Прогноз цен на древесину. В Тюменской области больше нет леса. Все вывезли Китай и Казахстан. Как сэкономить при заказе сруба из бревна

С 2018 года правительство резко, почти в 1,5 раза, повысило размер сборов с лесозаготовителей. В результате, прогнозируют участники рынка, значительная часть малых и средних предприятий будут вынуждены свернуть бизнес, причем в первую очередь - наиболее честные и эффективные собственники. Инвестиционной же привлекательности отрасли при этом может быть нанесен значительный ущерб.

Безубыточная психология

Новые ставки платы лесозаготовителей за объемы лесных ресурсов и площади лесных участков были введены постановлением российского правительства от 11 ноября 2017 года. Как и в предыдущих аналогичных документах, они устанавливаются путем введения повышательных коэффициентов относительно соответствующих базовых ставок, заданных в 2010 году. Так, ставки платы за заготовку древесины в 2018 году будут применяться с коэффициентом 2,17, в 2019 году - с коэффициентом 2,38 и в 2020 году - с коэффициентом 2,62. Учитывая, что в 2017 году коэффициент был 1,51, это означает, что платежи лесозаготовителей по данной статье должны в этом году вырасти на 44%.

Необходимость повышения ставок чиновники обосновали просто – необходимостью повышения доходности лесного хозяйства как отрасли в целом. Ряд экспертов при этом отмечал, что новые коэффициенты выбраны, видимо, не случайно – именно такие их показатели делают финансирование лесного хозяйства безубыточным с точки зрения федерального бюджета без реформирования самой системы этого финансирования. Иными словами, власти для решения бюджетных проблем пошли самым простым с точки зрения аппаратно-административной логики путем: увеличили сборы с бизнеса.

Стоит также заметить, что решение правительства стало для участников рынка довольно неожиданным. Менее чем за год до этого, 14 декабря 2016-го правительство уже выпускало постановление, регламентирующее коэффициенты ставок платежей за лесозаготовку и аренду участков: в 2017 году - 1,51, в 2018 году - 1,58, в 2019 году - 1,65. Постановление 2017 года предусматривает рост цен в 2018 году на 37% выше запланированного уровня, в 2019 году – на 44% выше.

Решение властей вызвало бурную реакцию лесозаготовщиков. Союз лесовладельцев Нижегородской области даже подготовил письмо на имя президента Владимира Путина, в котором просил главу государства поручить правительству пересчитать коэффициенты ставок, сделав повышение сборов более плавным и менее болезненным для отрасли. А профильные интернет-форумы буквально взорвались от потока возмущенных откликов. Интересно, что наибольшее неудовольствие бизнесменов вызвало не повышение ставок как таковое, а сам механизм принятия решения. Точнее – нежелание чиновников вникать в тонкости функционирования отрасли, способствовать ее развитию, замена реального регулирования формальными подходами с непонятным экономическим содержанием, принятие решений, способствующих вытеснению мелких игроков крупными структурами, мешающих развитию реальной рыночной конкуренции.

Братская могила

Первое, что вызывает недоумение участников рынка – «уравнительный» подход к индексации «лесных сборов». Они повышаются пропорционально текущим платежам вне зависимости от специфики конкретного участка, размеру этих текущих платежей и т.п.

Между тем, для лесопромышленных предприятий это вопрос принципиальный, поскольку реальный объем выплат за пользование лесными ресурсами даже для аналогичных участков может существенно различаться. Дело в том, что нормативные документы определяют только минимальные ставки соответствующих платежей – в зависимости от района, транспортной доступности участка, размера, типа и качества древесины. Реально же цена вопроса решается на аукционах.

Таким образом получается, что если аукцион прошел в честной борьбе, арендатор заплатил за участок высокую цену, то и повышение платежей в результате пропорциональной индексации для него будет наибольшим. За участки же, доставшиеся арендаторам, скажем, по итогам конкурса с одним участником, либо формального конкурса с аффилированными участниками, то есть по минимальной цене, и доплачивать придется по минимуму.

Теоретически в этом есть логика: если лес выше качеством – он и стоить должен дороже, и реальная конкуренция на конкурсе должна возникнуть, а реальную цену должен определять аукцион. На практике, однако, все не так просто.

