История костёла в Несвиже. История и реальность несвижа Радзивиллы горбатый гроб

История

Первое упоминание о Несвиже встречается в русских летописях в XIII веке, когда рассказывается о том, что князь Юрий Несвижский принимал участие в битве на Калке (1223). Умирая от ран, он дал поручение своему слуге – добраться до Несвижа и сообщить жене и всем приближенным, как погиб князь. Когда слуга выбирался с поля битвы, его пронзила стрела – в самое сердце, но он все равно добрался до княжьего замка и принес с собой трагическую весть о гибели князя и приходе на Русь татар. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. при условии, что они служат князю. Правда, уже в 80е гг. прошлого века ученые доказали, что город и замок появились здесь не ранее XV века. Таким образом, первым письменным упоминанием о городе теперь считается 1446 год, когда в летописи рассказывается о передаче местечка Несвиж великим князем литовским Казимиром Миколаю Яну Немировичу.

В 1492 г. Несвиж переходит во владение белорусскому магнату Петру Кишке, а в 1513 г., когда его дочь Анна становится женой Яна Радзивилла, город в составе ее приданого становится владением Радзивиллов. В 1547 году сын Анны и Яна – Николай Радзивилл Чёрный – становится князем Священной Римской империи и делает своей резиденцией именно Несвиж. Чтобы не допустить более передачи своих владений «по кудели» (в составе приданого), он устанавливает право майората – титул, земли и все богатство переходят старшему сыну. Остальные отпрыски мужского пола должны были либо уйти в монастырь, либо стать рыцарями в войске какого-нибудь короля. Именно благодаря этому Несвиж оставался владением Радзивиллов до 1939 г.

Памятник Симеону Будному-первопечатнику из Несвижа

Типография

Расцвет Несвижа связывают с именем князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Наследник огромного состояния, он мог бы провести жизнь праздно, но он путешествует по Европе и Ближнему Востоку, и даже пишет путевые заметки об увиденном. Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла. В Несвиже при нем открываются школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском языке. Чуть позже именно здесь возникает первый белорусский театр, а еще в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

«Город, получивший магдебургский привилей («право Саское Магдебургское»), отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон.

Внутрь попадали через пятеро ворот-брам: Слуцкую, Клецкую, Виленскую, Мирскую и Замковую. Городскую фортификацию окружал водяной ров, соединявшийся с рекой Ушой. Перед каждой брамой имелся подъемный мост. Не последнее место в обороне Несвижа занимали 4 каменных кляштора -- бенедиктинский, иезуитский, бернардинский и доминиканский с комплексами построек, поставленные в тактически важных и выгодных местах. Они закрывали прямую дорогу к замку и были серьезным препятствием на пути противника. Водяной ров вокруг города выполнял еще одну функцию: он был зарыблен и превратился практически в рыбий питомник. Однако ловить рыбу мещанам запрещалось. Радзивиллы приказывали строго следить за этим поручику или цейхгварту, уполномочив их отнимать сети у горожан».
М. А. Ткачев «Замки Беларуси»

Во время русско-польской войны замок выдержал две длительных осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 гг. В 1706 г. Несвиж, как и близлежащий Мир, разграбляют шведские войска. Через 15 лет его восстанавливают, возводя также дворцовую часовню, тогда-то он и приобрел тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В 1764 и 1768 гг. сюда вторгаются русские войска, в 1792 г. замок-таки берут приступом русские отряды, а после раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской Империи. В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего вокруг замка разбили несколько парков (общая площадь паркового комплекса составляет 90 гектаров). В 1921 г. Несвиж входит в состав Польши, в 1939 г. - в состав Белоруссии, в 1941-1944 гг. находится под фашистской оккупацией. Во время СССР во дворце размещался санаторий КГБ, в 2002 г. в замке случился пожар, уничтоживший большую его часть. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, которые обещают закончить к 2010 г.

