Дети и жены рамзеса. Рамсес II. Семья Рамсеса II При разных матерях один отец

Совсем недавно (№2/98) в очерке «Жизнь и смерть в Долине Царей» наш корреспондент В. Лебедев рассказал о посещении обнаруженной в 1995 году усыпальницы жены фараона Рамзеса II — Нефертари. Сегодня появилась возможность поговорить об открытии гробницы Рамзеса II американскими археологами.

Невзрачный склеп в Долине Царей скрывал в себе сенсацию: американский археолог Кент Уикс обнаружил фамильный мавзолей фараона Рамзеса II. В огромной гробнице древние египтяне, судя по всему, захоронили 52 сына Рамзеса, наследников трона, многих из которых пережил собственный отец.

«Это была десятая, последняя и самая ужасная казнь египетская, которую наслал Бог народа Израиля — все перворожденные в Египте должны умереть, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах» (Исход, 11.5).

Гнев чужеземного бога, видимо, постиг Египет как раз тогда, когда им правил могущественный Рамзес. Сын, по которому ему пришлось устраивать траур, вероятно, звался Амонхерхопешеф. Это имя, выбитое на стене гробницы, и прочел американский археолог, чье открытие было названо коллегами находкой века.

В отличие от фараонов Древнего Царства, которые находили покой в гробницах возле пирамид, властители Нового Царства устроили свой некрополь на склоне горы Курн — вырубленный в скалах, с хорошо скрытыми входами и ложными ходами внутри.

Во мраке, за незаметным каменным порогом, дожидались своего исследователя тысячелетние усыпальницы с роскошным орнаментом, статуями, саркофагами и сокровищами Тутанхамона. И когда в 1922 году Говард Картер открыл гробницу юного фараона Тутанхамона, археологи решили, что последняя тайна Долины Царей раскрыта. Действительно — до недавних лет исследователи больше не натыкались на сенсации.

Так думал и Кент Уикс, когда без особых надежд начал разведку Склепа К5. До того ему посчастливилось обнаружить следы судебного процесса, который 3145 лет назад проводился над разорителем гробниц. Свиток папируса, который сегодня хранится в Турине, гласит, что обвиняемый разграбил гробницу Рамзеса II и... «гробницу напротив».

Это сообщение удивило Уикса. Какая гробница имелась в виду? Может быть, давно забытый Склеп К5, в котором еще в 1820 году один английский путешественник не нашел ничего кроме двух пустых, малопримечательных по виду камер? Что же там надеялся найти древнеегипетский вор?

Сначала поиски не сулили удачу. Никаких надписей у входа, никакого орнамента: только глина, щебень и песок, который надуло ветром через низкий вход в гробницу. Однако через четыре недели обнаружился другой вход, ниже, что вел в еще неизвестную погребальную камеру.

«Тогда мы стали углубляться», — вспоминает Ибрагим Садик, сотрудник Уикса. И тут всем стало ясно: К5 больше не безвестный малопримечательный склеп, а самая большая — из найденных — гробница древних египтян.

В то время как во всех других царских гробницах длинная шахта ведет прямо в погребальную камеру, в Склепе К5 Уикс обнаружил целый лабиринт. От главной галереи в обе стороны ответвлялись Т-образные ходы к нишам для саркофагов и к огромным залам площадью в 400 кв. м.

Еще предстоит окончательно определить громадные размеры сплетения туннелей. «Если сравнить гробницу Тутанхамона со спичечным коробком, — заявляет Уикс, — то самая большая гробница здесь будет телефонным справочником. Открытая же — пока! — система катакомб кажется целым письменным столом».

67 залов Уикс уже открыл. Но, по его предположению, их может быть и больше ста: лестницы и понижающийся коридор вывели к более просторному и более глубокому месту для погребения.

Раскопки на новом месте и расшифровка надписей займут еще многие годы. Но Уиксу уже удалось установить по иероглифам на известковой стене имена четырех сыновей Рамзеса. И он убежден, что где-то в гробнице перечислены имена и всех остальных его сыновей. Здесь, судя по всему, наконец-то соединились в смерти все отпрыски фараона, которые при жизни страдали от своего могущественного, властного и живучего отца и все время ссорились друг с другом из-за его наследства.

