Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении ». 

    Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.

Н. В. Гоголь

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

      Воскресни, Боже! Боже правых!
      И их молению внемли:
      Приди, суди, карай лукавых,
      И будь един царем земли!
      («Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

В. И. Федоров

Признание

      Не умел я притворяться,
      На святого походить,
      Важным саном надуваться
      И философа брать вид;
      Я любил чистосердечье,
      Думал нравиться лишь им:
      Ум и сердце человечье
      Были гением моим.
      Если я блистал восторгом,
      С струн моих огонь летел, -
      Не собой блистал я, Богом:
      Вне себя я Бога пел.
      Если звуки посвящались
      Лиры моея царям, -
      Добродетельми казались
      Мне они равны богам.
      Если за победы громки
      Я венцы сплетал вождям, -
      Думал перелить в потомки
      Души их и их детям.
      Если где вельможам властным
      Смел я правду брякнуть вслух, -
      Мнил быть сердцем беспристрастным
      Им, царю, отчизне друг.
      Если ж я и суетою
      Сам был света обольщен, -
      Признаюся, красотою
      Был плененным, пел и жен.
      Словом: жег любви коль пламень,
      Падал я, вставал в мой век. -
      Брось, мудрец! на гроб мой камень,
      Если ты не человек.

На птичку

Последние стихи Державина

      Река времен в своем стремленьи
      Уносит все дела людей
      И топит в пропасти забвенья
      Народы, царства и царей.
      А если что и остается
      Чрез звуки лиры и трубы,
      То вечности жерлом пожрется
      И общей не уйдет судьбы.

Вопросы и задания

  1. Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?
  2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи...» и четверостишие «На птичку»?
  3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.
  4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Развивайте дар слова

  1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие - к разговорным, какие - к просторечным? Что их сочетанием достигается?
  2. Как вы понимаете строки:

      «Я любил чистосердечье,
      Думал нравиться лишь им:
      Ум и сердце человечье
      Были гением моим.»;

      «Падал я, вставал в мой век»?

  3. Подготовьте «похвальное слово Державину - поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Когда точно написано короткое стихотворение «На птичку», неизвестно. В примечаниях к сборникам произведений Гавриила Романовича Державина (1743–1816) указываются разные даты: 1791, 1792 и 1793 гг. Однако, существует версия, высказанная исследователем творчества поэта, филологом Яковом Карловичем Гротом, что эта эпиграмма относится к периоду, когда Гавриил Романович получил должность статс-секретаря императрицы Екатерины II, то есть с конца декабря 1791 года.

История создания произведения такова. Государыня, впечатлённая стихотворным мастерством Державина, проявившимся в (1782), пожелала отблагодарить поэта. Для этого она преподнесла ему драгоценные подарки, например, золотую табакерку, и приблизила его к себе, позволив презентовать оду в своей резиденции в Зимнем дворце. Кроме того, императрица решила и дальше пользоваться талантом поэта, сделав его своим придворным секретарём. Екатерина II часто намекала, что желает услышать новые похвалы «Фелице», под которой подразумевалась сама государыня.

Поэт, судя по заметкам современников, был даже не против такого положения дел. Но ситуация постоянно омрачалась давлением на литератора. Облагодетельствовав Державина, императрица вызвала в других придворных поэтах и вельможах зависть. Многие исподтишка стали язвить в адрес поэта, ухудшилось отношение к Гавриилу Романовичу со стороны его начальника князя Вяземского. Поэт не мог найти вдохновения для восторженных хвалебных стихов, чистых образов и выразительных метафор.

Кроме того, сама служба при дворе разочаровала творца. Оказалось, что вокруг плетутся заговоры, многие блистательные персоны, о благородстве которых слагались оды, сами строят козни и интригуют против других дворян. Сияющий ореол безупречности вокруг престола, каким его представлял себе литератор, начал рушиться. А императрица продолжала требовать потоков лирики.

Потому-то поэт и чувствовал себя пойманным в тиски и раздавленным. Так родилось полное горечи и желчи четверостишие «На птичку».

Под пташкой подразумевается сам поэт, захваченный в золотую клетку царского двора. Неназванные те, кто её пленил и заставляет петь, – это государыня и её приближённые.

В стихотворении легко угадывается стиль Гавриила Романовича. Автор использует архаичные краткие формы слов («голосисту»). Основной приём, применённый в произведении, - аллитерация. Глухое «п» встречается так часто, что напоминает презрительное звукоподражание «пф», плевок.

Это стихотворение перекликается с произведениями других авторов. Схожие мысли были выражены в басне И. А. Крылова «Кошка и соловей», в « » А. С. Пушкина.

Тема. Г. Р. Державин. Слово о поэте. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание»"

Цель: познакомить с творчеством Г.Р.Державина на примерах стихотворений «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

Задачи:

обучающие: показать утверждение необходимости свободы творчества в произведениях автора. Проанализировать размышления Г.Р. Державина о смысле жизни, о судьбе;

развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответ­ственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказыва­ниях.

Тип урока: открытия новых знаний

Ход урока

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.

Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит

от необыкновенного соединения самых высоких слов с самы-

ми низкими и простыми, на что бы никто не отважился,

кроме Державина.

Н. В. Гоголь

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас.

