИКИ

Социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.

Социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники созданного компанией «Интеллект» сервиса могут создавать свои классы и группы, наполнять их самыми интересными моментами из школьной жизни, фото- и видеоматериалами. В ClassNet регулярно проводятся различные интеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные монетки и получать призы.

Это социальная сеть для детей, ориентированный на возрастную категорию от 5 до 12 лет. На сайте дети могут создать собственных персонажей, которые будут представлять их в виртуальном сообществе. В игровом мире герои будут жить, играть, общаться, и заводить новые знакомства. В сказочном мире Вебиков оживут игрушки из реального мира, и ребенок сможет о них заботиться, играть в занимательные игры, а также обучаться работе с компьютерами и другим полезным навыкам. На сайте Вебики есть множество игр, от простых и занятных для любого малыша до более сложных игр позволяющих обучать детей счету, правописанию, сообразительности, работы с компьютером и правилам поведения на Интернете.

По данным исследования, которое проводил в 2013 году «Фонд Развития Интернет» при поддержке Google среди российских подростков и их родителей, уровень цифровой компетентности взрослых и детей у нас в стране примерно одинаковый и составляет треть от максимально возможного. Получается, что взрослые боятся за детей в онлайн-пространстве не потому, что много знают о нём, а наоборот - потому что сами о нём ничего не знают. Среди взрослых существуют заблуждения по поводу сетей и их вреда для школьников. Часто они лишь усиливают беспокойство и не способствуют конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, которые могут возникать относительно онлайн-общения детей.

Заблуждение 1. Если ребёнок начнёт общаться в сетях, он не научится выстраивать отношения с людьми в реальной жизни.

Многие родители боятся, что сети в буквальном смысле опутают ребёнка, и он не сможет заводить новых друзей офлайн. На самом деле, если так происходит, то это говорит о психологических трудностях, причина которых, скорее всего, не в использовании соцсетей. Общение онлайн, наоборот, иногда помогает наладить контакт с теми, с кем это не получается сделать лицом к лицу, и перенести опыт позитивного взаимодействия в жизнь.

Заблуждение 2. Ребёнок ещё не созрел для того, чтобы безболезненно переживать обидные комментарии, которые часто провоцирует онлайн-общение.

Многие взрослые на своём опыте знают, как неприятно читать критику и едкие шуточки в свой адрес. И далеко не все могут похвастаться умением не воспринимать это болезненно. Но, к сожалению, это - часть жизни. Обидные комментарии начинаются на игровой площадке и сопровождают нас во взрослой жизни. Онлайн или офлайн, дети сталкиваются с неприятием, непониманием и другими негативными вещами, с которыми нужно учиться что-то делать, преодолевать. Сети усугубляют ситуацию лишь тем, что в них очень легко оставить любой комментарий. Но это - особенность сегодняшнего дня, в наш век трудно избежать онлайн-общения.

Если не знать, как пользоваться спичками, нужно совсем немного времени, чтобы случился пожар. Даже если ребёнок проводит в сети пять минут, он должен представлять, что, например, нельзя давать свои личные данные незнакомым людям, что бывают сетевые мошенники и платные приложения, которые можно совершенно случайно купить. Ограничение длительности онлайн-сессий решает другие проблемы, прежде всего связанные с дисциплиной и здоровьем.

Заблуждение 4. Ребёнок не должен пользоваться социальными сетями до достижения 13 лет (16, 18 и так далее).

Самые распространённые онлайн-приложения устанавливают в пользовательском соглашении «возрастной порог»: заводить свои учётные записи в них могут только пользователи, достигшие 13 лет. Это связано с законодательством в сфере охраны личных данных. Но это не значит, что существует волшебная дата, после которой сети автоматически станут для ребёнка безопасными и безвредными. В каком бы возрасте человек не завёл свою первую страничку, ему нужно будет освоиться в новом для себя мире онлайн-общения.

