Проявление психологии человека в психических образах. Представление Представление в психологии определение

Основные теоретические направления и подходы в психологии

Методы психологического исследования

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Классификация методов:

1. классификация по Б.Ананьеву,

2. классификация по Г.Д.Пирьеву;

3. методы объяснительной психологии,

4. методы описательной психологии,

5. методы практической психологии

Б.Г. Ананьев предлагает все применяемые в психологическом исследовании методы разделить на четыре группы:

1) организационные

2) эмпирические (способы добывания научных знаний);

3) методы обработки данных;

4) интерпретационные (теоретические) методы.

Основные подходы:

1. субъективный (интроспективный метод) -

2. объективный (объективный метод) – проявления нашей личности, наши действия совершаются по строгим законам и не зависят от вмешательства какой-то «внешней бестелесной силы».

Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др. На протяжении всего развития психологической науки разные направления развивались в ней параллельно.

Основные направления современной психологии:

· психоаналитическое – З.Фрейд, А.Фрейд и др.

· бихевиористское – Э. Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бандура и др.

· гештальтпсихология – М.Вертгеймер, В.Келлер, Ф.Перлз и др.

· гуманистическая психология – А.Маслоу, К.Роджерс, Г. Олпорт, Ф. Бэррон, Р. Мэй и др.

· трансперсональная психология – К.Г.Юнг, Ассаджиоли, Ч.Тойч, С.Гроф и др.

· генетическая психология (когнитивная) – Ж.Пиаже и др.

· деятельностное направление – Л.Выготский, А.Леонтьев, Д.Эльконин, В.Лурия и др.

· интегративная психология – В.Криндач, Е.Соловьева и др.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе.

Вопросы к семинару 1 - тема «Методологические основы психологии»:

1. Происхождение термина «психология»

2. Проблема человека в современной науке (Б.Ананьев)

3. Место психологии в системе наук (схема Кедрова)

4. Дать определение понятиям «психология», «психика», «психические явления».

5. Определение предмета и объекта психологии



6. Этапы развития психологических знаний (динамика и трансформация понимания предмета психологии в истории)

7. Основные принципы психологических исследований

Тезаурус: интроспекция, интериоризация, психика

Литература:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, 2-е изд., СПб., 2001, с. 9-38.

Маклаков А.Г. Общая психология

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика – стр. 12

Психолог и медицинский работник – это профессии, связанные с взаимодействием человек-человек. Огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия.
Сегодня существует немного профессий, в которых профессиональная деятельность оказывала бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. особенно важная способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника. И медицина, и психология – человеческие науки не могут существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Нравственная модель поведения – это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Эти ситуации требуют быстрого принятия нестандартного решения, проявления инициативы, взятия на себя ответственности. Моральные и этические требования, возложенные на специалиста – это лишь символы, которые нужны, но которые нельзя проконтролировать. Т.е. они определяют сферу деятельности, сферу воздействия пациента, но они могут оказаться очень зыбкими, неустойчивыми образованиями в личности профессионала. Поэтому необходимы нормативные и правовые акты, регламентирующие этические отношения специалиста и пациента /клиента.
Ведущими общепринятыми принципами медицины и психологии являются:
Уважение личностиy
Оказание поддержки в трудных ситуацияхy
Предоставление личности необходимой информацииy
Возможность выбора из альтернативных вариантовy
Самостоятельность личности в принятии решенияy
Не причинение вредаy
Справедливостьy
Приватность (не вторгаться в личную жизнь пациентов или клиентов)y
Уважать свободу и независимость личностиy
Конфиденциальностьy
Компетентностьy
Соблюдение прав пациентаy
Сотрудничество с пациентами \ клиентами основано на взаимном согласии, доверии, правдивости, взаимной ответственности.y
Еще одна сторона соединения научных знаний – норма в деятельности. В медицинском познании и в психологическом существуют не только ценности, но и оценки. Одна из наиболее противоречивых и субъективных оценок – это норма. Норма в медицине – это здоровье. Норма в психологии – это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из толпы, массы, наиболее приспособлено, адаптированное к окружающей среде. Норма – это отсутствие патологии.
Соединение профессий в отраслях науки: психолог в медицине и медицинский работник в психологии.
Психолог в отличие от медицинского работника мысли нематериальными категориями, но он способен сблизить профессиональные позиции, препятствовать функциональному подходу и осуществлять совместно с врачом психогигиенические и психопрофилактические мероприятия.
Не так давно в медицинских учреждениях России стали появляться клинические психологии (медицинские психологи). Одним из основных аспектов деятельности медицинского психолога является его участие в диагностическом процессе, использовании результатов психологических исследований для уточнения различных болезней, их течении, компенсации и декомпенсации. Чаще психолог выполняет диагностические функции. Участвует в диагностике неврозов, пограничных состояний, шизофрений, корригирует эмоциональные состояния пациентов (особенно детей), депрессий и т.д.

Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3).

По ведущим анализаторы (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе , и .

Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе , и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Ссылки

http://www.no-stress.ru

Литература

Щербатых Ю.В. Общая психология». – СПб: Питер, 2008.

Психические образы являются продуктами психической деятельности, поэтому они содержат в себе особенности психологии человека, прояснение которой является задачей психологической науки и практики.