Из всех героических деяний Рамзеса II больше всего известна битва при Кадеше, когда он остановил нашествие хеттов, которые создали свою державу, равную по силе египетской. Воинственный фараон также вошел в историю как великий миротворец.

Когда ему надоели стычки на границе с хеттами, он заключил первый известный в истории человечества мирный договор: союзом с другой державой он утвердил мир на 50 лет.

Исследователи надеются, что расшифрованные иероглифические надписи в недавно открытой фамильной гробнице дадут новую информацию о семейной жизни великих владык, в которой многое еще остается неясным. Ясно, однако, что Рамзес, несмотря на свои многочисленные царские обязанности, находил время для жен. А их было по крайней мере шесть главных и с дюжину просто супруг и наложниц, которые принесли ему около ста детей.

Еще подростком Рамзес получил в подарок от отца целый гарем. Сам фараон вспоминает об этом с благодарностью. «Он позаботился, чтобы в моем гареме было так же красиво, как в его собственном».

И выбор отца оказался хорош. Очевидно, что из этих первых супруг одна оказалась особенной — в течение 25 лет Нефертари оставалась воплощением очарования, дружелюбия и любви и, как клялся сам фараон, его самым доверенным лицом. Она участвовала наравне с ним в священных шествиях по стране и была рядом во время государственных тягот. И именно она родила первого сына Амонхерхопешефа, чья горячая кровь проявилась еще в пятилетнем возрасте, во время военного похода.

Но кроме того, Нефертари приходилось делить супруга с соперницами, которым фараон часто дарил свою благосклонность, выполняя дипломатический долг. Подробно рассказывается в одной ведомости о караване, который прибыл в 1257 году до н. э. из страны хеттов: груз состоял из драгоценных камней, золота, серебра и изысканных тканей, а также лошадей, овец и коров.

И все это, равно как и отряд отборных рабов, было приданым принцессы Маат-Хор-Неферуре, новой супруги Рамзеса, которая немного позже осталась тихо прозябать в отдаленном гареме Ми-Вер.

Любвеобильный Рамзес делил свое ложе и с самыми близкими родственницами. По крайней мере одна его родная сестра и две дочери состояли с ним в законном браке. А дочь Меритамун, судя по всему, после смерти своей матери Нефертари заняла ее место Великой Царицы.

Вероятно, Рамзесу II было за 90, когда на 67 году своего правления он скончался. Рентгеновские снимки мумии убедительно говорят, что его организм был поражен артритом и что престарелый фараон долго прожил в сильном маразме.

Отсутствие в документах указаний о конце его правления может означать, что еще задолго до смерти он сошел с политической арены. Но умирать все не хотел.

Рамзес пережил двенадцать наследников. Тринадцатый сын, Меренптах, к моменту смерти отца был уже 60-летним — старшим, но все еще живым сыном. В качестве нового фараона Меренптах возглавил процессию, которая направилась к давно уже приготовленной для отца гробнице в Долине Царей...

По материалам журнала «Spigel» подготовил Николай Николаев

При разных матерях один отец

До четырех лет Дима был единственным ребенком у своих родителей. Те души в нем не чаяли. Но случилась беда: мама серьезно заболела и умерла. Отец больше года ходил как в воду опущенный. И, похоже, сынишка, рождения которого он когда-то так ждал, не сглаживал его переживаний, а даже наоборот, разжигал их. Тем не менее мужчина ни в какую не соглашался отдавать мальчика своим родителям, совсем еще не старым бабушке и дедушке, которые очень хотели стать для внука по-настоящему любящей семьей.

«К счастью (так, по крайней мере, казалось мне, пятилетнему пацаненку), отец встретил женщину, - вспоминает в своем письме Дмитрий. - Он снова стал улыбаться и даже смеяться, а в свободное время играть со мной. «Вот, мы с тетей Люсей решили пожениться», - он явно смущался, говоря мне об этом. Он переживал, а я и не думал препятствовать: мне и впрямь было хорошо с тетей Люсей. А главное, отец стал таким, каким я хотел его видеть.

Так дружно с папой и новой мамой Дима прожил полгода. До тех пор, пока Людмила не родила девочку.

Поглощенные заботами о малышке, мачеха и, главное, отец почти перестали уделять внимание мальчику, каждый раз ссылаясь на то, что он уже «взрослый». И Дима, который поначалу души не чаял в маленькой Леночке, возненавидел ее. А однажды мачеха вовремя увидела, как приемный сын положил на личико ее дочке огромную тяжеленную подушку.