К примеру, именно поэтому сотрудники Лаборатории Касперского советуют родителям не сопротивляться движению детей в сторону онлайн-общения, а возглавить его и попутно рассказать о всех тонкостях. Начать можно с помощи в создании личной странички. При этом ребёнку следует рассказать о настройках конфиденциальности, о том, что Интернет - публичное пространство, поэтому всегда нужно иметь в виду, кто увидит размещённые тобой фотографии и сообщения.

Большая часть проблем, которые возникают при общении в социальных сетях, связана с ощущением, что здесь всё ненастоящее, всё игра. Нужно обязательно объяснить, что здесь всё как в обычной жизни, и неаккуратное слово может по-настоящему обидеть собеседника.

Так же, как мы объясняем правила поведения в общественных местах, нужно объяснять и правила поведения онлайн. Основную мысль сформулировать просто: твои действия в сети не менее реальны, чем действия офлайн, и не менее реальны могут быть последствия. Детям в раннем возрасте объясняют, что опасно доверять незнакомым взрослым. Рассказывают, как быть в случае навязчивого внимания со стороны незнакомой персоны. То же самое относится и к общению в сетях.

Любопытный разговор состоялся во время передачи на радио «Эхо Москвы» от 21 декабря 2014 года, посвящённой безопасности детей в Интернете. Член рабочей группы по разработке правил поведения школьников в соц.сетях говорил о необходимости проводить для детей образовательные курсы по безопасности, а приглашённый учитель информатики отстаивал позицию, что знакомство с правилами поведения в Интернете должны происходить во время непосредственной деятельности ученика. Не разделяя культуру онлайн и офлайн, можно во время совместных занятий и общения обращать внимание на правила безопасности, распространения информации, возможности коммуникации. В конце концов, социальные сети созданы для общения, и они могут активно использоваться в процессе обучения.

Относиться к социальным сетям только как к тому, что нужно запрещать либо строго контролировать - значит не замечать важного момента. Ребёнок завёл страничку «Вконтакте»? Отлично! Теперь у вас есть ещё один канал, с помощью которого вы можете лучше узнать его внутренний мир, увлечения, друзей. Здесь вы сможете вместе разбирать различные жизненные ситуации. Здесь так удобно обмениваться интересной информацией и связываться с близкими по духу сообществами. В конечном счёте, именно взрослый своим личным примером и в совместной деятельности может показать ребёнку, что делать с социальной сетью: «зависать» в ней или использовать как инструмент для более интересных задач.

НА РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТ, который требует полностью запретить подросткам до четырнадцати лет регистрироваться в социальных сетях. Россиянам 14+ открывать доступ к социальным сетям предлагается только по паспортным данным. Не секрет, что большинство тинейджеров уже успели завести аккаунты как минимум в сети «ВКонтакте». Мы поговорили с детьми, чтобы узнать, чем они занимаются в соцсетях, в каких группах сидят, что выкладывают в своих инстаграмах и как к этому относятся их родители.

Софья

Я сижу в социальных сетях с шести лет. Большую часть времени провожу «ВКонтакте» - где-то полчаса в день, но иногда удаётся и подольше; как правило, захожу в соцсети через телефон или планшет. «ВКонтакте» я общаюсь с друзьями, мы обмениваемся всякими интересными штуками. Я сама создала три группы, и там набралось довольно много людей. Обычно я люблю сидеть в пабликах, где выкладывают картинки с милыми котиками, и в принципе люблю узнавать новое о животных. Иногда выкладываю котов и на своей странице. Ещё я слушаю музыку «ВКонтакте», обычно просто натыкаюсь на какие-то популярные песни.

Мама постоянно контролирует меня «ВКонтакте» - с кем я общаюсь или в какие группы вступаю. Я думаю, что социальные сети могут быть опасны для детей. Тебе могут предложить вступить в группы смерти и заставлять выполнять поручения администраторов. Говорят, если откажешься, будут шантажировать, и тебе всё равно придется выполнить их поручения - например, прыгнуть с крыши девятого этажа.