Психическая деятельность протекает в первую очередь как отражение и познание человеком объектов, с которыми он взаимодействует на практике. В результате мы получаем некоторые сведения об этих объектах, что позволяет нам взаимодействовать с ними со знанием дела. Психический образ содержит лишь те сведения об объекте, которые нам удалось запечатлеть через его ощущение и восприятие. В нем запечатлеваются не все свойства объекта, а только часть их, каким-то образом отобранных воспринимающим человеком, что и составляет загадку его психологии. Поэтому психический образ по отношению к объекту - это всего лишь наше представление о нем.

Психический образ - это то, что мы представляем себе об объекте. Поэтому психические образы - это образы-представления человека о существующих и несуществующих свойствах объектов, которые человек ощущает, воспринимает, вспоминает, мыслит, воображает.

Ощущения и восприятие предполагают непосредственный психофизический контакт с объектами отражения. В этом случае психический образ- представление содержит все признаки объекта, которые способны произвести психофизическое воздействие на органы чувств не ниже порогов чувствительности по интенсивности.

Образы-представления памяти, мышления и воображения возникают без обязательного психофизического контакта с объектом отражения. Они могут быть вызваны рефлексивной работой нашего сознания и являются переработанными представлениями.

И в том и в другом случае психические образы-представления обладают индивидуальным своеобразием, в котором запечатлено субъективное видение объективной реальности. Поэтому их называют субъективной психической реальностью.

Психические образы-представления в качестве субъективной психической реальности наполняют внутренний мир человеческого сознания. Этот мир идеален, так как не выражен в материальных формах и поэтому недоступен другим людям, кроме самого человека - субъекта психической деятельности.

В психических образах-представлениях человек воспроизводит для себя внешний мир, с которым постоянно находится во взаимодействии. Субъективные представления о внешнем мире соединяются и образуют целостную картину мира, в которой находится также представление человека о самом себе - образ «я».

Психическая деятельность, в результате которой возникают психические образы, протекает в виде познавательных психических процессов , к которым относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Следовательно, в науке речь может идти о соответствующих психических образах. Все они являются нашими представлениями о себе, других людях, вещах и предметах взаимодействия.

Разумеется, что психическое представление - это не сама вещь в ее натуральном и материальном виде, а всего лишь идеальная копия объекта в нашей психической деятельности. Можно сказать, что психическая деятельность создает копии объектов для самого человека. По этим копиям последний узнает натуральные объекты внешнего мира, определяет их пригодность для удовлетворения своих потребностей. В то же время психические образы (копии объектов) являются информацией к принятию человеком решений о своих действиях, поступках, поведении и деятельности.

Особенностью психических образов-представлений является их неполнота в воспроизводстве свойств и признаков натурального объекта. В них человек стремится запечатлеть наиболее существенные признаки объекта отражения. Но это не всегда и не всем субъектам познания удается. Отсюда возникают субъективные различия в образах-представлениях познаваемой реальности. Происходит это из-за индивидуальных особенностей нервно- психической организации человека и работы наших органов чувств, которые являются инструментами отражательно-познавательной деятельности субъекта.

Органы чувств постоянно находятся под воздействием биофизических и биохимических свойств объектов взаимодействия и преобразуют их в сигналы нервно-психического свойства, которые в результате аналитикосинтетической деятельности мозга трансформируются в образы-представления этих объектов. Образы-представления - это своего рода следы объектов взаимодействия, унесенные и сохраненные человеком благодаря его памяти.

Первоначально психические образы ощущений и восприятия возникают при непосредственном контакте органов чувств с натуральным объектом. В этом случае психический образ совпадает с объектом полностью по его пороговым свойствам. Он тождественен объекту настолько, насколько позволяет чувствительность (сензитивность) данного органа чувств. Например, чувствительность глаза одного человека позволяет ему различать больше оттенков цвета, чем это может сделать другой человек. Образ ощущения одного человека полнее образа ощущений второго, а зависит это от биохимической реакции в нервных окончаниях рецептора (в данном случае сетчатке глаза).

Однако при воспроизводстве следов этого воздействия в образах-представлениях человек не всегда может отобразить все реально ощущаемые оттенки цвета. Это возникает тогда, когда человек хочет выразить свойства объекта, воспринятые при реальном физическом контакте. Именно в этот момент мы переходим от психического образа натурального объекта к образам-представлениям о нем.

Образы-представления ощущения и восприятия возникают после и вне физического контакта органов чувств с натуральным объектом. При воспроизводстве их с помощью памяти происходит не только утрата некоторой информации об объекте, но и искажение ее за счет привнесения другой информации из прошлого перцептивного опыта. Следы прошлых ощущений и восприятия обнаруживают себя во вновь возникающих образах- представлениях. Этот феномен получил название «апперцепция ».

Образы-представления могут существовать во внутреннем мире человеческого сознания независимо от объектов, следы которых они представляют. Это позволяет «отвязаться» от неизменных форм материальных объектов и прооперировать их новыми образами-представлениями в идеальном пространстве психической реальности.

