Изложение на тему связанные корни. Педразвитие. Чтение и пересказ текста по частям. Всему

Нетесова Ольга Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Козьмодемьяновская СОШ
Населённый пункт: Амурская область с. Козьмодемьяновка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: : Обучающее изложение научного стиля речи «связанные корни».
Дата публикации: 24.10.2018
Раздел: среднее образование

Тип урока: развитие речи.

Тема урока: Обучающее изложение научного стиля речи «связанные корни».

Цель урока: Подготовка к изложению.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать культуры речи обучающихся.

Обучающая: повторить и закрепить представление о научном стиле речи, его целях, особенностях и сферах употребления.

Развивающая: развивать связную и письменную речь учащихся.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

Ход урока

Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.Оргмомент

(2 минуты)

(Сигнал презентации: знак щелчка - Слайд *)

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний

урок принесет нам всем радость общения. Сегодня

на уроке, ребята, вас ожидает много интересных

заданий, новых открытий, а помощниками вам

будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли

готово к уроку?

На предыдущем уроке вы все были поделены на

группы, Обратите внимание: я раздала вам файлы с

рабочими материалами для урока.

Приветствуют учителя и

друг друга.

Проверяют готовность к

Личностные, регулятивные:

Умение мобилизовать свои личностные

качества и ученические способности к

обучению в ситуации «начало

деятельности»;

2. Введение в тему,

целеполагание и

мотивация.

Актуализация

(фронтальная и

индивидуальная

работа, частично-

поисковый метод

обучения).

Запишите в план – карту тему урока. «Обучающее

изложение научного текста «Связанные корни».

Перед вами таблица в плане – карте урока.

Сформулируйте задачи нашего урока, сопоставив

цели с результатом деятельности.

Проверим.

Формулирование темы и

задач урока.

Личностные, регулятивные:

Установление целевых приоритетов;

Самостоятельный анализ условий

достижения цели на основе учета

выделенных учителем ориентиров

действия в новом учебном материале.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели;

Формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Умение обосновывать и доказывать

собственное мнение;

Слушать и вступать в диалог;

Участвовать в обсуждении проблем;

Содействовать тем, от кого зависит

достижение целей.

Запись числа и темы.

3. Углубление

Сравнение двух

текстов, работа с

таблицей

(фронтальная

работа, работа в

объяснительно-

иллюстративный,

частично-

поисковый

методы обучения).

Слайд Работа в парах.

Сравните два текста:

Жила – была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто

её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели.

Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе.

Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь

белка никуда от них не уходила.

Белка обыкновенная – типично древесное животное.

Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с

дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост

она использует в качестве руля при прыжке.

Назовите сходство и различие этих двух текстов.

Текст № 1

Текст № 2

Показать, как

рождения бельчат

Рассказать о белке, как древесном

животном

Художественный

Как вы догадались, что второй текст научного стиля?

Докажите что второй текст научного стиля.

Найти сходства и различия

Личностно-регулятивные:

Готовность к самообразованию;

Определение последовательности

промежуточных целей с учётом

конечного результата. Познавательные:

Умение структурировать текст;

Выбор вида чтения в зависимости от

поставленной цели;

Определение основной и

второстепенной информации;

Уяснение сущности исследовательской

работы как показателя успешности

учебной деятельности.

Для чего мы с вами вспомнили признаки научного

стиля речи?

Физминутка

Технология

Здоровьесбережен

(1 минута)

Для того чтобы настроиться на плодотворную

работу, надо зарядиться положительной энергией – в

этом поможет нам физминутка.

Распределяемся на группы. Берем все свои

материалы рабочие.

Выполняют движения под

музыку на слайдах

6. Применение

знаний и умений

проверка

уровня их

усвоения

(групповая работа

(20 минут= 10 мин.

(групповая работа)

10мин. (отчет о

работе в групах))

А теперь приступим к работе над изложением.

Изложение – это….

Познакомьтесь с памяткой написания изложения.

Работа над текстом изложения.