Иван

Обычно я сижу в сетях «ВКонтакте» и инстаграме в свободное время или на не самых важных уроках. Как правило, с телефона, но если нужно посмотреть долгое видео, включаю компьютер.

Обычно я сижу в интернете для развлечения - смотрю мемы, но иногда попадаются и интересные серьёзные статьи. Я увлекаюсь историей, поэтому тематические группы на этот счёт тоже постоянно просматриваю. Благодаря соцсетям узнавать что-то новое на этот счёт гораздо легче. Музыку я тоже слушаю через «ВКонтакте». Ещё я подписан на разные СМИ, к примеру на «Лентач» и The Flow. У нашего класса есть свой чат «ВКонтакте», благодаря ему гораздо проще узнавать домашнее задание или о каких-то школьных событиях, к примеру экскурсиях. В инстаграм я выкладываю фотки из поездок или просто что-то интересное из повседневной жизни. Инстаграм довольно клёвая социальная сеть, именно благодаря ему я узнал о новом альбоме рэпера Гнойного.

Родители никак не контролируют мои социальные сети, может быть, только в классе третьем-четвёртом пытались забирать телефон. Сейчас мы переписываемся либо в телеграме, либо в вайбере. Мне кажется, социальные сети могут быть опасны для детей, только если они психически не здоровы. Гораздо больше травмирует давление учителей и одноклассников, а иногда даже родителей.

Соня

Я активно сижу в интернете лет с одиннадцати. Изначально просто писала маме, что приехала в школу, чтобы не тратить на это деньги. Чаще всего я сижу во «ВКонтакте» и инстаграме, не постоянно, но каждый раз, когда есть лишнее время, которое тратить особо не на что. У меня нет своего компьютера, так что я пользуюсь телефоном.

Обычно я переписываюсь с кем-то, листаю новости или смотрю фотографии. В группах я почти не сижу, разве что нахожу музыку в паблике «The musicend», а новости читаю в «Лентаче» или «Неинтересных фактах». У меня есть инстаграм, но я редко выкладываю туда фотографии, зато постоянно смотрю чужие. Я подписана на своих друзей и разных актёров из сериалов, которые мне нравятся. Я почти не знакомлюсь в социальных сетях, чаще общаюсь с друзьями или одноклассниками. С классом мы очень активно переписываемся «ВКонтакте», потому что решаем, куда и когда пойдём развлекаться, а иногда узнаём домашнее задание.

Мои родители никогда меня не контролировали в социальных сетях, потому что ничего запрещённого я там и не делаю. Но я знаю, что есть и опасные группы.

Вероника

Я стала пользоваться социальными сетями, когда мне подарили первый телефон. Инстаграм достаточно популярный, и там можно выражать свои мысли, рассказывать о чём-то, так что первым делом я зарегистрировалась там. Особенно мне нравятся комментарии, потому что под фото можно описать свои чувства. Я выкладываю свою собаку, селфи, красоту, много фотографий из путешествий - показываю, какое у меня настроение, хорошее или плохое. В инстаграме я подписана в основном на своих друзей, их мам и друзей своей тёти (она студентка).

В фейсбуке достаточно много умных постов, познавательных не только для детей, но и для взрослых. Можно понять, как нужно себя вести - заботиться о близких и так далее. Но также есть смешные видео и картинки, которые я с удовольствием разглядываю. В фейсбуке в основном я подписана на друзей папы и на некоторых своих одноклассников. А выкладываю я обычно туда свою бабушку - её в фейсбуке все знают. Обычно я пишу, какая она красивая, а однажды пошутила под фотографией: «Пьющая бабушка - несчастье в семье». В общем, я дружу со своими родственниками в социальных сетях.