Во-первых, аукционы не всегда проходят безупречно чисто. А сколько собственник «выдоит» с участка на размеры сборов не влияет – нормативные документы определяют только минимальные объемы платежей, вне зависимости от эффективности бизнеса. Причем эти платежи привязаны к неким абстрактным кубометрам древесины, а не, скажем, к среднерыночным ценам продукции или контрактным ценам по ее отпуску, что вызывает серьезные сомнения в экономической обоснованности их взимания. Более того, как сетует на форуме «Лесной форум Гринпис России» руководитель АНО «Ассоциация экспертов по оценке лесоматериалов» Алексей Карасов, нет ни одной методики измерений, внесенной в «Федеральный реестр методик измерений» по определению качества и стоимости лесных ресурсов, в том числе - запасов древесины на корню, определения количества и качества заготовленной древесины, определения количества и качества вывезенной с лесосеки древесины. Очевидно, что это открывает широкое поле для «вариативности» при определении даже минимальных размеров платежей.

Во-вторых, что крайне важно, покупка участков в условиях высокой конкуренции, по высоким ценам, как правило, интересна в первую очередь эффективным собственникам – тем, кто способен получить с него отдачу за счет использования современных технологий, грамотной организации бизнес-процессов и т.д. Это подразумевает, в том числе финансовое планирование, использование заемных средств. Но о каких финансовых планах может идти речь, когда правительство ежегодно меняет правила игры?

«С точки зрения горизонта планирования инвестиций в лесозаготовительной отрасли, да и в сельском хозяйстве в целом, речь должна идти как минимум о нескольких годах, иначе проект просто не успеет начать генерировать прибыль,- говорит аналитик инвестиционной компании “Финам” Анатолий Вакуленко. – Если же речь о модернизации производства, сроки финансового планирования резко возрастают. Например, в деревообработке типичные условия предоставления лизинговых кредитов на закупку оборудования – на срок до 7 лет. Понятно, что если в течение этого срока резко меняются правила игры, например – возрастает удельный вес расходов, связанных с налогами и сборами, все расчеты рушатся и инвестиции могут не только не окупиться, но даже стать непосильным бременем для предприятия».

«Со стороны государства это некрасиво», отмечает один из участников рынка, поскольку в 2016 году правительство продекларировало ставки на 2018-2019 гг., а в 2017-м их резко повысило. «Что даже на два года планировать ничего нельзя?», - задается он вопросом. Таким образом государство, столь часто меняя уровень сборов косвенно демотивирует внедрение новых технологий и инвестиции в отрасль в целом, ставя в заведомо менее выгодное положение устойчивых лесопользователей с долгосрочным планированием. При пропорциональном повышении минимальных платежей за аренду сильнее всего будут страдать те, кто и так уже платит больше всех, отмечает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко. «Этот принцип уже очень давно сформулирован - "кто везет, на том и едут"», - замечает он.

«Минимальная плата и превышение над ней должны индексироваться по-разному. Минимальная плата - это административная величина, вроде налога, превышение - рыночная. Пропорциональная индексация того и другого приводит к ситуации, при которой чем больше арендатор платит, тем хуже ему становится при каждой индексации, и в конце концов платежи за каждый участок, полученный по результатам торгов, должны достигнуть уровня, при котором арендатор гарантированно обанкротится», - считает еще один участник дискуссии.

Наконец, в-третьих, особенности самого лесопромышленного бизнеса таковы, что его чувствительность к уровню сборов крайне неоднородна. Доля сборов в себестоимости продукции не особо велика – в среднем порядка 10%. Но и средняя рентабельность предприятий отрасли также низкая– по экспертным оценкам, на уровне тех же 10%. Это означает, что даже при этих средних параметрах рост сборов в 1,5 раза способен опустить рентабельность до уровня ниже ставок по банковским депозитам или по государственным облигациям – видам вложений средств гораздо менее хлопотным, чем реальный бизнес. Если же речь идет о «дорогом» участке, полученном в ходе конкурентных аукционных торгов, где доля сбором в себестоимости продукции достигает, скажем, 20%, полуторократный рост сборов может вывести рентабельность в отрицательную зону и просто «убить» бизнес.