У вас у каждого в карте – плане есть таблица,

которую в ходе работы вы должны заполнить.,

ответив на вопросы. Вопросы в приложении №2

Учитель читает текст. Текст у вас есть в

приложении № 1.

Общий вопрос для всех: определите тему текста,

запишите в план работы.

Сколько микротем в этом тексте? Определите их.

Запишите в план – карту.

Работа в группах.

1 группа: определить стиль текста.

2 группа: определить функцию речи.

3 группа: определить, кому адресован текст.

Общие вопросы всем:

Сообщается ли читателям, кто совершает действие.

Определите тип речи.

Составление плана текста. Работают вместе все.

План.

1 .Корень – обязательная часть слова.

2. Так бывает не всегда.

Работают в группах по

предложенным заданиям,

используя памятку

«Подготовка к свободному

изложению?».

От каждой группы

ответственный читает

получившуюся часть

Личностно-регулятивные:

Умение составлять алгоритмы решения

практической задачи;

Закрепление навыков работы по

алгоритмам;

Формирование умений редактировать

текст ответа;

Умение осуществлять рефлексию

своей деятельности и своего поведения

в процессе учебного занятия и

корректировать их. Коммуникативные:

Установление рабочих отношений,

эффективного сотрудничества;

Интеграция в группу (пару)

сверстников и построение

продуктивного взаимодействия со

сверстниками и взрослым в условиях

решения предметной задачи.

3. Глаголы обуть и разуть

Запишите в план – карту.

Работа над ключевыми словами.

Задание по группам.

Работают по группам.

1группа:

1 часть: корень, основное значение,

сравним дом и домик;

2 группа

2 часть: бывает не всегда;

3 группа

3 часть: глаголы обуть и разуть,

приставки, показатель инфинитива,

остаток после вычленения, не

употребляется, связанные корни.

Запишите в план – карту.

Чтение и пересказ текста по частям. Всему

классу.

Работа над написанием чернового

варианта в плане – карте.

7.Информация

о домашнем

Дома напишите свободное изложение.

Уточняют и записывают

домашнее задание.

Личностно-регулятивные:

Умение самостоятельного

контролировать свое время и управлять

Формирование умения самоанализа

результатов и самооценки готовности к

выполнению заданий разного уровня

сложности

Познавательные:

Создавать и преобразовывать

предметной задачи (написания

свободного изложения,

составления плана, оформления

результатов исследования по типу

речи рассуждение).

Коммуникативные:

В процессе коммуникации точно,

последовательно и полно

передавать партнеру необходимую

информацию как ориентир для

построения действия.

8. Рефлексия

- Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Каждая группа заполняет

карты-самооценки.

Отвечают на вопросы.

Сигналят

Личностно-регулятивные:

Формировать программу личных

достижений, преодоления проблемных

зон в знаниях и способах деятельности

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом‑ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при‑бежать . (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть . На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об‑ (вариант приставки о ) и раз‑ (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть ), показатель инфинитива ‑ть . Где же корень? Корень ‑ у‑ . Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

В словах теленок , жеребенок корни связаны суффиксом ‑онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр - [тигр"‑онок], слон - [слон"‑онок], волк - [волч"‑онок]).

Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень ‑ у‑ . Вот еще примеры: отнять - отнимать , поднять - поднимать , снять - снимать , принять - принимать . В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (‑ня‑ в сов. в., ‑ним‑ в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами , имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во‑нз‑и‑ть , про‑нз‑и‑ть (сравним: во‑ткнуть , проткнуть ), добав‑и‑ть , от‑бав‑и-ть (сравним: до‑ли‑ть , отли‑ть ); от‑верг‑ну‑ть , в‑верг‑ну‑ть (от‑кинуть , от‑бросить , в‑ставить ). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:

1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями ‑ верг‑ и ‑ ня‑ . В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять, поднять, разнять и др.; ‑н‑ - вставной звук между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.

2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: эго‑изм, эго‑ист; туризм, тур‑ист; изол‑ирова‑ть, изол‑яци‑я , [изол‑атор ].