Один раз я зарегистрировалась «ВКонтакте», но об этом узнали мои родители и запретили мне там сидеть, потому что в этой соцсети выкладывают много вещей для взрослых. Поначалу мне сказали, что фейсбук - это тоже только для взрослых, но потом мама смирилась и разрешила. С ней мы обычно общаемся в вотсапе или созваниваемся.

Социальные сети могут быть опасны для детей, и об этом знают все в моём классе. Есть люди, которые могут взломать твой инстаграм или просто узнать номер телефона, а потом вычислить, где ты живёшь. Поэтому я всегда делаю свои странички приватными.

Илья

Обычно я сижу во «ВКонтакте» и Whatsapp с телефона примерно 9–10 часов в сутки. Сначала я сидел «ВКонтакте» только для общения с друзьями, но сейчас читаю там новости и интересные мне посты. Я подписан на музыкальные и новостные паблики, а ещё на сообщества, где выкладывают вайны. Ещё у меня есть аккаунт в инстаграме, но собственные фото я выкладываю редко. Обычно просто смотрю, что выкладывают друзья и рэперы. Я очень редко знакомлюсь с людьми через интернет, но часто переписываюсь с бывшими одноклассниками или друзьями. А в классе у нас есть свой чат, где мы делимся друг с другом школьными новостями.

Родители не пытаются контролировать моё поведение в социальных сетях, потому что интернет может быть опасен только для ребёнка с ещё не сформировавшейся психикой. Гораздо большей проблемой мне кажется то, что в социальных сетях слишком много ненужной информации.

Некоторые разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение. Особенно активно в данном направлении работают компании, представляющие в Сети детские медиапроекты.

В последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим онлайновым продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение, увлечённое цифровыми технологиями и проводящее в Интернете всё больше и больше времени. Особенно активно в данном направлении работают софтверные компании, представляющие в Рунете различные медиапроекты для детской аудитории, в том числе и социальной направленности. С некоторыми из таких сетевых ресурсов мы сегодня решили познакомиться.

"Мир Бибигона" . Детская социальная сеть, созданная холдингом ВГТРК 4 сентября 2008 года, и, по мнению разработчиков, имеющая все шансы стать стартовой страницей для всех российских школьников. Интерфейс проекта выполнен в виде ленты, а сам сайт разделен на информационную, социальную, образовательную и развлекательную части. В первой публикуются различного рода новости, вторая предназначена для общения пользователей между собой посредством чатов, сетевых дневников, внутренней почты и прочих инструментов, в третьей части представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также электронные версии учебников и видеоуроки. Что же касается четвертого раздела портала, то здесь молодой интернет-пользователь может поиграть в игры и поучаствовать во всевозможных интеллектуальных конкурсах. По утверждению авторов ресурса, в "Мире Бибигона" реализована глубоко продуманная система безопасности и всегда присутствует психолог, которому можно задать вопрос как в детских клубах, так и в скрытой от детей части сети, предназначенной для родителей и учителей.

"Твиди" . Социальный проект, запущенный в конце сентября прошлого года компанией "РосБизнесКонсалтинг" совместно с израильской фирмой Tweegee и ориентированный на детскую аудиторию в возрасте от шести до четырнадцати лет. На сайте Tvidi.ru создана уникальная среда для развития ребёнка. Дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники, размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, а также строить виртуальные миры и загружать файлы. Благодаря специальным инструментам, подписчики "Твиди" могут быстро создать и оформить свою страничку во всемирной Сети. В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности и премодерации контента, призванные оградить маленьких пользователей от всякого рода тлетворного влияния.

Смешарики. Социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.

ClassNet . Социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники созданного компанией "Интеллект" сервиса могут создавать свои классы и группы, наполнять их самыми интересными моментами из школьной жизни, фото- и видеоматериалами. В ClassNet регулярно проводятся различные интеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные монетки и получать призы.