«Мы считаем, что резкий рост стоимости арендной платы за использование лесов не только не целесообразен, но и не обусловлен экономически. По сравнению с 2017 годом отпускная цена на пиломатериалы и иные продукты лесопереработки осталась неизменной, затраты на лесозаготовку в связи с увеличением стоимости ГСМ и ухудшением климатических условий только возросли, возросли также затраты на лесохозяйственные мероприятия в связи с увеличением их объемов, заводы, комбинаты по переработке древесины простаивают из-за нехватки сырья и отсутствия оборотных средств. 2017 год стал очень тяжелым для лесной промышленности, а увеличение стоимости арендной платы по договорам аренды лесных участков, только усугубит ситуацию», - излагает свою позицию в письме Владимиру Путину Союз лесовладельцев Нижегородской области.

Кому это выгодно

Еще один момент, вызывающий возмущение участников рынка – резкое повышение сборов в лесозаготовительной отрасли в первую очередь бьет по малому и среднему бизнесу, в меньшей степени затрагивая крупный.

Дело в том, что большинство крупных компаний работают в рамках приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, для участников которых стоимость аренды лесов снижена в два раза. Такие проекты предусматривают участие инвестора в создании и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры (дорог, складов, центров переработки древесины и т.п.). При этом «входной билет» весьма дорог – для получения статуса приоритетного стоимость инвестиционного проекта должна быть не менее 300 млн рублей, сумма явно неподъемная даже для среднего бизнеса, не говоря уже о малом.

Таким образом, резкое повышение сборов в наименьшей степени отразится именно на крупном бизнесе – рост удельной доли сборов в себестоимости продукции у них окажется вдвое меньше, чем у малых и средних предприятий.

«Краткосрочный эффект от повышения сборов будет заключаться в резком падении маржи по отрасли,- говорит аналитик инвесткомпании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. - Однако это оценки «температуры в среднем по больнице». Примерно половина оборота приходится на малые и средние предприятия, которые, в отличие от крупного бизнеса, не могут экономить на издержках за счет эффекта масштаба. Их маржа станет нулевой или даже отрицательной. Крупный бизнес тоже понесет потери, но станет лишь чуть менее рентабельным. Тем не менее, уже на горизонте 1-2 лет за счет сокращения доли небольших компаний крупный бизнес сможет захватить долю рынка и не только отбить эти дополнительные издержки, но и нарастить маржу за счет повышения цен в условиях снижения конкуренции. Одновременно не исключен рост доли "черного рынка"».

«Исполнителям приоритетных инвестпроектов, в том числе "липовых"», будет проще всего, а в наихудших условиях окажутся арендаторы, получившие лесные участки через реальные торги в первые годы после введения нынешнего Лесного кодекса. И, по сложившейся традиции, добросовестные лесопользователи в среднем пострадают значительно сильнее недобросовестных», - резюмирует один из участников обсуждения на интернет-форуме.

Вопрос о «липовых» инвестпроектах выходит, разумеется, за рамки экономического анализа (хотя возможность келейности при решении подобных вопросов очевидна – например, потому, что льгота действует на период от заключения контракта до истечения срока окупаемости проекта, что оставляет широкое поле для маневра на стадии планирования). Вместе с тем, нельзя не отметить еще ряд важных моментов.

Прежде всего, основная цель предоставления подобных льгот – стимулирование инвестиций в отрасль. 50% льгота по сборам для инвестпроектов была введена в 2007 году, логично посмотреть на динамику инвестиций в основной капитал за прошедший период. Данные Росстата показывают, что эти инвестиции приходят крайне неоднородно. Например, в 2008 году – рост на 41% по отношению к 2007-му, в 2009-м – двукратное падение (все данные – в сопоставимых ценах). В 2011-м – рост в 2,5 раза, в 2013-м – 1,5-кратный спад. Эти данные слабо коррелируют как с данными по экономике в целом, так и с данными по динамике инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве. Напрашивается вывод: это не нормально идущий инвестиционный процесс, определяемый потребностями рынка, а скорее разовые инвестиционные решения отдельных крупных игроков, принятые в процессе взаимодействия с властями.

Второй момент – собственно, место малого и среднего бизнеса в развитии отрасли. Речь даже не о правительственных программах поддержки малого и среднего предпринимательства и соответствующих декларациях, а о соображениях абсолютно прагматических.