Новые образы-представления являются результатом нашего мышления и воображения. В этих процессах продолжается трансформация конкретночувственных образов-представлений, полученных от ощущений и восприятия натуральных объектов, в абстрактно-логические конструкты объектов мышления. Данные конструкты представляют собой знаково-понятийные формы и формулы, которыми мы заменяем натуральный вид объектов мышления и воображения. В этом существует опасность оторваться от реального содержания натуральных объектов настолько, что можно их потерять вовсе и остаться уже с ничего не значащими знаково-символическими суррогатами как материальной, так и психической реальности.

Между конкретно-чувственными и абстрактно-логическими образами- представлениями «курсируют» конкретно-логические образы-представления памяти, которые сохраняют конкретную информацию о натуральных объектах в знаковой форме логических понятий о них. Например, вы видите зеленый объект определенной формы с красным бочком, висящий на дереве, и запоминаете его, обозначив словом «яблоко». Это - конкретно-чувственное содержание, закодированное в логической форме слова-понятия «яблоко». Такое кодирование объектов взаимодействия в нашей памяти происходит по законам логической ассоциации на основе условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Далее в процессах мышления и воображения мы можем оперировать только понятиями об объектах по законам формальной, диалектической и трансцендентальной логики, создавая новые образы-представления о реальности, которая скрыта от конкретно-чувственного восприятия, но доступна логической проницательности нашего разума.

Психические образы-представления как отраженная реальность являются «вещью в себе», скрытой от постороннего наблюдения, и поэтому таинственны. Владельцем тайны является субъект психической деятельности, который раскрывает эту тайну в виртуальных и материальных формах выражения своего внутреннего мира. Это означает, что о психических образах мы узнаем по его воле, его желанию и в меру его способностей трансформировать их в формах выразительного поведения и деятельности. Только в этом случае психические образы как «вещи в себе» становятся «вещью для других».

Данные обстоятельства говорят о том, что психические образы в ранге представлений воспроизводят реальность внешнего мира по психологическим законам, которые включены во все процессы материального взаимодействия человека с миром вещей и людей.

Образы-представления в виртуальных формах связывают психическую и материальную реальность, превращая их из «вещей для себя» в «вещи для всех». В материальных формах образы-представления находят себя в качестве натуральных объектов. Виртуальные формы психических образов являются знаково-символическими заменителями психической реальности. В них представлена цепь ассоциаций, которая выводит нас на адекватное содержание образов-представлений. И в том и в другом случае человек выражает свои образы-представления так, как он на это способен. То, что он материализовал или выразил в виртуальной форме, - это его сущность и особенности его психологического потенциала.

Таким образом, наши психические представления, став «вещью для всех», находят себя в материальной реальности, доступной психологическому познанию и в науке, и в практике.

Каждый из познавательных психических процессов порождает свои специфические образы-представления, отличающиеся друг от друга мерой конкретности и абстрактности, полнотой и свернутостью, точностью и приблизительностью, постоянством и вариативностью и другими особенностями, которые еще не выяснены наукой. Рассмотрим некоторые из известных особенностей образов-представлений ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения как признаки психологии человека.

Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно).
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии.
Б. Идеи о материальной природе души принадлежали натурфилософам: Фалес, Анаксимен, Гераклит. Душа – оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь); всеобщая одушевленность материи (гилозоизм) – своеобразная форма материализма. Атомисты развили эту идею: Демокрит, Эпикур, Лукреций. Душа – материально оживляющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни, они и сами телесны и образованы из атомов – материалистическое течение в психологии.
В. Платон ввел понятие о частях души выделив: а) разум; б) мужество; в) вожделение – и разместил их в а) голове; б) груди; в) брюшной полости. Он является родоначальник дуализма в психологии – учение трактующее тело и психику (материальное и духовное), как два самостоятельных и антагонистических начала – идеалистическое течение в психологии.
Г. Аристотель (4 вв. до н.э.) – трактат «О душе», родоначальник психологии. Он отстаивал опытный, объективный метод изучения душевной деятельности, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Распространил понятие психического на все органические процессы, выделял растительную, животную и разумную души. Выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.
2. Психология как учение о сознании: Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только иметь восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, не только совершать произвольные действия, но и знать, что они от него исходят. В 15 в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.
Основной метод изучения – интроспекция (наблюдение за самим собой) и описание фактов.
А. Декарт – «Страсти души». Приверженец дуализма – признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает свойствами протяженности; душа – свойствами мышления. Дал основу двум разным учениям. Считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. Человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Душу = сознанию, сознание, есть мышление.
Б. Спиноза – был «монистом» - утверждал наличие единой субстанции; в его системе таковой была природа, вездесущая и вечная. Человек познает природу через ее атрибуты (свойства); их много, но человеку доступны лишь два: мышление и протяженность. Все вещи, все процессы – это состояния субстанции или ее модусы. Человек – это сложный модус, образуемый модусомдушой и модусом-телом. Душа – это ум, как модус мышления и состоит из модусовидей. Часть духа бессмертна, но индивидуальность гибнет с телом. Положил начало закону ассоциаций, т.е. специфической связи, устанавливаемой между идеями.
3. Ассоциативная психология: Термин «ассоциация» ввел *Дж. Локк, у него ассоциация – один из механизмов мышления, причем главный. По Локку знания – есть опыт, его источники: ощущения и рефлексия (восприятие и суждение); из этих источников получает идеи все, что является объектом человеческого мышления. Врожденных идей нет. В разуме не ничего, чтобы не прошло через органы чувств. Выдвинул принцип атомистического анализа сознания, где ощущения неразложимые элементы и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
Принципы ассоцианизма: 1. Душа есть сознание, в его познавательной части; 2. В основе душевной жизни лежат простые элементы – ощущения; 3. Более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации. 4. Источник знаний – самонаблюдение. Ассоцианизм выработал ценные представления в области психологии памяти и мышления, но не объясняла всех психических процессов.
Научный этап психологии начинается с 1867 г. с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге Вундом. Вунд считается родоначальником психологии как самостоятельной науки. Начало экспериментальной психологии – психология сознания, делал упор на исследование сознания с точки зрения структуры. Конец 19 – начало 20 века – кризис психологии сознания, обусловленный с одной стороны тем, что в рамках той парадигмы, в которой работали ученные, они не отвечали на насущные вопросы действительности. Шло развитие производства, и необходимы были знания психологии в этой сфере, особенно в США. Практически одновременно возникли три больших течения психологии, каждый из которых посвоему рассматривал свой предмет.
1. Бихевиоризм – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг.
направления – понятие ста-новления личности, представление о необходимости творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В противовес бихевиоризму подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека, и личность рассматривается как интегративное целое. Интерес направлен на здоровую личность, в отличие от психоанализа. Предметом психологии является процесс личностного роста.
5. Трансперсональная психология – появившаяся в 60-е годы 20 века рассматривает предельные возможности человеческой психики («мистические переживания», «космическое сознание»), т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционной стороны. С центре – измененное состояние сознания, переживание которых может привести человека к духовному перерождению и обретению целостности. Лидер направления * Ст. Гроф, разработавший метод хлотропного дыхания. Предметом психологии является измененное состояние сознания.
1. Отечественная психология долгое время была во многом обособлена, развивалась с учетом идеологии и политического состояния страны в то время. Многое идеи марксизма легли в основу работ отечественных психологов. * Леонтьев в частности исследовал проблему деятельности в психологии.
2. На современном этапе предметом психологии является: психические явления. Психические явления можно разделить на 3 основных класса:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые);
- психические состояния (подъем, угнетение, страх, бодрость и пр.);
- психические свойства личности (темперамент, характер, способности, направленность).

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос или Либидо) – суть его в развертывании сексуальных инстинктов; инстинкт смерти (Танатос или Мортидо). Инстинкт имеет 4 основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Две противоположные силы: сексуальная и агрессивная (деструктивная) всегда находятся в противоборстве. Стремление к удовлетворению – это энергетическая основа человека.
3. Гештальтпсихология - (приблизительный перевод с немец. – психология формы) еще одно важное направление периода «открытого кризиса», связано с именами *Вертгеймера, Коффки и Келера. Предметом психологии здесь оказались целостные структуры (гештальты). В противовес теории ассоцианистов (образ создается через синтез отдельных частей), выдвинута идея целостного образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (восприятие не сводится к сумме ощущений). Классическим является открытый Вертгеймером фифиномен: восприятие движения возможно в отсутствии самого движения. Они показали, что в нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основании отношений, к самим элементам не сводящихся и механизмы эти врожденные. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы по которым фигура выделяется из фона, к этим законам относятся: закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Законы фигуры и фона выступают в рассмотрении двойственных изображений. Был открыт новый способ психологического мышления. Однако в чистом виде это направление в современной психологии не представлено. Ряд положений теории оказали влияние на другие направления.
* Курт Левин, например, привнес эти идеи в «теорию поля». Понятие «поля» связывается с системой объектов побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Напряжение нуждается в разрядке (в реализации намерений), после чего потребности теряют побудительную силу.
4. Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений психологии за рубежом. Основатель *А. Маслоу – 60-е гг. 20 века. В центре
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
Бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения: 1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.); 2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер); 3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура).
2. Психоанализ - область психического шире области сознательного, это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности). Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.
Эго – представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума.
Суперэго – формируется последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур: совести и эго-идеала

Душа как предмет психологии.


Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Эти представления возникли в системе первобытных верований, в мифологии, они отражались в древней поэзии, художественном искусстве, сказках, позднее развивались в религии. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Древние люди иногда представляли себе душу в виде зверька или маленького человечка, находящегося в теле человека. Сон или транс они воспринимали как временное отсутствие души в теле, а смерть – исчезновение души навсегда.
С возникновением философии психологические знания начинают развиваться научно. Происходит это в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции и в Древнем Риме. Психологические вопросы были частью философии. От донаучных представлений первобытных людей эти знания отличаются несколькими важными свойствами: они направлены на объяснение души и её функций, изучение её структуры - в отличие от мифологических представлений, не требовавших объяснения. Так как в те времена происходило постоянное взаимодействие народов и различных культур, многие представления о душе созвучны в философских школах Древней Греции и Древнего Востока.
Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. В период античности были сформулированы основные проблемы психологии, которые решались потом на протяжении веков.
Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. Например, Фалес (7-6 века до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода, и душа человека состоит из воды. Анаксимандр (7-6 века до н.э.) тоже считал воду началом жизни. Гераклит (6-5 века до н.э.) назвал первоосновой огонь. Мир в его учении является «вечно живым огнём», а души людей – «его искорками». Анаксагор (5 век до н.э.) считал, что мир состоит из гомеомерий – различных веществ, которые упорядочены разумом – «нусом». Душа, по его мнению, является сотканной из самых тонких гомеомерий. Таким образом, первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир.
В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.
В 4-5 веках до н.э. Демокрит проанализировал взгляды философов и обобщил их. Он пришёл к выводу, что существуют атомы, которые движутся по неизменным законам. Из атомов состоит весь мир. Душа представляет собой самые подвижные атомы – атомы огня. Демокрит считал, что душа состоит из частей, которые располагаются в разных частях тела: в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности тела и могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе. Когда эйдол попадает в орган чувств, человек получает ощущение (зрительное, слуховое, тактильное и пр.) предмета, копией которого был этот эйдол. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. Кроме ощущений, по Демокриту, душа человека обладает ещё мышлением. Мышление даёт большее количество знаний, чем ощущение. Развиваются мышление и ощущение параллельно.
Одним из важнейших философов античности был Сократ (470-399 до н. э.). Сократ понимал под душой прежде всего психические качества человека, его совесть и стремление к возвышенным целям. Душа, как считал Сократ, не является материальной и не состоит из элементов первоосновы мира. Человек должен стремиться к познанию истины, а истина заключена в абстрактных понятиях. Чтобы её познать, человек должен размышлять (при помощи своей души). Сократ изобрёл метод, помогающий человеку познать истину, и пользовался им, когда учил своих учеников. Этот метод представляет собой ряд наводящих вопросов, которые подталкивают человека к решению какой-либо задачи. Таким образом, Сократ связал душу не с физической активностью тела, как это делалось до него, а с разумом и способностью мыслить в абстрактных понятиях.
Следующий важнейший мыслитель античного периода - Платон (ок. 428 – 347 годов до н. э.). Платон продолжал идеи Сократа и связывал душу с разумом. По Платону, существует царство идей, которое недоступно органам чувств, и познать его можно только с помощью размышлений души. Идеи вечны и представляют собой идеальное отражение всех вещей. Вещи, которые мы можем видеть и ощущать в окружающем мире – лишь затемнённые копии настоящих идей. Душа является идеей, но перенесшейся в мир вещей и забывшей свой мир. Кроме того, Платон представлял душу не цельной, а состоящей из частей, которые находятся в постоянном конфликте, эти части - вожделеющая, страстная и разумная.
Ученик Платона Аристотель (384-322 годы до н.э.) переосмыслил его теорию и открыл новое понимание души как предмета психологии. Душа по Аристотелю не самостоятельная вещь, а форма, способ организации живого тела. Душа не может быть материальной. Душа – это сущность живого тела, по аналогии с тем, как острота является сущностью ножа. Аристотель предложил различные виды души в зависимости от того, сущностью какого организма она является. Так существует растительная душа, животная душа и разумная душа. Разумная душа присуща только человеку.
У Демокрита, Платона и Аристотеля было множество последователей. Атомисты – ученики и продолжатели Демокрита, развивали идею мира, состоящего из многочисленных атомов, элементарных частиц, и связывали с атомами душу. Последователи Платона – платонисты и неоплатонисты, развивали свои идеи в период поздней античности и в средневековье. Основная их идея заключалась в представлении об идеальном мире идей, который может познать душа. Учениками Аристотеля являются перипатетики. Их школа была очень организованной и активно развивалась. Они занимались изучением и преподаванием многих наук, в том числе естествознания, истории, этики; комментировали труды Аристотеля.
Кроме философии, предмет психологии рассматривался в эпоху античности в рамках медицины того времени. Самыми известными учёными-врачами были Алкмеон, Гиппократ и Гален.
Алкмеон (6 век до н.э.) известен тем, что впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460-377 годы до н.э.) придерживался идей Демокрита и был согласен с Алкмеоном, что мозг отвечает проявления души, а именно мышление, разум, этические ценности и ощущения. Гиппократ стал известным благодаря разработанной им теории темпераментов. В соответствии с его учением, люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Гален (2 век до н.э.) сделал несколько открытий о строении и функциях головного и спинного мозга. Гален развил учение Гиппократа о темпераментах и описал 13 типов темперамента, из которых только один является нормой, а все остальные – отклонениями.