Замок, фарный костел и городская застройка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок

Согласно плите над входом в замок, замок был закончен 7 мая 1583 года. Повторю, что раньше на этом месте стояла деревянная усадьба, новую же крепость в камне строил итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Сдается мне, что князь Радзивилл настолько был впечатлен итальянскими образцами стиля, что решил построить в Несвиже нечто подобное, для чего и привез архитектора из Италии. Кроме крепостных стен и башен, расположенный на полуострове замок окружали рвы и валы, и даже сейчас заметно, какими внушительными они были в те времена. Реку Ушу запирала плотина, таким образом, уровень воды во рву можно было регулировать. Той дороги по дамбе, по которой мы шли к замку от костела, тогда не существовало – через озеро был перекинут длинный деревянный мост, который в считанные минуты разбирался. Второй мост был перекинут через оборонительный замковый ров. Эта система очень живо напомнила мне замок в чешском городке Тржебонь и его систему прудов – строилось-то все примерно в одно время.

В плане замок имел форму четырехугольника 170*120 м, окруженного высоким земляным валом с бастионами по углам. За облицованными камнем валами были окопы, стрелковые ячейки, поверху бруствера шла дорожка. Со стороны двора брустверная линия огня защищалась еще одной каменной стеной. Таким образом, Несвижский замок стал родоначальником нового типа бастионных укреплений в Белоруссии - так называемой «новоитальянской системы». Ранее, чем где-либо в Белоруссии, в Несвиже была создана литейная пушечная мастерская -- людвисарня. Уже в 1576 г. здесь отлили первую партию из семи пушек -- «подделков», стрелявших 2-фунтовыми ядрами. В 1598 г. здесь отлили колокола для Несвижского и Мирского замков (они прослужили замкам по 300 лет каждый). В 1785 г. в замке насчитывалось 66 пушек собственного производства. Неудивительно, что Несвижский замок выдержал столько осад!

Просторный замковый двор окружали три здания. Напротив въездных ворот высился главный корпус с княжескими палатами. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав к настоящему времени замкнутый парадный двор. По углам замка возвышаются милые 8-гранные башенки. Кроме большого парадного двора, в замке существуют еще два маленьких – хозяйственный (конный) и интимный. Конный двор располагался в южной части замка, когда в валах были устроены конюшни. Третий двор прячется в строениях и пользовался им только сам хозяин - он сообщался с внешним миром секретными переходами. Рассказывают, что эти подземные ходы ведут к фарному костелу и к Мирскому замку.

С XVI по XX вв. Радзивиллы собирали в замке огромную библиотеку на 20 тыс. томов, уникальный архив со старинными документами (здесь хранились практически все акты Великого княжества Литовского, начиная со времен Ягайлы, собственноручно писанные письма европейских монархов), картинную галерею (около тысячи полотен), коллекцию оружия, слуцкие пояса (тканые из золота, ими можно было обернуться с ног до головы), молчу про такие мелочи, как мебель из драгоценных пород дерева, коллекции монет, гобелены, шпалеры, фамильные драгоценности и сервизы лучших фарфоровых фабрик мира. Гид с воодушевлением рассказывала нам о том, как еще в XIX г. в окрестных деревнях находили золотые кирасы, из которых кормили свиней, или супницы майсенского фарфора, используемые для хозяйственных нужд пейзан. Библиотека, к слову сказать, частично хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Как водится, все это великолепие легло в основу о легендах о кладе Радзивиллов, который Доминик Радзивилл, перешедший на сторону французов, не успел вывезти из замковых подвалов. Якобы доверенный слуга спрятал сокровища где-то в подземных ходах, а сам сгинул во время наполеоновского нашествия. Охотники за сокровищами разрыли парк Альба, некогда окружавший замок, и даже во время Второй мировой фашисты отрядили сюда саперную роту, чтобы докопаться до клада – но безуспешно. Сдается мне, что ничего и не найдут: книги и часть архивов, как мы уже выяснили, были отправлены в Россию, картины, мебель и драгоценности с сервизами запросто могли разграбить как русские войска, так и жители окрестных деревень, а знаменитые золотые и серебряные слитки, из которых были выложены штабеля в княжеской сокровищнице, как мне кажется – из ряда замковых легенд – хозяева к тому времени наверняка держали свои капиталы не в слитках, а в европейских банках. На что-то же живут отпрыски Радзивиллов в Лондоне и Париже по сей день:)

Как всякий уважающий себя замок, Несвижкий имеет свое привидение – Черную Даму, это дух Барбары Радзивилл, жены короля Речи Посполитой Сигизмунда Августа, отравленной матерью короля, Боной Сфорца

то наверняка видели чудотворный образ Богоматери над Мядининскими воротами – считается, что рисовали образ с Барбары Радзивилл). Король настолько печалился, что пытался вызвать дух Барбары (произошло это в Кракове ,

в одном из домов на Рыночной площади), а когда призрак явился, пытался его обнять, что было строжайше запрещено. С тех пор привидение бродит среди дорогих ее сердцу мест – по фамильному замку.