Сейчас, по оценкам экспертов, на долю МСП приходится порядка 50% «лесного» рынка. Новые, резко повышенные для данного сегмента, ставки, объективно создают преимущества крупным предприятиям. Да, эти пониженные ставки обусловлены участием крупного бизнеса в инвестиционных проектах. Но почему столь высока планка для инвестиционных льгот? Чем хуже, с точки зрения интересов государства, если, условно говоря, среднее предприятие вложит 100 рублей в строительство 10 км дороги или в модернизацию относительно варианта, когда крупное вложит 1000 рублей в строительство 100 км? Ответ очевиден – ничем, кроме того, что сложнее администрировать. А сложнее администрировать – потому что вместо стандартных инвестиционных льгот, предусмотренных, в том числе для средних предприятий в других отраслях, в лесном хозяйстве принята немного иная схема. Краткая суть которой такова: сборы – не налоги, администрирование – точечное, силами Минприроды. То есть вместо стандартного и прозрачного «инвестиционного конвейера» - крайне запутанная схема.

Далее, специфика лесного хозяйства – в долгосрочности вложений, деревья – не указы правительства, за неделю не появляются. Именно поэтому малый и средний бизнес – основа стабильности таких систем. Малый и средний бизнес – зачастую семейный, передается по наследству, он заинтересован, в том числе в восстановлении ресурсов, передаче потомкам. Что у нас в этом плане? Тот же Росстат сообщает: с 2007-го по 20015 год (то есть в период действия «инвестиционных» арендных льгот) лесовосстановление в России сократилось с 873 до 803 гектаров в год (-8%). Иными словами, нынешняя система, мягко говоря, не способствует инвестициям в восстановление ресурсной базы.

Дорога в никуда

И, наконец, вопрос целеполагания и долгосрочных последствий принятого решения – не только для лесозаготовительной, но и для смежных отраслей.

«Лесозаготовка, согласно официальным данным статистики, - стабильно низкорентабельная отрасль, количество предприятий и численность работников в которой постоянно уменьшается,- отмечает руководитель налогового направления консалтинговой компании SRG Маргарита Есипова. – Увеличение ставки сборов может привести к повышению цен на их продукцию – иначе трудно будет сохранить даже минимальную рентабельность. Следовательно, пострадают не только малые и средние предприятия, занимающиеся лесозаготовкой, но и предприятия, использующие в последующем это сырье в своих производствах (изготовление картона, ДСП, мебели, бумаги и проч.), качество которых и так оставляет желать лучшего по сравнению с зарубежными конкурентами. Без повышения же цен отрицательная рентабельность некоторых предприятий только увеличится и приведет к банкротству. Да, останутся сильные игроки, у которых в принципе инвестиционные льготы; вопрос в том, пойдут ли эти деньги на развитие отрасли, на развитие лесных хозяйств и смогут ли эти игроки компенсировать оборудованием и рабочими местами выбывающие из отрасли малые и средние предприятия».


«Повышение стоимости арендной платы не уменьшит затраты на лесозаготовку и дальнейшую переработку, не увеличит покупательскую способность потребителя, а лишь ухудшит положение лесопользователей и с большой вероятностью приведет к гибели мелких и средних лесоперерабатывающих предприятий, что в свою очередь неминуемо увеличит рост безработицы и социальной напряженности в регионах, где экономика держится на лесной отрасли», - отмечают в письме президенту нижегородские лесовладельцы.

Также можно отметить, что практика показывает: малый и средний бизнес всегда предпочитают выстраивание отношений с себе подобными. Фермеры – с фермерскими продуктовыми магазинами, небольшие деревообрабатывающие предприятия – с фирмами, специализирующимися в сфере индивидуального коттеджного строительства и т.п. Причина очевидно – «большой» производитель или ритейлер часто «не видит» маленького контрагента, не учитывает его особенностей, это характерно для всех отраслей экономики.

В данном плане логично выглядела бы политика государства в сфере лесного хозяйства, направленная именно на поощрение малого и среднего бизнеса и связанных с ним производств: гибкость, скажем, небольшой мебельной фабрики, выше, чем у крупного производства, она может более оперативно следовать за тенденциями рынка. И, самое главное, это уже не продукция лесозаготовителей, речь идет о продукции более высокого уровня передела и, соответственно, о гораздо более высокой норме прибыли для отрасли в целом.