Что хочешь делай, но Дима не должен оставаться с нами, - заявила женщина своему мужу, и тот, не долго думая, исполнил давнюю мечту своих родителей: увез сына в соседнюю станицу.

С тех пор Дима больше не переступал порога бывшего родительского дома, лишь отец иногда навещал его.

Любовь с первого взгляда

Сегодня Дмитрий не может без волнения рассказывать о том моменте, когда он 25-летним молодым человеком впервые за многие годы приехал навестить отца.

Дверь мне открыла очаровательная девушка, - вспоминает он. - Я даже не сразу сообразил, что это Лена, моя сводная сестра.

Лена же, которая только слышала о Диме, и вовсе ни о чем не догадалась. Кокетливо откинув назад копну черных волос, пропустила парня в квартиру.

Потом как ни в чем не бывало все четверо - Лена, Дима, отец и Людмила - ужинали, обмывая красным вином неожиданную для всех встречу.

Я на дискотеку, - встала из-за стола Лена.

Я провожу тебя, - подскочил за ней Дима.

Весь вечер они танцевали только вдвоем. Потом он проводил девушку домой и на попутках далеко за полночь, точно убегая от чего-то, уехал в дом дедушки и бабушки.

Два месяца молодой человек не ел, не пил, лишь тупо крутил баранку грузовика, на котором работал, а потом не выдержал и отправился к отцу. Дверь, как и в прошлый раз, открыла Лена.

Я люблю тебя, - сказал он ей прямо на пороге.

Как брат или как мужчина? - точно кипятком ошпарила, отозвалась она.

Как мужчина.

Лена обняла его. Никаких слов больше не требовалось. В тот же день они уехали к Диме и решили жить вместе. Не зная о том, сколько косых взглядов, соседских уколов им придется пережить. Отец, не выдержав, умер от инфаркта, а Людмила и по сей день пытается смириться с тем, что случилось. Но каждый раз, приезжая навестить детей, как можно ниже опускает глаза, чтобы не дай бог не встретиться с кем-то из соседей взглядом.

С тех пор прошло уже несколько лет. Любовь Димы и Лены , как ни странно, выдержала все трудности. Они продолжают жить как обычная супружеская пара , у них родился совершенно здоровый ребенок. Дима считает, что их отношения гораздо прочнее, чем отношения многих супругов, которых он знает. Но многие люди, которым известна их история, считают их кровосмесителями и грешниками.

