Изложение на тему связанные корни. Педразвитие. Чтение и пересказ текста по частям. Всему
Нетесова Ольга Ивановна
Должность:
Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение:
МОУ Козьмодемьяновская СОШ
Населённый пункт:
Амурская область с. Козьмодемьяновка
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
: Обучающее изложение научного стиля речи «связанные корни».
Дата публикации:
24.10.2018
Раздел:
среднее образование
Тип урока: развитие речи.
Тема урока: Обучающее изложение научного стиля речи «связанные корни».
Цель урока: Подготовка к изложению.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитывать культуры речи обучающихся.
Обучающая: повторить и закрепить представление о научном стиле речи, его целях, особенностях и сферах употребления.
Развивающая: развивать связную и письменную речь учащихся.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока*
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
Ход урока
Этапы, время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Оргмомент
(2 минуты)
(Сигнал презентации: знак щелчка - Слайд *)
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята!
Садитесь.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний
урок принесет нам всем радость общения. Сегодня
на уроке, ребята, вас ожидает много интересных
заданий, новых открытий, а помощниками вам
будут: внимание, находчивость, смекалка.
Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли
готово к уроку?
На предыдущем уроке вы все были поделены на
группы, Обратите внимание: я раздала вам файлы с
рабочими материалами для урока.
Приветствуют учителя и
друг друга.
Проверяют готовность к
Личностные, регулятивные:
Умение мобилизовать свои личностные
качества и ученические способности к
обучению в ситуации «начало
деятельности»;
2. Введение в тему,
целеполагание и
мотивация.
Актуализация
(фронтальная и
индивидуальная
работа, частично-
поисковый метод
обучения).
Запишите в план – карту тему урока. «Обучающее
изложение научного текста «Связанные корни».
Перед вами таблица в плане – карте урока.
Сформулируйте задачи нашего урока, сопоставив
цели с результатом деятельности.
Проверим.
Формулирование темы и
задач урока.
Личностные, регулятивные:
Установление целевых приоритетов;
Самостоятельный анализ условий
достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели;
Формулирование проблемы.
Коммуникативные:
Умение обосновывать и доказывать
собственное мнение;
Слушать и вступать в диалог;
Участвовать в обсуждении проблем;
Содействовать тем, от кого зависит
достижение целей.
Запись числа и темы.
3. Углубление
Сравнение двух
текстов, работа с
таблицей
(фронтальная
работа, работа в
объяснительно-
иллюстративный,
частично-
поисковый
методы обучения).
Слайд Работа в парах.
Сравните два текста:
Жила – была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто
её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели.
Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе.
Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь
белка никуда от них не уходила.
Белка обыкновенная – типично древесное животное.
Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с
дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост
она использует в качестве руля при прыжке.
Назовите сходство и различие этих двух текстов.
Текст № 1
Текст № 2
Показать, как
рождения бельчат
Рассказать о белке, как древесном
животном
Художественный
Как вы догадались, что второй текст научного стиля?
Докажите что второй текст научного стиля.
Найти сходства и различия
Личностно-регулятивные:
Готовность к самообразованию;
Определение последовательности
промежуточных целей с учётом
конечного результата. Познавательные:
Умение структурировать текст;
Выбор вида чтения в зависимости от
поставленной цели;
Определение основной и
второстепенной информации;
Уяснение сущности исследовательской
работы как показателя успешности
учебной деятельности.
Для чего мы с вами вспомнили признаки научного
стиля речи?
Физминутка
Технология
Здоровьесбережен
(1 минута)
Для того чтобы настроиться на плодотворную
работу, надо зарядиться положительной энергией – в
этом поможет нам физминутка.
Распределяемся на группы. Берем все свои
материалы рабочие.
Выполняют движения под
музыку на слайдах
6. Применение
знаний и умений
проверка
уровня их
усвоения
(групповая работа
(20 минут= 10 мин.
(групповая работа)
10мин. (отчет о
работе в групах))
А теперь приступим к работе над изложением.
Изложение – это….
Познакомьтесь с памяткой написания изложения.
Работа над текстом изложения.
У вас у каждого в карте – плане есть таблица,
которую в ходе работы вы должны заполнить.,
ответив на вопросы. Вопросы в приложении №2
Учитель читает текст. Текст у вас есть в
приложении № 1.