За примерами далеко ходить не надо. Вот, например, какую интересную статистику приводит банк «Интеза» (российская «дочка» крупнейшего итальянского банка «ИнтезаСанпаоло»). По его данным, знаменитая на весь мир итальянская мебель делается исключительно на малых и средних предприятиях, в этой отрасли нет ни одной мебельной фабрики, относящейся к крупному бизнесу, при этом основная доля продукции производится на экспорт.

У нас же, похоже, о необходимости увеличения глубины передела продукции (читай – повышения эффективности производства), похоже, никто не думает. Решения принимаются по простой логике: бюджету нужны деньги – давайте увеличим сборы с бизнеса. К чему это может привести, довольно выразительно описал в интернете один из участников рынка: «Для части арендаторов, кто реально поторговался (на аукционе – Ред.) и у кого платеж в бюджет субъекта в несколько раз больше минимального, приведет к сворачиванию их лесного бизнеса. А реально будет так: с 2018 года такие арендаторы перестанут платить вообще и выведут активы, если они были. Будут рубить, пока договор не будет расторгнут в судебном порядке. При наличии некоторых навыков этот процесс может занять от полугода до года».

Отсчет, как говорится, пошел.

Пиломатериалы – продукция, изготавливаемая из древесины. Пиломатериалы могут иметь разные параметры и качество. Для такой продукции характерно наличие 2-х плоских и параллельных плоскостей. Для производства пиломатериалов применяют продольное деление бревен, а также поперечное деление полученных частей. Сам процесс производства осуществляется на лесопилках, обустроенных специальными станками и оборудованием.

На всей территории РФ находится до 25% мирового запаса лесного ресурса, что равняется 82 млрд. м древесины. Ежегодно вырубается до 500 млн. куб. м. На текущий момент в процессе обработки находится около 40% допускаемого объема. Уровень цены на пиломатериалы зависит от состояния мировой и национальной экономики.

Текущие тренды На территории РФ функционирует до 10 тыс. производителей пиломатериалов. Малые предприятия производят 75% от общего объема. К таким предприятиям относят частные лесопилки. Их доход за 1 куб. м. древесины равняется 60 долларам. Это в 5 раз меньше среднего показателя на мировом рынке. В 2008 году было принято решение о создании нового лесного кодекса. Это положительно сказалось на развитии данной отрасли.

Чтобы взять лес в аренду, аукционы не проводят. Лесообрабатывающее и лесозаготовительное производство только растет в объемах. При этом такие предприятия поддерживаются государством. Данная поддержка направлена на повышение объема рынка и стимулирование переработок древесины для внутреннего потребления.

При этом государство планирует сократить размеры экспорты сырья, которое не поступают в обработку. В 2011 году правительство РФ приняло решение о введении таможенной пошлины на вывод основных видов пиломатериалов.

Как изменятся цены на пиломатериалы в 2018 году?

Лесопромышленный комплекс РФ считается важным сектором экономики всей страны. У него есть высокие перспективы роста. РФ экспортирует чаще целлюлозу, круглый лес, пиломатериалы. Страна импортирует переработанную продукцию – мебель, бумагу, картон, ДСП, ДВП.

Для развития рассматриваемой отрасли необходимо развивать и осваивать глубокую переработку сырья. Это приведет к повышению добавленной цены заготовок. Чтобы решить эти вопросы, Министерство торговли разработало стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года.

В рамках данной программы будут проводить мероприятия, способствующие развитию технологий и экспорта. Это позволит сформировать внутренний рынок, возобновить отрасль. С помощью этого ведомства можно будет повысить добавленную цену на 1 куб. м заготовок в 2,5 раза к 2030 году.

С 2018 года производители смогут воспользоваться разными инвестиционными проектами по глубокой переработке древесины. Объем инвестиций – выше 400 млрд. рублей. Лесопромышленные кластеры с комплексной переработкой древесины также будут включены в данный проект.

Влияние внешних факторов

На колебание цен на пиломатериалы оказывают влияние разные факторы, включая повышение курса доллара, изменения на внутреннем рынке. Основная причина, по которой изменится цена на данный ресурс – спрос на покупку жилья.

В 2018 году спрос на жилье снизится в несколько раз. Это приведет к повышению цен на пиломатериалы. Особое внимание следует уделить стоимости древесины на мировом рынке.