В предыдущей главе мы говорили о том, что в современном Египте и сейчас распространены браки между двоюродными братьями и сестрами. И эти браки приветствуются.
А вот у древних египтян дозволялся и приветствовался брак даже между родными братом и сестрой.
Практически все фараоны женились на своих сестрах. Это делалось для сохранения чистоты крови и недопустимости родственных связей с нецарствующими семьями. Вспомните царицу Хатшепсут, которая вышла замуж за своего брата по отцу, чтобы после его смерти стать фараоном.
Так же поступила через несколько веков всем известная египетская царица Клеопатра.
Отцом Клеопатры был Птолемей XII. Всего у него было шестеро детей: четыре дочери (Клеопатра VII была третьей по счету) и два сына, которые позже по очереди становились мужьями Клеопатры. Кстати, ее родителями были тоже родные брат и сестра - фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V.
Кто такие Птолемеи, почему они оказались царствующей династией в Египте?
Династия Птолемеев была основана военачальником Александра Македонского Птолемеем Первым, который после распада империи Александра стал править Египтом. Птолемей был не египтянином, а греком, но правящая династия должна была перенять все обычаи, царившие до них в Египте. Это как в пословице: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". А обычай был такой- жениться на своих сестрах и выходить замуж за своих братьев.
Согласно этим обычаям, восемнадцатилетняя Клеопатра должна была выйти замуж за своего родного брата, десятилетнего Птолемея XIII, и вместе с ним управлять Египтом.
Как говорилось ранее, браки между братьями и сестрами в Египте были нередки. Такие браки преследовали как имущественные, так и политические цели: опасались, что дочь фараона, выйдя замуж за нецарствующего мужа, увеличит число возможных претендентов на престол и раздробит территорию Египетского царства.
Религия тоже поддерживала и освящала эту традицию.
Осирис- главное божество египтян, являлся сыном Земли и Неба (Земля и Небо- тоже были братом и сестрой) и был одним из первых богов плодородия. Его женой была богиня Исида, тоже богиня плодородия, женственности, семьи, верности, воды и ветра. Семейная жизнь Исиды и Осириса являлась образцом супружеской преданности и верности. Для поддержания плодородия земли Осирис и Исида должны были соединяться. Слияние мужского и женского начал виделось древним египтянам символом мира и причиной возникновения новой жизни. Естественно, что оплодотворенная богом земля должна было дать начало росту растений.
Хотя Осирис и Исида были мужем и женой, но в то же время они были детьми бога Земли и богини Неба, то есть они являлись братом и сестрой. В свою очередь их родители Земля и Небо были связаны не только брачными узами, но и кровными: они тоже были братом и сестрой. Весь сонм египетских богов был связан как родственными, так и брачными узами. Естественно, что такие отношения для египтян были образцом для подражания, поэтому в своей земной жизни они старались им во всем подражать.
Немудрено, что фараоны отождествляли себя с главными богами, так как они считали себя проявлением богов на земле. Фараон был в глазах египтян Осирисом, а его жена – богиней Исидой. Не случайно, что Клеопатра, воспитанная в этих традициях, с детства отождествляла себя именно с Исидой.
Итак, 18-летняя Клеопатра вынуждена была выйти замуж за своего 10-летнего брата. Конечно, брак был формальным, не мог же 10-летний мальчик быть ее фактическим мужем. Клеопатре это было на руку, она стала самостоятельно управлять страной.
Но это продолжалось недолго: через три года после свадьбы ее собственный муж, который к тому времени подрос и тоже захотел царствовать, по совету идейного вдохновителя евнуха Пофинуса предпринял попытку свергнуть царицу.
На стороне Клеопатры выступил 52-летний Юлий Цезарь.
Война между Клеопатрой и ее братом-мужем длилась полгода, пока в одной из битв фараон Птолемей XIII не утонул в Ниле, пытаясь спастись бегством.
Трон вернулся к Клеопатре, которая вынуждена была выйти замуж... за единственного оставшегося в живых брата Птолемея XIV (13- 14 лет от роду). К этому времени у нее рождается сын от Цезаря, которого она в его честь назвала Цезарионом.
Вскоре новоявленный муж Клеопатры Птолемей XIV умирает, отравленный по приказу царицы - никто не должен стоять между властью и ее сыном. Клеопатра уже тогда решила идти до конца по пути к единоличной власти. Видимо, не последнюю роль сыграют именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.
В этом случае она не была первой или единственной в своей династии.
До нее Клеопатра II объявляла беспощадную войну своему мужу-брату Птолемею VIII, а старшая сестра Клеопатры Береника, вышедшая замуж за своего двоюродного брата, убила его, так как он мешал ей быть с любовником.
Так и хочется сказать: "О, времена, о, нравы!"
Думается, что у Клеопатры не было кровосмесительной связи со своими братьями, хотя, кто знает.
История Египта не единственная, где женились братья и сестры.
Например, все правители инков вступали в близкородственные браки, потому что не могли опуститься до связи с простыми смертными, тем более, что законная власть наследовалась лишь от браков, заключенных между близкими родственниками.
До нас дошли сведения о первом правителе империи инков Манко Капаке – это значит "бесподобный, великий". Легендарный первый инка основал город Куско приблизительно в начале 12 века. От его брака с родной сестрой родились дети, которым была завещана империя. Традиция женитьбы на родных сестрах оставалась незыблемой почти до современности.
Из дошедших до нас документах известно, что и персидские цари, проживавшие во II- III веке до н.э., следовали тому же обычаю. Например, царь Арсаг женился на своей единокровной сестре Сиасе, а сасанидский шахиншах Ардашир женился на своей сестре Денак.