Несмотря на то, что экспозиция внутри замка очень бедненькая (все новодельное), за вход берут 3000 рублей – наверное, на дальнейший ремонт собирают. Если не хотите идти в замок, можно погулять по парку – это бесплатно, разве только у входа или где-нибудь на аллейке вас не встретит паренек с чумазым носом на велосипеде, который предложит вам рассказать легенду о замке и показать «камень желаний» - разумеется, не бесплатно. Камень, который на самом деле «закладной» - с него началось некогда строительство замка, отчего-то трансформировался (не без участия местных жителей, вероятно) в камень, при прикосновении к которому исполняются желания. Не бесплатно: под камень «положено» совать деньги, которые шустрые пареньки собирают, едва группа отходит на пять метров.

Парки очень приятные, хотя посмотрели мы небольшую часть их непосредственно у замка. Интересен памятник любимой борзой князя, не раз спасавшей ему жизнь на охоте и погребенной под этим самым камнем, на котором стоит ее изображение.

Неподалеку на камне сидит русалочка, а вдалеке виднеется и сама Черная дама.

Указав на одну из аллей, наша гид рассказала, что некогда был Невижский меридиан (мол, чем мы хуже Гринвича или Парижа), и аллея посажена как раз вдоль него.

На подходе к замку имеется небольшая аллея главных действующих лиц в истории Несвижа – в том числе Джованни Бернадони, Николая Радзивилла Сиротки и Юрия Несвижского.

Город

Хотя в городке со времен Радзивиллов мало что осталось, уделить ему полчаса все же стоит. По планировке Несвиж до сих пор напоминает квадрат, в центре города имеется просторная площадь с Ратушей и торговыми рядами, куда сходятся все улицы. Ратуша была построена в Несвиже вскоре после обретения им магдебургского права (1586) и неплохо сохранилась по сей день. Тогда в ней располагались кабинет бургомистра, магистрат, канцелярия, зал суда, казна и архив, а в XVII в. рядом построили торговые ряды. Через дорогу стоит здание библиотеки, т.н. «Дом на рынке» (1721) – с барочным «волнистым» фасадом. На месте кинотеатра когда-то был расположен доминиканский монастырь (1672).

Ближе к озеру еще сохранился женский монастырь бенедиктинок (1596), возведенный на средства Николая Сиротки и его супруги Елизаветы Вишневецкой. Сейчас от всего комплекса сохранились только трехъярусная башня (XVIII в.) и корпус келий, где сейчас размещен педагогический колледж. Говорят, здесь до сих пор бродит собственное приведение - это Черная Монашка, наказанная вечным скитанием за свои прегрешения.

На берегу озера стоит Слуцкая брама (1760) - единственные дошедшие до наших времен несвижские ворота. Когда-то вправо и влево уходили высокие крепостные валы, делавшие из города настоящую крепость, а брам было 5. Название ворота получили от Слуцкого тракта. На гравюре с изображением Несвижа, датированной началом XVII в., на месте брамы изображена укрепленная башня. В 1760 г. башню перестроили в барочном стиле. На первом этаже брамы располагались помещения для стражи, во втором - часовня.

Фарный костел

«Во второй половине XVI в. Радзивиллы, Ходкевичи, Воловичи, Сапеги и прочие магнаты стали переходить из католичества в протестантство – с прицелом на то, чтобы секуляризировать церковные земли, то бишь прибрать их к своим рукам. Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный (прямо Семен Буденный), получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Однако церковники не сдались просто так, ксензды и члены монашеских орденов развернули масштабную идеологическую борьбу за умы магнатов, увенчавшуюся успехом. Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка стал скупать кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их». (с) Глеб, По следам Великого княжества Литовского