Прогноз на 2018 год

В 2017 году многие эксперты уже озвучили свои прогнозы на 2018 год. Но все они считают, что цена на пиломатериалы в 2018 году значительно увеличится. При этом повысится спрос на хвойную древесину на международном рынке.

Россияне могут только надеяться, что цена на пиломатериалы, которые будут использоваться для строительства коттеджей и дачей, поднимется незначительно. От этого будет зависеть цена на квартиры и другое жилье.

В следующем году ожидается традиционный рост цен на древесину, что скажется на цене паллет. Почему природный ресурс дорожает, как повышение цены повлияет на поставщиков и ритейлеров и как сократить расходы участникам рынка за счет перехода на систему пулинга многооборотной тары - в материале Retail.ru.

Почему цена на древесину растет?

В конце 2017 года Дмитрий Медведев подписал Постановление № 1363 , согласно которому с 2018 года ставки на заготовку древесины увеличились на 44 % по сравнению с 2017 годом. Следующий, 2019 год не станет исключением – произойдет плановое повышение цен на лес.

Если в 2018 году ставка платы на лесозаготовку применялась с коэффициентом 2,17, то в 2019 году коэффициент вырастет до 2,38, а в 2020 году - до 2,62. Установление таких коэффициентов и их постепенное увеличение связано с существующей системой финансирования лесного хозяйства и желанием сделать отрасль безубыточной для федерального бюджета, отмечает Алексей Ярошенко, эксперт и руководитель лесного отдела «Гринпис» России на официальном форуме организации.

На повышение ставок повлияло также поручение Президента РФ от 31 января 2017 года привести численность государственных лесных инспекторов в соответствие с нормативами патрулирования лесов к 1 мая 2017 года. Краткосрочная программа рассчитана на 3 года, а средства на ее реализацию (около 8,7 млрд рублей) не предусмотрены бюджетом.

Также на повышение цены древесины влияют такие экономические факторы, как:

  • Возможный рост цен на бензин после повышения акцизов на топливо в 1,5 раза с 1 января 2019 года. Такие данные приводятся в заключении Счетной палаты РФ на проект федерального закона о бюджете на 2019–2021 годы. Поскольку добыча и перевозка леса осуществляются спецтехникой и автотранспортом, повышение цен на топливо напрямую влияет на розничную цену древесины.
  • Повышение НДС с 18 % до 20 % с 1 января 2019 года. Повышение налоговой базы напрямую скажется на предприятиях – заготовителях древесины, которые в большинстве своем работают с НДС, что соответственно повлечет за собой рост цен на конечные изделия.
  • Снижение ВВП и ускорение темпов роста инфляции. По прогнозам РБК, в 2019 году уровень ВВП снизится до 1,3 %, а инфляция достигнет 5 % (по итогам августа текущего года показатель инфляции составлял 3,1 %). Ускорение темпов инфляции связано с курсовой волатильностью, изменением геополитических факторов, новыми санкциями против России, повышением цен на товары и с другими факторами, согласно Докладу о денежно-кредитной политике Центрального банка .

Как повлияет рост цены древесины на ритейлеров и производителей

Изменение стоимости сырья неминуемо скажется на всех игроках рынка - от заготовителей древесины до производителей деревянных паллет, а также на тех, кто использует тару в своей деятельности.

Рост стоимости единицы деревянной тары может привести к тому, что рыночные игроки будут вынуждены повышать стоимость товаров, что в итоге скажется на конечном потребителе.

Производители, отправляя изделия на паллетах ритейлерам, часто включают тару в общую стоимость груза. Ритейлер (компания, занимающаяся продажей различных товаров конечному потребителю. В этом главное отличие от фирмы-посредника и оптового торговца), чтобы сохранить маржу, вынужден пропорционально увеличивать цену товара на полке.

Покупатель также стремится сэкономить и выбрать SKU по более привлекательной цене. Получается некая «круговая порука», которая, в конечном счете, может повлиять на продажи ритейлеров и объемы поставок от производителей.

Если производитель выбирает путь возврата паллеты от ритейлера, то несет определенные расходы по транспортировке пустой тары со склада или РЦ ритейлера, ее ремонт, учет, администрирование, хранение и т.д.

Для ритейлера пустая тара на складе - это дополнительные расходы на хранение, сортировку, администрирование, возврат поставщикам и другие. Кроме этого, тратится значительное количество времени на взаимный учет баланса между поставщиком и ритейлером и урегулирование вопросов качества возвратной тары (часто производители предъявляют претензии ритейлерам относительно технического состояния паллет при их возврате).