Библия признает, что кровосмесительные отношения очень привлекательны. Почему это происходит? Оказывается, для людей свойственно испытывать симпатию к себе подобным, будь-то генотип или пол. Если бы такие отношения не были притягательны, не было бы смысла в многочисленных библейских запретах. Заповедь против кровосмешения гласит: “Если человек возьмет свою сестру… это хесед”. Вот почему Тора предупреждает, что узы между братом и сестрой чрезвычайно сильны – "это ревностная любящая доброта. Сила чувств в них такова, что партнеры не смогут с ней бороться и наверняка отойдут от достойной и нравственной жизни".
Обычно традицию инцеста связывают с отсталостью народа, но это не так. Везде женитьба на близких родственниках все-таки связана с наследством и имущественными вопросами.
И все-таки народ всегда стремился к тому, чтобы иметь здоровое потомство.
Пророку Мухаммеду приписывается изречение: "Не женитесь на родне, чтобы не заиметь хилого потомства".
Медики объясняют это тем, что родственники имеют «похожие» гены, и, конечно, похожие мутации. Дети родственников с большей вероятностью могут получить один и тот же дефект.
Генетики смогли просчитать потенциальный риск рождения нездорового ребенка. Родственники могут иметь разные уровни родства, и, соответственно, они имеют и разный риск рождения больного ребенка.
Генетики классифицируют близкородственные браки следующим образом:
Родственники первого порядка - это родные братья и сестры, разнояйцовые близнецы, родители и дети. Взаимоотношения между такими родственниками носят название «инцест» и считаются ненормальными. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 60%.
Родственниками второго порядка-- это дядя, тетя, племянник, племянница, дедушка, бабушка, а также единокровные брат или сестра. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 25%.
Родственники третьего порядка- это двоюродный брат, двоюродная сестра, сводный дядя, сводный племянник. Риск рождения больного ребенка в браке с таким родственником равен 4-6%. Но этот малый процент возможен лишь при условиях, что в семье нет истории наследственных генетических заболеваний, а также что у их предков не было близкородственных браков.
С другой стороны, у двоюродного брата и сестры 94-96% вероятность появления абсолютно здорового малыша.
Если у родственников третьего порядка возможность иметь больного ребенка, как мы видели выше, 4-6 %, то неродственные родители имеют 2-3% риск рождения генетически нездорового ребенка. Как мы видим, эти цифры почти не отличаются.
Итак, говоря о близкородственных браках, ученые делают следующие выводы: чем ближе степень родства (первой и второй степени), тем выше риски родственных браков, но на уровне двоюродных братьев и сестер (родство третьей степени) баланс плюсов и минусов становится неочевидным: вред проявляется сразу, а плюсы накапливаются с поколениями. Если родственные браки третьей степени родства заключают много поколений подряд, они становятся менее опасными. «Вреда от родственных браков меньше там, где они регулярны. Там, где они исключение, выше риск»,-считают исследователи.
Но вот какой парадокс: как мы видели из вышеперечисленных примеров, чадолюбивые зороастрийцев-огнепоклонники, главной задачей которых было продолжение рода, заключали близкородственные браки первого порядка. Неужели они на протяжении столетий и даже тысячелетий не увидели, что от таких браков рождались нездоровые дети? Значит, дети рождались все-таки здоровыми.
Инки также грешили браками между родственниками первого порядка, но тем не менее учеными отмечено, что у инков вырождения не наблюдалось как минимум в течение 12 поколений.
С другой стороны, ярким примером вырождения династий является исчезновение и вырождение династии Габсбургов, но они заключали браки между родственниками не первого, а третьего порядка, то есть между двоюродными братьями и сестрами, или дядьями и племянницами. Выше мы приводили примеры, что в браках такого порядка рождается всего 4-6% нездоровых детей, а у Габсбургов сплошь и рядом рождались нездоровые дети. Эти факты как-то противоречат подсчетам и заключениям генетиков.
Почему так происходило? Видимо, причиной были какие-то генетические заболевания, передававшиеся из поколения в поколение, а не только близкородственные браки. Решение этих вопросов лучше оставим для генетиков и медиков.
И по сей день большинство представителей арабского мира продолжает придерживаться старых народных традиций и выбирает себе невесту в семейном кругу.
"Не пей из источника, дно которого ты не можешь увидеть", - гласит турецкая пословица.
"Сделанный собственными руками йогурт полезнее, чем чужая простокваша", - советует другая.
Сегодня в Турции жениться на чужачке большинству молодых людей даже не приходит в голову. Почти каждый четвертый брак в этой стране заключается между кровными родственниками, преимущественно между двоюродными братьями и сестрами. Тенденция, как показывают новейшие исследования, даже усугубляется; в некоторых отдаленных регионах почти каждая вторая невеста остается в семье. "Хорошие девушки остаются в семье, плохих девушек отдают чужакам" - сегодня эта пословица как никогда ранее актуальна.
Одной из главных причин заключения близкородственных браков - практическая нерасторжимость такого брака. Ведь и жена, и муж имеют одних и тех же родственников, у них одинаковый социальный статус, у них более повышенная забота о потомстве, их материальные ценности остаются в семье, к тому же с детства их воспитывают в одних и тех же традициях. Поэтому мужу или жене не приходится привыкать к новой семье и ее традициям. Конечно, такие семьи более крепкие. 80% опрошенных женщин и 83% мужчин в таких семьях назвали свой брак счастливым.
Мы говорили о близкородственных браках, заключающихся между простыми людьми. Намного сложнее поставлен вопрос в браках царствующих особ, у которых выбор партнера резко ограничен.
И все же иногда некоторые представители царствующих династий протестовали против навязанных им браков и женились на своих избранницах, не входивших в их династическое окружение и не являющихся их родственниками, по любви. В следующей главе познакомимся с такими браками, которые называются морганатическими