Завершение античного периода истории предмета психологии принято связывать с Аврелием Августином (354 – 430 годы н.э.), названным в православной традиции «Блаженным». Августин был философом, проповедником, известен как христианский богослов и политик. Он изучал неоплатонизм, продолжал идеи Платона и в своем творчестве связал их с идеями христианства. Августина принято считать основоположником христианской философии. Основная идея Августина, важная для развития предмета психологии, это учение об особом познании. Августин учил, что познание должно быть направлено не на внешний мир, а внутрь себя, в свою душу. Погружаясь в себя, человек должен преодолеть всё индивидуальное и найти истину. Чтобы добраться до этой истины, человеку необходима воля. Её Августин считал ядром человеческой души.
Душа являлась предметом психологии не только в период античности, но и в Средние века (5 – 13 века). Этот период истории характеризуется господством над философией и другими науками религии, становлением феодального общества. Некоторые учёные считают Средневековье временем тьмы и невежества, однако в эту эпоху трудились многие великие мыслители, были созданы разнообразные учения и сделаны знаменитые открытия. Психология в Средние века приобретает этико-теологический и мистический характер. В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс. Они развивают учения античности вместе с активным исследованием физиологии человека и соотношением психологического с биологическим.
В европейской науке процветают другие ветви философии. Два важных направления, которые находились в борьбе между собой – реализм и номинализм. Реализм произошёл от идей Платона. Согласно этому учению, существуют общности, или универсалии, это идеи всех предметов. Важным в учении реалистов является то, что они представляли эти общности отдельно существующими предметами, находящимися в мире идей. Душа, как и в учении Платона, занимается их познанием. Номиналисты придерживались противоположной позиции. Они считали, что общности – это имена, абстрактные понятия, и в качестве отдельных предметов они не существуют. Номиналисты считали, что уделять внимание нужно самим предметам, изучать чувственный опыт, получаемый от них. Этот спор скрывает за собой важную для психологического знания проблему: происходит ли человеческое познание от ощущений или от идей, абстрактных понятий? Во времена наибольшего влияния на науку религии предпочтение отдавалось той позиции, в которой идеи оказывались первичными - реализму. Однако позднее роль религии снижается, этому способствуют многочисленные открытия в естественных науках – в исследовании природы, астрономии, математики. Номинализм становится всё более влиятельным направлением.
В разгар этого спора возникают противоречащие друг другу учения двух известных мыслителей – Фомы Аквинского и Роджера Бэкона.
Фома Аквинский (1225 – 1274 годы). Это самый известный представитель схоластики – религиозно-философского направления, сочетавшего христианские учения с трудами античных мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля, Августина. Фома Аквинский учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела человека, хотя и помещается в теле. У души есть способности, часть из которых нуждаются в теле (это вегетативные и животные функции), а часть присущи только самой душе (разум, воля). Душа занимается познанием, и познание имеет два уровня: уровень познавательных органов и интеллектуальный уровень. Уровень познавательных процессов Фома Аквинский считает низшим, и утверждает, что душа должна заниматься интеллектуальным познанием. Интеллект обладает способностью находить всё более широкие обобщения, вершиной которых является Бог. Бог есть высшая и конечная цель познания. Чтобы дойти до этой цели, душа человека имеет ряд врождённых понятий – математические аксиомы, логические принципы познания. Эти врождённые знания, по Фоме Аквинскому, заложены в душу человека самим Богом, поэтому самая важная деятельность принадлежит разуму.
Совсем другую позицию поддерживал Роджер Бэкон (1214 – 1292) (не путать с Фрэнсисом Бэконом, английским философом 17 века!). Роджер Бэкон спорил со схоластами и превозносил значение опытов и наблюдения в познании, в отличие от чистой деятельности разума и интеллекта. Он считал, что невозможно игнорировать ощущения, и что без них интеллект не сможет развиваться. Чтобы познать душу, как считал Р.Бэкон, опыта недостаточно, но он необходим. Развитый через опыт интеллект способен испытывать некое внутреннее просветление, подобное озарению, через которое и открывается сущность души.
В 14 веке начинается эпоха Возрождения. Интерес к психологии возрастает на фоне возвращения к классическим идеям античности, развития естественнонаучных исследований. Философия постепенно отделяется от религии, и возникает множество новых учений, прежде не возникавших, хотя и нельзя ещё сказать, что в них совершенно не было религиозного влияния. Но всё же открытий становится всё больше, и особенно в медицине и физиологии. Учёные узнавали всё больше о человеческом теле, в котором, как известно, находится душа, и их представления о душе менялись. Учёные отказываются от описания общих вопросов и переходят к конкретному изучению души и её функций. Одним из первых исследователей, совершивших такой переход, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Он начал исследовать способности души, процессы, которые в ней происходят. Ф. Бэкон разделил душу на боговдохновленную (рациональную) и чувствующую. Способностями рациональной части души он назвал разум, рассудок, воображение, память, желание (или влечение), волю. К способностям чувствующей души относятся ощущение, выбор (стремление к благоприятным обстоятельствам и избегание неблагоприятных), произвольные движения.
Фрэнсис Бэкон подготовил почву для развития учений о сознании, так как отказался от изучения души в качестве особого предмета и предложил исследование её функций. Кроме того, он сделал многое для становления экспериментального метода в науке, в противовес доверию одним только органам чувств. Это послужило началом прогрессивного развития наук, в том числе и психологического знания, прикрепившегося к естественнонаучным исследованиям.