Как символ возвращения Радзивиллов в лоно католической церкви, Николай Сиротка заказывает Джованни Бернадони иезуитский костел. В 1593 г. в Несвиже появляется барочная церковь по образу и подобию главного иезуитского храма – римской Иль Джезу (1584). Считается, что это был первый на территории Речи Посполитой храм в стиле барокко.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» - гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Храм – как будто символ веры Радзивиллов: боковые алтари вот-вот упадут, но нет – их поддерживают ангелы. А с левой стороны, у самого спуска в крипту, обратите внимание на серый надгробный памятник Сиротке: на могилах рыцарей той эпохи было принято изображать рыцаря в полном боевом облачении, с оружием, Николай Сиротка же изображен на плите коленопреклоненным, в одеянии пилигрима, с походом и с широкополой шляпой за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом - длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, возлюбленная Сиротки - по легенде, ее похоронили заживо - в состоянии летаргического сна – эту историю очень любят рассказывать гиды, возбужденно размахивая руками. Главное украшение костела – это его роспись (считается, что автором росписи, художником Х.Г.Хески использовались для работы композиционные схемы Рубенса). Говорят, можно уговорить органистку, чтобы та пропустила вас наверх на хоры или даже показала, как пользоваться органом, но это, кажется, из разряда баек.

Крипта

А вот проникнуть в недоступную крипту под костелом все-таки можно: когда мы осматривали росписи, в костеле еще была служба, после которой вход закрыли. Одна из девушек в нашей группе так сильно переживала о том, что не удалось увидеть крипту, что я рассказала ей о статье , прочитанной мной до приезда сюда – как одна из прихожанок, пани Янина Шидловская, пускает в усыпальницу туристов за плату в 1500 рублей с человека. Девушка взялась за дело активно, и после осмотра группой замка буквально притащила нам эту пани, которая, увидев, что группа большая (было нас человек 20), да еще две группы тоже изъявили желание, сообщила, что возьмет по 1000 рублей с человека, мол, соберите. Правда, к деньгам она даже не прикоснулась, велев запихнуть их в коробку для пожертвований.

Итак, фамильная усыпальница князей Радзивиллов представляет собой темный подвал, где рядами стоят простые деревянные гробы (внутри они металлические), общим количеством 78 или 79. Первым здесь был похоронен сам Николай Сиротка в 1616 году, от него же передавался из поколения в поколение рецепт бальзамирования трупов, привезенный им из путешествия по Востоку. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями – сделано это не для того, чтобы не выпустить призраков (как многие рассказывают), а для того, чтобы те же туристы (несколько гробов стоит не за решеткой, а прямо под окошком в подвале) не лезли вовнутрь, или искатели приключений не вскрывали гробы в поисках ключа к кладу (такие случаи тоже были). Последнее захоронение в склепе состоялось в 1999 году – сюда привезли Антония Радзивилла, умершего в Лондоне (это его гроб стоит под окошком). Как утверждала наша гид, это третье по величине семейное захоронение в Европе, после усыпальниц Валуа и Габсбургов (правда, на наш вопрос, не в Сен-Дени ли Валуа, и какие Габсбурги имеются в виду – в или , дама затруднилась с ответом).

1) Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм и первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

2) Костёл Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584-1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.

3) Сам Джованни (Ян) Мария Бернардони (Gian Maria Bernardoni; 1541-1605) был монахом-иезуитом, ставшим первым архитектором стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском. Он родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. Стройкой руководил известный в Италии архитектор, инспектор построек ордена (consiliarius aedificorum) Дж. Тристана.

4) С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо. Главный викарий провинции писал о нём генералу ордена: «Мы радуемся, что Бог осчастливил нас, дав мастера, который был так необходим в помощь отцу Джованни».
Затем Бернардони работает архитектором в Сардинии. Именно им в Кальяри в конце 1578 года была заложена церковь св. Михаила.
В 1583 году Бернардони по приказу ордена отправляется в Великое княжество Литовское. Князь Николай Радзивил Сиротка давно уже просил у ордена архитектора. Однако доехать к месту нового назначения ему не удалось. По дороге Бернардони был перехвачен в Люблине ректором тамошнего иезуитского коллегиума Христофором Варшевицким, весьма влиятельным в Польше. В Люблине Бернардони провёл три года, выполнив проекты люблинского коллегиума и костёлов для Познани, Калиш, проект восстановления после пожара храма бригитток в Гданьске.