Знакомясь с историей Древнего Египта, мы обычно восхищаемся мудростью и знаниями его жителей, оставивших нам в наследство знаменитые пирамиды. Трудно поверить, что некоторые обычаи египтян, особенно касающиеся взаимоотношений между полами, были, мягко говоря, странными и вполне способными шокировать даже наших видавших виды современников.

Правителем Египта могла стать и женщина. Но ее подданные ни в коем случае не должны были знать об этом. Ведь фараон приходился сыном самому верховному богу Ра! Потому женщина-правительница старалась выглядеть как мужчина: появляясь на людях, она надевала мужскую одежду и носила... накладную бороду. Так поступала, к примеру, царица Хатшепсут, приказавшая высечь свое имя на всех монументах рядом с именами фараонов-мужчин. Но после ее смерти другие цари велели отовсюду убрать имя Хатшепсут, дабы вычеркнуть ее из истории.

У египтян также допускались браки между близкими родственниками. Так, знаменитая царица Нефертити была женой своего сводного брата Эхнатона (Аменхотепа IV). А с женой фараона Тутанхамона приключилась еще более любопытная история.

Царица попыталась избежать этого брака. Она предложила брачный союз сыну хеттского царя Зенанзе. Но по дороге в Египет принца убили неведомые злодеи. Скорее всего, их подослал дед Энхесенамон Аи. После смерти жениха Аи все-таки женился на собственной внучке. Но всего через четыре года он умер.

Царица Клеопатра, которая, правда, принадлежала к греческому роду Птолемеев, ведущему свое начало от сподвижника Александра Македонского (помните роман И. Ефремова «Таис Афинская», где рассказывается о любви будущего царя Египта Птолемея и гетеры Таис?), с детства считалась супругой своего младшего брата Птолемея XIII. Но этот брак оказался лишь формальным: фактически брат и сестра боролись за власть и ненавидели друг друга...

Такие внутрисемейные браки были, видимо, вызваны соображениями престижа: в жилах правителя должна была течь царственная кровь фараонов, а не простых смертных. Подобные союзы считались и более надежными, крепкими... Возможно, отсюда и пошла традиция родственных браков у арабов - потомков египтян. В сказках «Тысячи и одной ночи» герой нередко берет в жены «дочь своего дяди». И даже сегодня в арабских странах распространены браки между двоюродными братьями и сестрами...

Древние римляне переняли у египтян обычай кровосмесительных связей, хотя официальные браки между близкими родственниками и запрещались. Император Калигула сожительствовал с родной сестрой Друзиллой, а Нерон - с собственной матерью Агриппиной Младшей!

Так, русские цари издавна брали в жены княжеских и боярских дочерей, которые нередко тоже находились с ними в родстве. На брате Петра I царе Иване Алексеевиче и сыне Петра от Евдокии Лопухиной Алексее Петровиче стояла печать вырождения. Может, недаром Петр вторым браком женился на простолюдинке Марте Скавронской, сделав ее императрицей Екатериной I: их дочь Елизавета Петровна оказалась одной из самых адекватных российских правительниц, и при ней были продолжены многие петровские реформы...