Мышление как познавательный процесс: свойства, виды, формы, мыслительные операции .

1. Познание человеком окружающей его действительности осуще-ствляется, прежде всего, посредством органов чувств . Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением дей-ствительности. Возникающие при этом у человека образы предме-тов и явлений действительности называются ощущениями и вос-приятиями.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непос-редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе-риферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу-щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про-исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв-ляются существенными элементами механизмов, позволяющих че-ловеку управлять действиями других людей.

Лишите человека воз-можности ощущать и воспринимать окружающую его действитель-ность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека «выключали» все органы чувств, ни одно раздражение не проникало в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изо-ляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое сни-жение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри-ятий в жизни и деятельности людей. Основное существенное различие между ощущениями и вос-приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение - это психический процесс отражения отдельных качеств пред-метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга-ны чувств.

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на призна-ке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и мно-гообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организ-ма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздраже-ния же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них воз-никающие, интероцептивными.

К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слухо-вые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.


К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощуще-ния положения и перемещения в пространстве всего тела и отдель-ных его частей). Их называют также проприоцептивными или кинестезическими.

В области ощущений существуют определенные закономерно-сти. Центральная закономерность ощущений - существование по-рогов чувствительности. Порогами ощущений называются величи-ны (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения воз-никают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верх-ний и порог различения.

Порогами различения называется наименьшая величина, на ко-торую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действую-щего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является оп-ределенной и относительно постоянной.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анали-заторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже аб-солютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных лю-дей.

Следующая закономерность ощущений - это адаптация. Яв-ление адаптации - в приспособлении анализаторов к функциони-рованию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключа-ется в повышении или понижении их чувствительности.

Восприятии - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие - это процесс, в котором отражаются и особенно-сти реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности.

Особенности восприятия:

1) предметность и целостность восприятия: в восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой.

2) структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

3) константность восприятия характеризуется тем, что в оп-ределенных границах человек воспринимает предметы как отно-сительно неизменные.

Она обнаруживается, например, при зри-тельном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок — белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электри-ческом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении).

4) осмысленность.

Восприятие — это не только чувственное отражение, но и осозна-ние предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе вос-приятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом вы-ражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо прибавляется, например, при восприя-тии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрыв-ную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружаю-щая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.

5) апперцепция - это зависимость восприятия от жизненно-го опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориен-тации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в вос-приятии одного и того же предмета различными людьми. Напри-мер, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изго-товлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер — на внешнем оформлении, начинающий спортсмен — на соответствии лыжи росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.

Таким образом, ощущения и восприятие - это психические процессы, позволяющие человеку получать знания о качествах и свойствах предметов окружающего мира и создавать целостные образы этих предметов.

2. Внимание в системе психологических феноменов занимает осо-бое положение. Оно включено во все остальные психологические про-цессы, выступает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматри-вается динамика познавательных процессов и особенности различ-ных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаем-ся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального со-держания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познава-тельной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действитель-ности, которые на данный момент времени становятся осознаваемы-ми и концентрируют на себе психические и физические силы чело-века в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей че-рез органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно вклю-чено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические", в частно-сти, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - по-ступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения дей-ствительности, что является одним из необходимых условий успеш-ности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамерен-ное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние дей-ствия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ-ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различ-ной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания оп-ределяется целью деятельности и конкретными задачами, вытека-ющими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной по-становки цели - как реакция на сильный звук, яркий свет, новиз-ну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-жиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание со-средотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание мо-жет удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашива-ется положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхи-щения и др. Следовательно, внимание является не только фактором, огра-ничивающим психическую деятельность, но и само может регули-роваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

Послепроизволъное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на ка-ком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых во-левых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связан-ные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключе-ние и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между вос-принимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится вы-соко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыс-лей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосре-доточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса дея-тельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего мес-та, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознатель-ном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром пере-ходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточеннос-ти сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности со-средоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому воз-можно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привыч-ны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологи-ческие особенности внимания, обусловленные также и типом не-рвной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Таким образом, внимание - это психическая категория, включенная во все психологические процессы, имеющая свои виды и свойства.

3. Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизве-дение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности. Память служит основой непрерывности психической деятель-ности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, вос-произведение.

Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дей-ствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произволь-ное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само со-бой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опреде-ляется не установками или целями, а особенностями объектов и от-ношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произ-вело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие пережива-ния. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, ар-тист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоми-нает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой де-ятельности. Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность. Особая форма произвольного запоминания — заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, много-кратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Главным условием сохранения является использование запом-нившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непро-извольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, не-нужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро за-бывается то, что редко включается в деятельность человека, что ста-новится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забы-вания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после за-учивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкрет-ными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Разновидностью воспроизведения является узнавание, прояв-ляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаю-щее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в на-стоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ-вольным и непроизвольным.

Существует несколько оснований для выделения видов памя-ти:

1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении (непроиз-вольная и произвольная. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической);

2) психологическое содержание запоминаемого (выделяется память образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная), словесно-логическая, эмоциональная и двигатель-ная);

3) продолжительность сохранения (долго-временная, кратковременная и оперативная).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объе-му, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохра-нения, готовности памяти.

Таким образом, память - это форма отражения психической действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, узнавании и воспроизведении информации, что обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

4. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от-ражения, установления существующих связей и отношений меж-ду предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей-ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув-ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком-муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна-чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы — всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по-няли другие люди.