5) После настойчивых напоминаний князя Радзивилла ордену об архитекторе, в 1586 году Бернардони приезжает в Несвиж и остается здесь на 13 лет. Задачей архитектора стало строительство костёла иезуитов. Его надо было и проектировать, и строить. Прототипом костёла стал главный орденский храм иезуитов в Риме.
Работы в Несвиже продвигались быстро, хотя перед Бернардони стояла непростая задача: кроме необходимости придерживаться во внешнем виде новой постройки принятого иезуитами образца, нужно было считаться также с пожеланиями князя Радзивилла Сиротки. Кроме того, храм строился ещё и как усыпальница Радзивиллов. Многоплановое назначение костёла требовало точной выверки его проекта. В нём были заложены, например, четыре лестницы, чтобы обеспечить обособленный путь к ложам и хорам для членов княжеской семьи, священников, учеников коллегиума и прихожан. Были заложены также два отдельных входа в крипты-подземелья, где в разных их частях помещались гробы князей, монахов и именитых прихожан.

6) В ноябре 1593 года строительство костёла было закончено и 1 ноября этого года состоялось первое богослужение.
Костёл иезуитов в Несвиже считается 1 постройкой на территории Речи Посполитой в стиле барокко только потому, что он был закончен быстрее, чем другие, заложенные значительно раньше. Это произошло благодаря исключительной заинтересованности Радзивилла, не допускавшего перебоев на стройке, который своевременно давал деньги и добавив, в конце концов, сумму свыше ранее оговорённой.

7) По окончании своих работ в Несвиже Бернардони в 1599 году уезжает в Краков на строительство костёла свв. Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальваре Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно.
Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.
Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони.

8) С внутренним интерьером исключительно повезло, так как смотритель костёла не разрешала снимать и зорко следила за людьми с фотоаппаратом наперевес. Пришлось хитрить.
Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей - средства архитектурной пластики.
Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 гг. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

9) Сам Фарный костёл - трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная - св. Троицы, южная - св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.

Я уже упоминал, что сейчас нахожусь в Минске в рамках замечательного блогерского слета — #нефорум2015. Про сам город, про Мирский замок и Несвижский замок расскажу чуть позже, а сейчас хочу показать вам третью по крупности усыпальницу в мире (после Бурбонов и Габсбургов). Понимаю, что это как то подход с конца ко всей истории жизни и смерти рода Радзивилов, но все же.

Вот то сообщают нам исторические источники: сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла­годарить Радзивиллов. Эта фамилия будет гром­ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века. Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе.

Про Радзивиллов мы еще поговорим подробнее, а теперь ближе к усыпальнице …

Фото 2.

Костел Божьего Тела (Фарный костел) является большой святыней для семьи Радзивиллов.

19 августа 1584 года Сиротка (прозвище одного из князей Радзивиллов) подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход­ская святыня, строительство кото­рой началось еще в 1583 году на мес­те деревянного храма, была пере­дана иезуитам. Было решено пере­строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо­жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по­стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест­вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.

Фото 3.

Говоря об архитектурном ас­пекте, нельзя обойти феноменаль­ную личность архитектора Джован­ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от­правился в паломничество в Еги­пет, Святую Землю и Италию. Уви­дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху­же. Для этого в Риме Сиротка при­глашает приехать в Несвиж моло­дого архитектора-иезуита Бернар­дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот­кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли­тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь­ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку… посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три­виально говоря, одна и та же исто­рия. Отцы-иезуиты в один голос го­ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар­дони оставил в память о себе не­сколько прекрасных костелов. По­следнюю - перед Несвижем - оста­новку Джованни сделал уже в Грод­но, на территории Беларуси. Ко­роль Стефан Баторий также угово­рил архитектора «построить кос­тел» - который известен нам как ка­менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма­рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Фото 4.

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы­шенный каменный храм, прототи­пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го­дах, она задала мотив для последу­ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по­строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на­ших земель в то время. Перед косте­лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са­ма по себе прекрасным памятни­ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят­но, построил храмы в Вильне, Но­вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами… Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра­вился в Краков, где построил… точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели­кий теолог Петр Скарга, отличает­ся от Несвижского разве что деко­ром… Тамже, в Кракове, Бернардо­ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики… Интересный и малоиз­вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар­дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио…

Фото 5.

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто­роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер­ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте­рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен­ные алтари и надгробья. Всю вто­рую половину XVII века храм про­стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш­табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте­ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз­даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра­вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Фото 6.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз­вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо­литься. Внутреннее убранство хра­ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не­изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон­ны и арки под самым куполом хра­ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва­ешься, что они всего лишь нарисо­ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы­полнено!.. В главном алтаре поме­щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп­ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при­ложения. Кстати, создан этот об­раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери­ем - придворными художниками Радзивиллов.