Слово разработчикам социальных сервисов для детей

Создатели интернет-ресурсов, предназначенных для молодой аудитории, уделяют большое значение безопасности общения в сети. С вопросами о том, как обеспечивается защита детей от лиц, страдающих педофилией, и как определяется, что на сайте действительно зарегистрировался ребенок, а не взрослый человек с определенными целями и намерениями, мы обратились к руководителям детских социальных сетей, и вот, что они нам ответили.

Татьяна Корнеева, руководитель проекта "Детская социальная сеть "Мир Бибигона":

"Мир Бибигона" - социальная сеть с закрытой регистрацией. Существует три типа пользователей, которые могут зарегистрироваться самостоятельно: дети, взрослые и учителя. Все детские заявки проходят обязательную ручную модерацию. Взрослый пользователь может зарегистрироваться в сети с помощью sms-сообщения, получив код активации на мобильный телефон. Учителям высылаются приглашения только после телефонного общения с сотрудниками компании.

Конечно, даже такие строгие условия регистрации не могут стопроцентно гарантировать отсутствия проникновений в детскую часть взрослых с дурными либо хулиганскими намерениями под видом детей. Поэтому весь пользовательский контент, будь то изображения, личная переписка, о которой просигнализировала обновляемая система антимата, содержимое клубов и дневников круглосуточно мониторятся сотрудниками проекта. Особое внимание уделяется жалобам пользователей и даже причинам добавления в список игнорируемых. Правила проекта довольно строги, и нарушение их тут же пресекается модераторами. Любая подозрительная активность заносится в логи и анализируется.

Взрослые могут совершенно свободно общаться в своей части между собой. У них свои клубы по интересам - родительские дела, приложения. Это некое родительское собрание, где основная тема общения - семья и дети, ну и параллельно просто общие интересы родителей - от кулинарии до поездок на отдых. Также у родителей есть возможность получить консультации у специалистов по здоровью, образованию, психологии детей, их безопасному общению в Интернете. Ну и, конечно же, они могут общаться со своим ребенком, видеть, с кем он дружит, в каких сообществах состоит. А насчет того, чем занят их ребенок, можно не беспокоиться - у нас нет опасных опций в принципе, и за всем следят модераторы.

Мы поощряем регистрацию пользователей под своими именами и указание своей школы, но не делаем это обязательным условием. Однако любые контакты (телефоны, icq, адреса и даже e-mail) запрещены к размещению и удаляются модераторами.

"Мир Бибигона" также тесно сотрудничает с Фондом содействия развитию сети интернет "Дружественный Рунет". Любой пользователь может связаться с представителями Фонда и сообщить о нарушениях, встреченных им в Интернете. В ближайшее время мы проведем совместную олимпиаду по безопасному использованию Сети "Интернешка". Фонд предоставляет также детские обучающие пособия, которые размещаются в дополнение к уже имеющимся у нас материалам и рекомендациям.

Олег Ульянский, генеральный директор "Твиди":

Взрослому гораздо труднее зарегистрироваться в системе "Твиди" благодаря специальным ограничениям, заложенным на этапе регистрации. Более того, наша система наблюдения за поведением пользователей обеспечивает страховку от появления нежелательных людей на сайте. Модели поведения в сети взрослого и ребенка сильно отличаются, и особенно велико различие между ребенком и взрослым, который ищет детского внимания. Именно отклонения от детских норм поведения и отслеживает система. И как только возникают подозрения на "взрослость" пользователя, его проверяют и в ряде случаев удаляют.

Кроме того, безопасность ребенка на сайте обеспечивается глобальной премодерацией контента. Все, что дети публично пишут на сайте, все изображения, аудио- и видеофайлы, которые они закачивают, появляются на сайте только после прохождения проверки. Мы, конечно, не раскрываем всех деталей систем защиты "Твиди", но можем сказать, что сайт разработан на основе американского стандарта COPPA (Children"s Online Privacy Protection Act), а американцы более чем известны особой строгостью в области защиты детей.