Как и все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга. Мышление — всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность. Мышление — это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле-няются общие и существенные признаки, их характеризующие

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практи-чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про-текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен-ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет-ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа-ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ-ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде-ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо-кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен-но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа — словесно-логическое мышление, у художника — наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаклю-чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен-ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно от-личается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече-ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло-вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело-века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер-ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред-метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на-пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де-дукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис-пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож-ности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей-ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро-ванно, а в различных сочетаниях.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич-ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме-нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав-ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе-реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста-вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей-ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес-кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче-таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак-теризует индивидуальные особенности их мышления.

Таким образом, мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенного нового.

5. Воображением называется процесс воспроизведе-ния и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых соче-таниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности.

Воображение является одним из тех новообразований в психи-ке человека, которое связано с удовлетворением потребностей вый-ти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы со-здавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слы-шать, накопить практический опыт в жизни и хранить все это в оп-ределенной системе и в переработанном с помощью мышления виде в памяти. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возмож-ностей для создания небывалых комбинаций бывалых впечатлений.

Различают воображение воспроизводящее и творческое, меч-ты и грезы.

Воспроизводящее воображение - процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по опи-санию, чертежу, схеме, географической карте или по другим зна-ковым изображениям.

Воспроизводящее воображение функционирует у каждого че-ловека всегда, когда приходится рисовать в своем воображении то, что недоступно непосредственному восприятию.

Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспро-изводящего воображения зависят прежде всего от качества, харак-тера и формы материала, вызывающего эти образы. Но они, как и все другие психические образы, — субъективные образы объектив-ного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широ-ты, глубины знаний и личностных установок человека.

Творческое воображение — это процесс создания новых обра-зов", продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащаю-щих теорию и практику деятельности человека.

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творчес-кое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (со-единение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ творческого воображения, выступают все-гда в новых сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев ре-зультат творческого воображения может быть материализован, т. е. создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др. Но об-разы воображений могут оставаться и на уровне идеального содер-жания, в виде научной монографии, романа, поэмы и др.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мыш-лением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, срав-нение, обобщение.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов во-ображений: агглютинация, аналогия, преувеличение-преуменьше-ние, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат. склеивание) - прием соединения («скле-ивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюже-тах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки - женщи-ны с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танка-амфибии, аккордеона, в котором сочета-ются элементы пианино и баяна).

Аналогия - прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение-преуменьшение - прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование - прием, близкий к преувеличению, выделя-ющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в кари-катурах и шаржах.

Типизация - самый сложный прием творческого создания об-разов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдель-ных черточек, взятых от различных людей определенной социаль-ной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабо-чих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфе-ре жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы же-лаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэто-му при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия многие люди мечтали летать, но в их телесной орга-низации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созда-ны летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сооб-щения и передвижения. Мечта, таким образом, — полезный меха-низм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах че-ловек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противо-речащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда имеют место те или иные проявления воспроизводящего или твор-ческого воображения. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека.

Таким образом, воображение - это процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

6. Речь есть процесс материализации мысли. Под этим термином в психо-логии понимают процесс общения людей посредством языка, а также используемую человеком для передачи информации систему звуковых сигналов и письменных знаков. Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его до-стижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его ин-дивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объ-ектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными. из опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепле-ние за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык - это система условных символов, с помощью которых переда-ются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система ко-дов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мыс-ли средствами языка. Как психологический процесс речь является пред-метом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Выделяют следующие признаки языка:

Исторически сложившееся средство общения;

Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;

Развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;

Отражает менталитет конкретного народа, его социальные уста-новки и мифологию.

Речь имеет свои свойства.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или вы-делением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисун-ком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие толь-ко им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посред-ством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух со-беседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Таким образом, речью называется процесс практического применения человеком языка в це-лях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

7. Представление - это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозна-чает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались ана-лизаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроиз-водства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и гал-люцинации.

Сходство представления с восприятием заключается в следующем: при формировании образов представления и воспри-ятия возникающий образ существенно видоизменяет-ся по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов (потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д.).

Отличие представления от восприятия:

Образы представлений, как правило, менее ярки, менее детальны и более фрагментарны, чем образы восприятия.

В них находят отражение наиболее характерные черты для данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются.

Неустойчивость образа, его тенденция к саморазрушению.

Большая искаженность образа по сравнению с образом восприятия.

Под воздействием языка и внутренней речи происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Сходство представлений с галлюцинациями: и те, и другие образы возникают при отсутствии реальных объектов, которые они отображают.

Отличие представления от галлюцинаций: осознание идеального характера образа представления, отсутствие его проекции во внешний мир, в том время как при галлюцинациях человек считает возникающий образ частью реального мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных воз-буждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нерв-ной системы.

Классификация представлений.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например огуречного или парфюмерного); вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком ипр.); тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); температурные (представление о холоде итепле).

Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, ипупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, по-этому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они со-провождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или яв-ления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений - по происхождению. В рам-ках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия,то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальнойжизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения. Данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.