Фото 7.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна­тий» и «Святой Франциск Ксаве­рий». Краски всех фресок обнов­лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо­ты по отделке храма были законче­ны, его уже называли «чудом све­та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Фото 8.

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове­ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре­менным, логичным было появле­ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са­мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото­му не были широко распростра­нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре­мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем­лю. За спиной Сиротки - изобра­жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь…» (Кста­ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

Фото 9.

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко­торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос­ка Эдварду Войниловичу, боль­шому другу Радзивиллов, основа­телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото­рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре­мя войны и от разрушения в совет­ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож­но смело назвать одним из выда­ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре­мени.

Фото 10.

Фото 11.

Обратите внимание на роспись купола. Видите там ниши, в которых стоят скульптуры? А ведь их там нет. Это такая роспись. И кстати, вон тот заборчик наверху не огораживает какую либо дорожку там. Он стоит вплотную к стене купола. А ведь кажется, что там можно прогуляться.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Это бюст сына Сиротки, который умер в молодости от какой то болезни. Бюст заказывали в Италии.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Как мы уже узнали, семейная усыпальница Радзивиллов в крип­те костела Божьего Тела стала тре­тьей по величине семейной усы­пальницей в Европе. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка. Год его смерти запомнить легко - ве­ликий Радзивилл умер в один год с Шекспиром - в 1616-м. Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы. Сиротка и вправду почил в своем плаще пи­лигрима - символе знакового пу­тешествия по Святой Земле. Гроб князя несли от замка к костелу ни­щие со всей округи. А вот второе правило нарушил… сам же Сирот­ка! Дело в том, что следующим человеком, почившим в крипте, стал… верный слуга Сиротки, со­провождавший его во всех путе­шествиях…

Фото 20.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Согласно другой, романтической, во время очередной угрозы усы­пальнице под ней был сооружен еще один этаж, где и была замурована часть гробов. И сегодня туристы, исследователи и историки, оказавшись в усыпальнице, все с одинаковым азартом топают ногами в надежде обнару­жить гулкую пустоту под полом, которую порой якобы даже ощущают…

Фото 21.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена… 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл.

А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил… вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Фото 22.

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти…

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев… кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают… намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Фото 23.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

За четыре века исследования в крипте проводились лишь дважды. Первый раз — в 1905 году, по инициативе самих Радзивиллов. Тогда все гробы, многие из которых к этому времени истлели, были помещены в новые, березовые. Каждый гроб был перевязан железной проволокой и опломбирован свинцовой пломбой с оттиском радзивилловского герба.

Второй раз этой идеей заинтересовались в 1953 году когда умер Сталин. Возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения…

В 1971 году, когда уже давно был развенчан культ Сталина, и о подобных вещах можно было осторожно говорить вслух, материалы экспедиции в Несвиж были опубликованы в прессе. Однако даже дата ее приезда была сознательно искажена: чтобы исследование не связывали со смертью тирана, дата была обозначена как 1951 год.

Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана — 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Фото 24.

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани…

Фото 25.

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.

Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до опреде­ленного момента, пока газы не создавали предельного давления, при ко­тором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет*спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло мож­но было увидеть лицо покойника. Тогда же, в 1953 году, ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов - у них уже был печальный опыт, когда при вскрытии гроба с композитором Николаем Рубинштей­ном, привезенным из Парижа, тело рассыпалось буквально на глазах…

В результате комиссия пришла к выводу, что никакого сверхъ­естественного секрета не существует - врачи опирались на опыт и зна­ния, вполне доступные в то время.

Фото 26.

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника — без особенной обработки — просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Фото 27.

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода женился на племяннице Джона Кеннеди, 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать — пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Фото 28.

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах — дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики — это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Фото 29.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой — в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Фото 30.

Мумии Радзивилов — не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Фото 31.

Фото 32.