Все сервисы нашего сайта одинаково безопасны и разработаны специально для детей.

По данным исследования, которое проводил в 2013 году «Фонд Развития Интернет» при поддержке Google среди российских подростков и их родителей, уровень цифровой компетентности взрослых и детей у нас в стране примерно одинаковый и составляет треть от максимально возможного. Получается, что взрослые боятся за детей в онлайн-пространстве не потому, что много знают о нём, а наоборот - потому что сами о нём ничего не знают. Среди взрослых существуют заблуждения по поводу сетей и их вреда для школьников. Часто они лишь усиливают беспокойство и не способствуют конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, которые могут возникать относительно онлайн-общения детей.

Заблуждение 1. Если ребёнок начнёт общаться в сетях, он не научится выстраивать отношения с людьми в реальной жизни.

Многие родители боятся, что сети в буквальном смысле опутают ребёнка, и он не сможет заводить новых друзей офлайн. На самом деле, если так происходит, то это говорит о психологических трудностях, причина которых, скорее всего, не в использовании соцсетей. Общение онлайн, наоборот, иногда помогает наладить контакт с теми, с кем это не получается сделать лицом к лицу, и перенести опыт позитивного взаимодействия в жизнь.

Заблуждение 2. Ребёнок ещё не созрел для того, чтобы безболезненно переживать обидные комментарии, которые часто провоцирует онлайн-общение.

Многие взрослые на своём опыте знают, как неприятно читать критику и едкие шуточки в свой адрес. И далеко не все могут похвастаться умением не воспринимать это болезненно. Но, к сожалению, это - часть жизни. Обидные комментарии начинаются на игровой площадке и сопровождают нас во взрослой жизни. Онлайн или офлайн, дети сталкиваются с неприятием, непониманием и другими негативными вещами, с которыми нужно учиться что-то делать, преодолевать. Сети усугубляют ситуацию лишь тем, что в них очень легко оставить любой комментарий. Но это - особенность сегодняшнего дня, в наш век трудно избежать онлайн-общения.

Если не знать, как пользоваться спичками, нужно совсем немного времени, чтобы случился пожар. Даже если ребёнок проводит в сети пять минут, он должен представлять, что, например, нельзя давать свои личные данные незнакомым людям, что бывают сетевые мошенники и платные приложения, которые можно совершенно случайно купить. Ограничение длительности онлайн-сессий решает другие проблемы, прежде всего связанные с дисциплиной и здоровьем.

Заблуждение 4. Ребёнок не должен пользоваться социальными сетями до достижения 13 лет (16, 18 и так далее).

Самые распространённые онлайн-приложения устанавливают в пользовательском соглашении «возрастной порог»: заводить свои учётные записи в них могут только пользователи, достигшие 13 лет. Это связано с законодательством в сфере охраны личных данных. Но это не значит, что существует волшебная дата, после которой сети автоматически станут для ребёнка безопасными и безвредными. В каком бы возрасте человек не завёл свою первую страничку, ему нужно будет освоиться в новом для себя мире онлайн-общения.

К примеру, именно поэтому сотрудники Лаборатории Касперского советуют родителям не сопротивляться движению детей в сторону онлайн-общения, а возглавить его и попутно рассказать о всех тонкостях. Начать можно с помощи в создании личной странички. При этом ребёнку следует рассказать о настройках конфиденциальности, о том, что Интернет - публичное пространство, поэтому всегда нужно иметь в виду, кто увидит размещённые тобой фотографии и сообщения.

Большая часть проблем, которые возникают при общении в социальных сетях, связана с ощущением, что здесь всё ненастоящее, всё игра. Нужно обязательно объяснить, что здесь всё как в обычной жизни, и неаккуратное слово может по-настоящему обидеть собеседника.