Как можно сократить издержки при работе с деревянной тарой за счет системы пулинга

Сэкономить средства как ритейлеру, так и производителю возможно за счет системы оборота тары - пулинга паллет. Пулинг позволяет брать тару в пользование, а не покупать ее. Основное преимущество системы - возможность клиентам дополнительно сократить административные и операционные издержки, связанные с восполнением запаса паллет, их закупкой, ремонтом, возвратом, учетом и другие.

Также, согласно закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 2018 года вводится дополнительный налог на утилизацию деревянной тары, если она висит на балансе компании, – экологический сбор.

Данный налог рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора (в данном случае ставка группы товаров «Тара деревянная» за 1 тонну составляет 3066 руб.) на массу упаковки и на норматив утилизации, выраженный в процентах.

При этом рост последнего множителя составляет 5 % в год (в 2018 году норматив утилизации составлял 10 %, в 2019 году - 15 %, в 2020 году - 20 %). Другими словами, сервис пулинга позволяет сократить издержки и объем налоговой базы организации, которая растет год от года, передав компании-оператору всю работу, связанную с управлением оборотной тарой.

Еще одна возможность сэкономить при переходе на систему пулинга - фиксированная цена паллет на весь период, которая оговаривается в договоре с компанией. Иначе говоря, стоимость пользования паллетами для клиентов компании не изменится, несмотря на увеличение цен на деревянную тару в течение года. Конечная цена на услуги пулинга рассчитывается, исходя из объемов поставок тары, списка контрагентов и их географического расположения.

Пользование многооборотной тарой - это возможность не только сократить расходы участникам рынка, но и сохранить лесные богатства. Новый Лесной кодекс, который был разработан в 2003–2006 годах, принес лесному сектору «неисчислимые беды» за счет смещения акцентов с восполнения и развития лесного хозяйства на добычу древесины, отмечает Алексей Ярошенко из «Гринпис» в своей авторской колонке на сайте организации.

Вконтакте

Одноклассники

Жители сел Кировской области бьют тревогу — за год стоимость дров выросла вдвое: с 600-800 рублей за куб, до 1200-1500.

Почему так взлетели цены и что с этим делать, обсуждали депутаты Заксобрания и министр лесного хозяйства Кировской области.

ПЕРЕСЧИТАТЬ ЛЕСОРУБОВ

Уже год в регионе работает 31 закон «Об организации деятельности пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области». Перед принятием его долго обсуждали. Ряд депутатов считали, что этот закон усложнит работу лесозаготовителей и лесопереработчиков. Но Министерство лесного хозяйства доказывало, что законопроект выведет из тени «черных лесорубов». Они больше не смогут продавать без учета и отчислений. Ведь по новому закону все предприятия, которые занимаются лесом в регионе, должны встать на учет. И ежемесячно отчитываться, сколько леса они срубили, сколько переработали, куда его повезли. Они должны были создать пункты учета, на которых лес замеряли (кстати, мерили кто во что горазд: кто в кубах, кто в квадратных метрах, а кто в погонных метрах — Ред.).

Год назад Минлесхоз смог убедить, что без данного документа порядка в отрасли не навести.

Прошел год. Депутаты потребовали от министра Сергея Салина подробного отчета, как отработала отрасль в новых условиях.

УЩЕРБ ОТ РУБОК СОКРАТИЛИ

Отчет министра был лаконичным и по-казенному сухим .

После отчета депутаты стали уточнять, а сколько же древесины область заготовила в 2017 году. Министр ответил, что она снизилась на 1200 тыс. кубов.

ПЕРЕРАБОТЧИКИ ВЗВИНТИЛИ ЦЕНЫ

Именно в снижении заготовки министр видит причину роста цены на древесину и, как следствие, — на дрова.

— У нас было очень сырое лето. Лесозаготовители не могли приступить к рубкам. Зимой долго не было морозов , а значит, не промерзли зимники и лесозаготовители не могли начать вывозить лес, — посетовал на погоду министр. — И образовалась нехватка древесины, чтобы ее компенсировать, ЦБК поднял цены. Заготовители повезли лес туда, где выгоднее. А населению практически не остается леса для собственных нужд. Он уходит на переработку.