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу»

    Организационный этап

    Проверка домашнего задания

    Чтение и комментарий устаревших слов.

К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий) ; драма, сатира (средний) ; эпиграммы (низкий).

    Чтение стихотворения Ломоносова.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с эпиграфом. Запись одного из них в рабочую тетрадь.

    Актуализация знаний.

    Какие роды литературы нам известны?

    Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика)

    Чем характеризуется этот род литературы?

    Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

    Первичная проверка понимания.

    Слово учителя.

«Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт. Твор­че­ство Дер­жа­ви­на стало об­раз­цом для по­сле­ду­ю­ще­го, пуш­кин­ско­го по­ко­ле­ния. Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления.

И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

    Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.

Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел, -
Не собой блистал я, Богом:
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою
Был плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век. -
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?

(В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид...

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.)

    Чтение и частичный анализ стихотворения «На птичку» .

Такое короткое стихотворение на самом деле имеет глубочайший смысл.

На птичку

( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

    Чтение учителем стихотворени я «Река времен…»

А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

    Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

    Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради.

(Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.)

    Выборочное прослушивание анализов стихотворения Державина «Река времён в своём стремленьи…»

    Первичное закрепление.

    Вопросы и задания

    Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

    Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие - к разговорным, какие - к просторечным? Что их сочетанием достигается?

    Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

Назовите художественные открытия поэта.

    Тестовые задания.

    Где родился Г.Р.Державин?
    А. Казанская губерния .
    Б. Пензенская губерния.
    В.Самарская губерния.

    Когда родился?
    А. в 1741 г.
    Б. в 1743 г .
    В. 1745 г.

    Где учился?
    А. Пензенская гимназия.
    Б. Московский университет.
    В. Казанская гимназия.

    Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
    А. В 1770 г.
    Б. В 1777 г .
    В. В 1772 г.

    Укажите должности поэта при дворе.
    А. Сенатор .
    Б. Казначей .
    В. Посол.
    Г. Министр юстиции .
    Д. Генерал.

    Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б. Соединил слова “высокие” и “низкие” .
    В. Развитие реалистического языка .
    Г.Онегинская строфа.

    Информация о домашнем задании.

Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.

[ Подготовьте «похвальное слово Державину - поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве ].

    Рефлексия.

    Составление синквейна.

    Выставление оценок за урок.

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от-крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти-лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо-ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

...Ум и сердце человечье Были гением моим.

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль-но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод-ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи...» — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду-маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • державин река времен в своем стремленьи анализ
  • сделать анализ стихотворения река времен державин
  • сочинение по стихотворению державина река времен
  • стихотворение державина признание анализ
  • река времен в своем стремлении краткое содержание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям,-
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям,-
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух,-
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен,-
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Анализ стихотворения «Признание» Державина

В своем творчестве Г. Р. Державин не раз обращается к описанию человеческой индивидуальности, в поздних произведениях на передний план выходит описание собственной личности. Автобиографическое стихотворение «Признание» написано в 1807 г. В нем поэт размышляет о своем литературном пути, подчеркивая достижения и промахи.

Основной темой произведения можно назвать подведение автором итогов своей творческой деятельности. Представляя себя героем стихотворения, Гавриил Романович будто со стороны дает себе оценку как поэту. Он вспоминает о том, как формировались его многолетние поэтические труды. Проводит сравнение себя с людьми, окружавшими его по жизни. Оценивает личную нравственную позицию.

Самыми ценными качествами в себе и других Державин признает чистоту сердца и ум. Презирает высокомерие и притворство. Свою точку зрения он считает правильной и справедливой, не сожалеет о том, как провел жизнь, не скрывая, что не всегда был безупречен в поступках. Поэт осознает совершенные ошибки: чрезмерное увлечение светской жизнью и женским полом, предлагая «бросить в него камень» тому, кто не подвержен человеческим слабостям. Державин считает, что не существует людей без недостатков, но каждый должен стремиться жить «по совести», без притворства, чтобы не было стыдно потом. Герой произведения прошел трудный путь, сумев сохранить свой дух, поднимаясь после каждого падения, и уверен, что его не в чем упрекнуть.

Державин определяет себя поэтом, творящем ради отчизны, обязанным увековечить для потомков образы достойных правителей. Он не восхвалял их высокое положение в обществе, а восхищался добрыми поступками, сделанными для народа. Осмеливался он также и обличать некоторых из них, говоря, при этом, от лица всего государства, высказывая недовольство масс и давая наставления. Будучи придворным поэтом, Державин сумел сделать выдающуюся политическую карьеру, в отличие от многих, имея возможность без страха говорить то, о чем думает.

Жанр стихотворения – философская лирика, душевная и искренняя беседа лирического героя с читателями.

Стих состоит из одной строфы, включающей тридцать две строки, размер – двустопный хорей.

Необычным для привычного классицизма в произведении является сочетание словоформ высокого и низкого стилей: «брякнуть правду», «саном надуваться», «вельможа».

  1. Метафоры – «сам был света обольщен».
  2. Эпитеты – «важным», «властным», «громким», «беспристрастным».
  3. Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

«Признание» – откровение поэта перед читателями и самим собой, без выдумок и притворства. Державин подводит итоги своей литературной и политической деятельности. Делится личными воспоминаниями и наблюдениями, объясняет поступки и нравственную позицию.