источники
http://www.ekskursii.by/?place=1229_Nesvizhskij_Farnyj_kostel
http://www.gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=11462
http://niasvizh-kasciol.by/ru/component/tags/tag/34

И еще про усыпальницы мира: вот например и почему . А вот что такое и что это за Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В подземелье Несвижского замка откроется экспозиция, посвященная погребальной культуре рода Радзивиллов. Об этом корреспонденту МЛЫН.BY рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

По словам собеседника, на протяжении двух лет белорусские и литовские специалисты проводили исследовательские работы в крипте под костелом Тела Господня (Фарным) в Несвиже, в которой захоронена семья Радзивиллов. За это время они раскопали более 90 предметов, принадлежавших знаменитому роду.

Радзивилловская крипта

Несвижская крипта — уникальный для Восточной Европы мавзолей представителей одной семьи. Первое известное захоронение здесь состоялось 9 апреля 1616 года, это был Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), основатель замка и костела. Последнее произошло 8 июня 2000 года. Тогда в специальной нише замуровали урну с прахом Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.

Сегодня в усыпальнице насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), две канопы (сосуды с забальзамированными внутренними органами) и одна урна с прахом, замурованная в стене усыпальницы.

За весь ХХ век трижды предпринимались попытки изучения крипты и инвентаризации. В 1905 году, по инициативе Радзивиллов, группа медиков и духовенства обследовала находящиеся здесь саркофаги, заменив пришедшие в негодность новыми. После чего они были оплетены стальной проволокой и опломбированы свинцовыми пломбами с изображением радзивилловского орла и датой «1905». В 1953 году в усыпальнице работала группа советских специалистов-медиков.

— Их цели и задачи до сих пор во многом неясны. По одной из версий, ученые исследовали технологию бальзамирования тел умерших, которую можно было бы применить при захоронении советских вождей (как раз в марте 1953 года умер Иосиф Сталин). Комиссия работала в большой спешке, в результате чего усыпальнице нанесли значительный вред: с многих саркофагов сорвали пломбы, перепутали таблички с именами умерших, поменяли порядок расстановки саркофагов, — рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

В 1999 году белорусские и литовские специалисты провели инвентаризацию и идентифицировали 33 захоронения, остальные атрибутируются как «захоронения неизвестных».

Исследования ХХI века

В 2016 году состоялось несколько визитов литовских специалистов в Несвиж. Они установили, что нынешнее расположение саркофагов не совпадает с надписями на мемориальных таблицах. Перепутаны захоронения мужчин и женщин. В частности, в саркофаге №2, который до сих пор атрибутировался как захоронение Эльжбеты Евфимии Радзивилл (жены Радзивилла Сиротки) оказались не идентифицированные мужские останки. Также были проведены реставрационные работы. В частности - восстановлена печать Папы Римского Бенедикта XIV (1750 г.) на памятной плите у входа в крипту и гербовый картуш с саркофага Констанции Радзивилл-Чудовской (1796–1824).

В саркофаге №1 обнаружили уникальные памятники материальной культуры XVII в. - круглую шапочку и дублет (мужская верхняя одежда). Главной целью работ на раскопках, проведенных в июне 2017 года, стала идентификация отдельных захоронений, анализ их состояния (пол, возраст, патологии, сохранность останков), отбор проб для проведения анализа ДНК и изучение возможности сохранения и реставрации предметов, обнаруженных в саркофагах.

— После тщательного антропологического исследования останки, очищенные от скопившегося за много лет мусора, были соответствующим образом уложены в гробы в анатомическом порядке. После чего саркофаги закрыли, обтянули проволокой и поставили на свои места. Таким образом, специалисты, помимо исследовательской работы, еще благоустроили и упорядочили захоронения, — отмечает Сергей Климов.

Экспонаты будущей выставки

Во всех вскрытых гробах были обнаружены весьма ценные с точки зрения изучения истории вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. Все они были изучены реставраторами. Наиболее значимые решили извлечь из саркофагов и оставить на хранение в фондах музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации и экспонирования.

— Такая практика принята в зарубежных странах (в той же Литве), где в музейные фонды передаются предметы, найденные в захоронениях, семейных мавзолеях. Это позволяет сохранить артефакты и сделать их доступными для изучения специалистами. Для Беларуси, где было уничтожено немало историко-культурных ценностей, этот вопрос приобретает особую актуальность, — считает специалист.