Этим заявлением министр вызвал бурю негодования депутатов.

— Значит, это погода виновата, что заготовка упала? — возмутился депутат Владимир Бакин. — А может, мы такой закон намудрили, что его выполнить невозможно и люди уходят из отрасли?

О том, что «31 ЗО» сложный к выполнению, лесозаготовители говорили не раз. Проводили круглые столы в ВТПП, пытаясь донести до власти, что им лесом некогда заниматься, так как они бумагами завалены. Ведь, чтобы ежемесячно в установленном порядке отчитываться о приеме и отпуске древесины на переработку, о ее движении по территории области, нужно заполнить пакет бумаг.

ЧТО ДЕЛАТЬ

В итоге депутаты согласовали ряд поправок в закон об организации деятельности пунктов приема и переработки древесины на территории Кировской области. По задумке, теперь владельцам пунктов приема и переработки станет проще отчитываться о проделанной работе. Во-первых, из состава документов учета исключены книги учета приемо-сдаточных актов и актов самостоятельно заготовленной древесины.

Во-вторых, отчет о принятой, переработанной, отгруженной древесине нужно будет подавать не ежемесячно, а ежеквартально.

В-третьих, от обязательного учета освободят юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют прием древесины или продукции ее переработки для собственного потребления (отопления производственных зданий, их строительства или реконструкции, собственных производственных или хозяйственных нужд).

Также министр Сергей Салин заверил, что министерство сейчас ведет переговоры с лесозаготовителями, чтобы они продавали лес населению по старой цене — от 600 до 800 рублей за куб.

С нового 2019 года произойдет традиционное повышение цен на лес. Только на этот раз изменение стоимости существенно скажется на всех игроках рынка - от заготовителей, до конечных получателей, покупателей готовой продукции - срубов домов и бань. Связано это с целым рядом факторов.

Причины повышения стоимости бревна

Стоимость бревна напрямую зависит от цен на топливо, так как добыча и перевозка леса осуществляется спецтехникой и автотранспортом. То есть повышение цен на ГСМ однозначно ведет к повышению цен на бревно. За девять месяцев 2018 года бензин в рознице подорожал на 10%. В 2019м тенденция сохранится.

Кроме того, с 1 января нового года повышается НДС с 18% до 20%, фактический рост налога на добавочную стоимость составил 11%. Это напрямую затронет предприятия-заготовителей пиловочника, которые в большинстве своем работают с НДС.

Также скажется на росте цен инфляция. По итогам августа текущего года, ее показатель составляет 3,5%. Министерство финансов РФ прогнозирует ее ускорение из-за снижения курса рубля и роста цен. По предварительным прогнозам, в 2019 году этот показатель поднимется до инфляции до 5-5,5%.

Строительство из бревна и рост цен

Компания «ДревМастер» занимается строительством домов и бань из окоренного бревна. Мы используем цельную древесину, которую отбираем вручную. Поэтому стоимость наших объектов напрямую зависит от роста цен на лес, а бревно - одна из самых весомых позиций сметы.

В силу объективных причин мы будем вынуждены увеличивать ценник. И объект, который стоил, условно, 3 миллиона рублей, после января 2019 года обойдется клиенту уже 3,3-3,5 млн. рублей. Мы не поднимаем стоимость наших услуг по проектированию, рубке, сборке срубов. Но остановить рост цен на материалы и транспортные услуги - не в наших силах.

Как сэкономить при заказе сруба из бревна?

С октября 2018 года начинается сезон заготовки зимнего леса. Свежий пиловочник будет поступать на стройплощадку уже по новым ценам, которые будут выше, чем в минувшую зиму. Но основной скачок произойдет после 1 января.

Компания «ДревМастер» предлагает вам существенно сэкономить на строительстве бани или дома из окоренного бревна, заморозив цены на уровне 2018 года. Подписывая договор, мы фиксируем цены в смете, за рамки которой не выходим за все время стройки. С октября цены начнут плавно расти, с января - серьезно увеличится ценник. Стоимость наших работ останется неизменной. Дополнительный стимул - 20% скидка на проект при обращении до конца октября, в случае заключения договора и дальнейшего сотрудничества - бесплатно.

Не затягивайте с принятием решения по строительству, пока действуют цены 2018 года.

Команда "ДревМастер"