Так же, как мы объясняем правила поведения в общественных местах, нужно объяснять и правила поведения онлайн. Основную мысль сформулировать просто: твои действия в сети не менее реальны, чем действия офлайн, и не менее реальны могут быть последствия. Детям в раннем возрасте объясняют, что опасно доверять незнакомым взрослым. Рассказывают, как быть в случае навязчивого внимания со стороны незнакомой персоны. То же самое относится и к общению в сетях.

Любопытный разговор состоялся во время передачи на радио «Эхо Москвы» от 21 декабря 2014 года, посвящённой безопасности детей в Интернете. Член рабочей группы по разработке правил поведения школьников в соц.сетях говорил о необходимости проводить для детей образовательные курсы по безопасности, а приглашённый учитель информатики отстаивал позицию, что знакомство с правилами поведения в Интернете должны происходить во время непосредственной деятельности ученика. Не разделяя культуру онлайн и офлайн, можно во время совместных занятий и общения обращать внимание на правила безопасности, распространения информации, возможности коммуникации. В конце концов, социальные сети созданы для общения, и они могут активно использоваться в процессе обучения.

Относиться к социальным сетям только как к тому, что нужно запрещать либо строго контролировать - значит не замечать важного момента. Ребёнок завёл страничку «Вконтакте»? Отлично! Теперь у вас есть ещё один канал, с помощью которого вы можете лучше узнать его внутренний мир, увлечения, друзей. Здесь вы сможете вместе разбирать различные жизненные ситуации. Здесь так удобно обмениваться интересной информацией и связываться с близкими по духу сообществами. В конечном счёте, именно взрослый своим личным примером и в совместной деятельности может показать ребёнку, что делать с социальной сетью: «зависать» в ней или использовать как инструмент для более интересных задач.

Предлагаем вашему вниманию медиапроекты для детской аудитории, т.к. в последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим онлайновым продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение, увлечённое цифровыми технологиями и проводящее в Интернете всё больше и больше времени. Вот некоторые из таких сетевых ресурсов.

Дневник.ру – школьная социальная сеть, объединяющая все школы России.

Удобная и безопасная среда общения школьников, учителей и родителей. Домашние задания, расписание, оценки - все в одном месте. «Дневник.ру» - это сайт, который делает жизнь в школе и вокруг неё интереснее и разнообразнее.

Школьнику:

ü Общение только со сверстниками и отобранными взрослыми.

ü Удобное расписание и другие инструменты для учёбы.

ü Активное участие в школьной жизни.

ü Всероссийский календарь олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.

ü Вакансии для школьников (работа во время каникул).

ü Консультации специалистов и многое другое…

Учителю:

ü Удобная и безопасная среда для общения всей школы.

ü Единый справочник обо всём и обо всех в школе.

ü Удобное расписание и другие инструменты для управления учебным процессом.

ü Удобные инструменты для оптимизации административной работы.

ü Общение и обмен опытом с учителями по всей стране и за рубежом.

ü Оптимизация общения с родителями.

ü Всероссийский календарь мероприятий.

ü Единый каталог учебников.

ü Современная электронная библиотека.

ü Дистанционные курсы по повышению квалификации.

Родителю:

ü Удобная и безопасная среда общения с классным руководителем, учителями, директором.

ü Общение и обмен опытом с другими родителями.

ü Доступ к информации об успеваемости и деятельности ребенка.

ü Единый календарь школьных мероприятий.

ü Единый источник информации по ЕГЭ.

ü Информационный центр для поступающих в ВУЗы.

ü Каталог всех секций и кружков в городе.

ü Современная электронная библиотека.

ü Консультации психологов и других специалистов.

Смешарики - социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.

Профилактика сколиоза.

Проследите, чтобы ваш школьник носил рюкзак, надевая лямки на оба плеча. В перерыве между уроками предложите ребенку походить с книгой на голове, воображая себя султаном. Следите за высотой стола и стула, а также жесткостью матраса, на котором спит ваш ребенок.