К числу наиболее ценных предметов ученые относят знаки орденов Святого Губерта (захоронение «Скарульского») и Белого Орла (саркофаг Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки), вышитые металлизированной нитью на парадной одежде. Большой интерес также представляет сабля «карабела» (XVII–XVIII вв). Хорошо сохранилась костяная рукоять в форме головы орла с загнутым вниз набалдашником и прямой крестовиной. Сам клинок, к сожалению, распался на несколько фрагментов, сопоставив которые, можно сделать вывод об общей длине и ширине оружия. Обнаружены также фрагменты деревянных ножен, обтянутых черной кожей. Сабля принадлежала великому гетману Михаилу Казимиру Рыбоньке.

В ряде захоронений нашли шкаплеры (скопулярии) - сакраментарии для святых реликвий в виде двух фрагментов ткани, соединенных лентой таким образом, что один оказывался на груди, а второй на спине. В ткань зашивали иконки, медальоны либо святые реликвии.

Наиболее же значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор в виде поперечных полос с цветочным орнаментом и «золотыми» полями, края украшены изображениями цветов. Сам по себе фрагмент небольшой (29х45 см), но в Беларуси сохранилось всего полтора десятка поясов подобного типа и их фрагментов. Пояс непосредственно связан с одним из самых колоритных персонажей несвижской истории — Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку, об авантюрах которого сохранилось немало легенд и документальных свидетельств.

Изучение захоронений в 2016–2017 гг. проводилось в рамках совместного белорусско-литовского проекта «Исследования и концепция приспособления к посещению усыпальницы княжеского рода Радзивиллов в крипте Несвижского костела». Все обнаруженные предметы передали в фонды музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации. На данный момент отреставрированы сабля и фрагмент Слуцкого пояса. На очереди - элементы обуви.

Со временем артефакты из крипты выставят в отдельной экспозиции. Точную дату открытия Сергей Климович назвать не смог, но уверил, что первых посетителей примут в 2019-м. Выставка создается на средства, выделенные из бюджета Республики Беларусь, и гранты Европейского союза.

Евгений Олейник

Фото: Светлана Курейчик, Павел Шнип, niasvizh.by

7 4

Усыпальница магнатов Радзивиллов находится под Фарным костёлом. В костёле вход в крипту найти сложно. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в котрой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.
Само помещение крипты находится фактически выше уровня земли – на то, чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл по прозвищу Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребёнными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня), папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы.
К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.
Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, туда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.
Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до 19 века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали – достаточно хотябы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.
Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году – тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй – сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет – история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.
Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл – Сиртка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил – у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл-Сиротка погребен в плаще пилигрима.
Большинство саркофагов крипты выглядит весьма аскетично: черные деревянные больших размеров гробы, лишь изредка встречаются саркофаги нв лапах грифона. Внутри каждого – деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованные железные венки.
Крипта – одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них - своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный – горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследователями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княгиня, на гробе – эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.
Есть еще одно достаточно странное захоронение. Подальше от основных саркофагов в углу стоит нечто, напоминающее бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили всё, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу… В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с 19 века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».
Но самая большая достопримечательность крипты – саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Коханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Коханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 кг), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить завтра в Несвиже зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег… Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 м). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на столетие.
Известно немало легенд о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30 ? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена – вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущуние, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и настоятель костела во время и после войны (ксендз Колосовский) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней – одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной деревянной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы. Четыре столетия жизни знатного беларуского магнатского рода уместились в небольшой мрачной комнате… Чувствуется в подобном захоронении непонятная сила. Кладбищенские аккуратные могилки не могут сравниться с грозными черными саркофагами. Самый крайний боковой отсек крипты – комната, в которую слабонервным лучше не заходить. Здесь покоится большая семья – 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии во всех 12 гробах ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение – у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат жуткий крик – то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.
Самое первое захоронение под костёлом датировано 1616 годом, а последнее – 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Единственное вторжение сюда – комиссия 1953 года. Все настоятели Фарного костёла, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от стороннего глаза.
В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа – Антоний Альбрехт Радзивилл. Отпевали его месяц – ровно столько длился траур между датой смерти и погребения. Будто чувствовали, что последний. Впрочем, времена меняются. Скрипта снова стала действующей. 8 июня 2000 года здесь был погребен еще один потомок великого рода. Умерший в 1999 году в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальниуе предков. И правительство нашей страны дало на это разрешение, что, вероятно, было немыслимо еще лет десять назад. Так что история старейшей в Европе родовой усыпальницы продолжается…