Общий вопрос для всех: определите тему текста,
запишите в план работы.
Сколько микротем в этом тексте? Определите их.
Запишите в план – карту.
Работа в группах.
1 группа: определить стиль текста.
2 группа: определить функцию речи.
3 группа: определить, кому адресован текст.
Общие вопросы всем:
Сообщается ли читателям, кто совершает действие.
Определите тип речи.
Составление плана текста. Работают вместе все.
План.
1 .Корень – обязательная часть слова.
2. Так бывает не всегда.
Работают в группах по
предложенным заданиям,
используя памятку
«Подготовка к свободному
изложению?».
От каждой группы
ответственный читает
получившуюся часть
Личностно-регулятивные:
Умение составлять алгоритмы решения
практической задачи;
Закрепление навыков работы по
алгоритмам;
Формирование умений редактировать
текст ответа;
Умение осуществлять рефлексию
своей деятельности и своего поведения
в процессе учебного занятия и
корректировать их. Коммуникативные:
Установление рабочих отношений,
эффективного сотрудничества;
Интеграция в группу (пару)
сверстников и построение
продуктивного взаимодействия со
сверстниками и взрослым в условиях
решения предметной задачи.
3. Глаголы обуть и разуть
Запишите в план – карту.
Работа над ключевыми словами.
Задание по группам.
Работают по группам.
1группа:
1 часть: корень, основное значение,
сравним дом и домик;
2 группа
2 часть: бывает не всегда;
3 группа
3 часть: глаголы обуть и разуть,
приставки, показатель инфинитива,
остаток после вычленения, не
употребляется, связанные корни.
Запишите в план – карту.
Чтение и пересказ текста по частям. Всему
классу.
Работа над написанием чернового
варианта в плане – карте.
7.Информация
о домашнем
Дома напишите свободное изложение.
Уточняют и записывают
домашнее задание.
Личностно-регулятивные:
Умение самостоятельного
контролировать свое время и управлять
Формирование умения самоанализа
результатов и самооценки готовности к
выполнению заданий разного уровня
сложности
Познавательные:
Создавать и преобразовывать
предметной задачи (написания
свободного изложения,
составления плана, оформления
результатов исследования по типу
речи рассуждение).
Коммуникативные:
В процессе коммуникации точно,
последовательно и полно
передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для
построения действия.
8. Рефлексия
- Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Каждая группа заполняет
карты-самооценки.
Отвечают на вопросы.
Сигналят
Личностно-регулятивные:
Формировать программу личных
достижений, преодоления проблемных
зон в знаниях и способах деятельности
Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок, жеребенок кории связаны суффиксом -онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр- [тигр"-онок], слон- [слои"-оиок], волк- [волч"-онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного кория является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), добав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, иет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому иет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями -верг- и -ня-. В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять,
поднять, разнять и др.; -н--вставной звук
между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: зго-изм, эго-ист; туризм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, [изол-атор].
Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом‑ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при‑бежать . (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть . На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об‑ (вариант приставки о ) и раз‑ (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть ), показатель инфинитива ‑ть . Где же корень? Корень ‑ у‑ . Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.
В словах теленок , жеребенок корни связаны суффиксом ‑онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр - [тигр"‑онок], слон - [слон"‑онок], волк - [волч"‑онок]).
Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень ‑ у‑ . Вот еще примеры: отнять - отнимать , поднять - поднимать , снять - снимать , принять - принимать . В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (‑ня‑ в сов. в., ‑ним‑ в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.
Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами , имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во‑нз‑и‑ть , про‑нз‑и‑ть (сравним: во‑ткнуть , проткнуть ), добав‑и‑ть , от‑бав‑и-ть (сравним: до‑ли‑ть , отли‑ть ); от‑верг‑ну‑ть , в‑верг‑ну‑ть (от‑кинуть , от‑бросить , в‑ставить ). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.
Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).
С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:
1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями ‑ верг‑ и ‑ ня‑ . В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять, поднять, разнять и др.; ‑н‑ - вставной звук между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.
2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: эго‑изм, эго‑ист; туризм, тур‑ист; изол‑ирова‑ть, изол‑яци‑я , [изол‑атор ].