Сегодня социальные сети занимают в жизни человека немаленькую ячейку. Это касается и наших детей. Можно даже сказать, что ребенок больше подвержен влиянию социальных сетей, нежели взрослый. У жизни в сети есть как минусы, так и плюсы.

Минусы

Сегодня кажется, что дети и социальные сети – понятия неразделимые. У каждого ребенка, даже у совсем маленького, есть телефон или планшет с выходом в Интернет. Плохо это или хорошо – зависит от дозировки. Тут как с лекарством – в зависимости от выбранной дозы оно может улучшить здоровье человека, а может и погубить. То время, которое тратят дети в социальных сетях, и является основным показателем полезности.

Главная проблема Интернета – отсутствие жизни. Виртуальное общение постепенно вытесняет живое, а это очень опасно для еще не сформировавшейся личности, у которой только формируется речь, навыки общения и прочее. В соцсетях все безлико и слишком просто: написать сообщение, отправить и получить ответ. В таком общении нет настоящих эмоций, нет мимики, взволнованного голоса, блеска глаз, а есть лишь буквы и смайлики. Проверка личной страницы стала своеобразным ежедневным обрядом, а у некоторых и зависимостью. Это касается как взрослых, так и подрастающего поколения.

Кроме прочего, влияние социальных сетей на детей не сводится только к психологическим изменениям, страдает еще и здоровье малыша. Многочасовые «посиделки» за компьютером ухудшают зрение, приводят к гиподинамии, потере коммуникабельности. Стоит подчеркнуть, что полное «внедрение» в сеть – это прямой путь к аутизму. Со временем возникает настоящая зависимость и ее постоянные спутники – раздражительность, замкнутость, агрессивность, конфликты с родителями и страшные истерики при отключении Интернета хоть на час. Поэтому родителям стоит помнить, что все полезно в меру.

Плюсы

Не стоит и преуменьшать пользу, которую дают социальные сети для детей. Прежде всего, это возможность разнообразить человеческое общение. В Интернете всегда можно найти новых друзей и единомышленников по увлечениям и интересам. Друзей можно отыскать даже на другом конце света. Это же так интересно и познавательно!

Но и здесь надо знать меру. Родители в первую очередь должны побеспокоиться о безопасности своего ребенка и научить его правильно общаться. Расскажите ему, кому можно давать свои данные, а кому не стоит, сообщите о последствиях, приведите правильные примеры. Отключите синхронизацию геолокации, скажите о том, что на разных аккаунтах должны быть разные пароли, скройте фотографии ребенка от посторонних, открыв доступ только друзьям. Научите малыша не хвастаться новыми приобретениями семьи – дорогой телефон, новая машина или квартира, не рассказывать о предстоящих отъездах. Нередко такая информация становится причиной квартирных краж.

Аккаунты в соцсетях позволяют ребенку всегда быть в курсе всех событий. Некоторые учителя даже на своих страничках вешают даты тестов, различные напоминалки, вопросы к контрольным и прочее. Не стоит забывать о различных учебных группах, где ребенок может почерпнуть для себя много нового и полезного. Существуют также специальные детские социальные сети для детей, в которых сконцентрирована всевозможная информация, интересная этой возрастной группе пользователей.

Простота общения – это главное достоинство Интернета и то, что привлекает пытливые умы. В социальных сетях никто не заставляет общаться с неприятным тебе человеком, не учит жить и не читает морали… Кроме того, сеть позволяет обмениваться файлами, просматривать фильмы, слушать музыку. Коммуникативно-информативный ресурс имеет большое будущее. Он привлекателен и невероятно интересен. Но никогда он не сможет заменить реальную жизнь, переполненную эмоциями, чувствами и тактильными проявлениями. Социальная сеть и дети – понятия уже неразделимые. В наше время это естественно, но всего должно быть в меру.