Именно по причине плохой наследственности страдал гемофилией и сын русского императора Николая II - цесаревич Алексей. Между его родителями тоже существовали кровные узы...
Не исключено, что и древнеегипетская культура пришла в упадок благодаря варварскому кровосмешению . У худосочных потомков божественного Ра попросту недостало сил, чтобы сохранить могущественную цивилизацию во всем ее великолепии.

Одним из самых великих Египетский фараонов был Рамзес второй. Он совершил много побед и построил много величественных храмов, еще при жизни Рамзеса признали богом, а культ его еще долго сохранялся в Египте.
Из построек Рамзеса поражает своими масштабами Гипостильный зал в Карнаке, там же сохранились две величественные статуи - самого Рамзеса и его любимой жены царицы Нефертари. Ее одну Фараон, имевший около 10 жен и неисчислимое количество наложниц, хотел видеть вместе с собой в загробном царстве Осириса.
Рядом со статуями сохранилась надпись:

«Я поставил ее слева, там, где мое сердце, что бы во все века люди знали, что я люблю ее»

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу... Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.). Итак, собственно история царицы:

В 1299 году до н.э в семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии родилась девочка. Имя ей Нефертари Мэренмут. Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэретенмут — "Возлюбленная богини Мут". Родилась она раньше положенного срока и была очень слаба. Мать, глядя на её крохотное худенькое тельце, с тоской думала, что этого ребёнка она тоже потеряет...

Прошло 15 лет. Нефертари осталась жива. Но слабость была во всех её движениях... Однажды к ним в дом пришли суеки и объявили волю фараона Сети I: Мэренмут должна стать фиктивной женой его старшему сыну, 19 - летнему Рамсесу. Брак означал лишь сделку и через несколько дней девушку, одетую в свадебный наряд, должны были привести во дворец.


Нефертари же отнеслась к этому событию как к подарку судьбы. И невозможно передать, с каким волнением вошла она в покои фараона Сети I. И в тот миг, когда глаза её нашли юношу, сердце её перестало биться. Она начала падать и Рамсес бросился вперёд, чтобы поддержать её. Когда девушка пришла в себя, его крепкие руки всё ещё держали её и от их тепла, от его взгляда, исполненного горячего сочувствия к ней, кровь в её жилах... изменила свой химический состав. И сердце, которое 15 лет билось еле-еле, застучало энергично и страстно. Любовь своим божественным сияньем озарила всё её существо. И с таким обожанием она смотрела в глаза своему спасителю, что и Рамсес не мог оставаться равнодушным.

Странное волнительное чувство нежности сбило его дыханье и...
- Он поцеловал её!
- Он целует её!
-Они целуются! - шёпот присутствующих сопровождал их первый поцелуй.

Прошло пять лет. За это время Нефертари подарила Рамсесу трёх сыновей, с которыми юный отец проводил всё своё время. В 1279 г до н.э. Сети I о фициально объявил сына своим преемником. С этого дня все мысли египтянина были заняты государственными вопросами… Рамсес реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря. Много беспокойства доставляло Хеттское государство. На пятом году правления, после битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II принял решение послать брачные стрелы хеттской принцессе Маатхорнефруре. Он надеялся, что его брак с дочерью правителя хеттов будет способствовать укреплению добрых взаимоотношений между державами.
-Самая прекрасная, возлюбленная Мут, - говорил фараон Нефертари, не выпуская из своих ладоней её маленьких рук, - С этого дня ты не будешь безраздельно владеть моим телом, но по-прежнему моё сердце будет любить только твои нежные руки, только твои удивительные глаза…
Когда дверь за супругом закрылась, Нефертари почувствовала головокружение, её руки бессильно упали вдоль тела, на пол скользнула расшитая ею подвеска, которую она хотела одеть любимому, но не успела... он опередил её своими убийственными речами и теперь это уже не имело никакого значения... Её кровь за считанные секунды изменила свой химический состав... Сердце, так радостно стучавшее все эти счастливые годы, начало отсчитывать удары всё медленнее и медленнее...
Узнав о болезни Нефертари, Рамсес навестил ее. Когда он взял её маленькую руку в свою и прикоснулся горячими губами к её лбу, тело египтянки встрепенулось... Как бутон цветка, Нефертари раскрывалась навстречу любимому...
-Ты - моя жизнь! Моё - счастье! Прошу тебя, останься!
Но фараона ждали важные дела. Он уехал на несколько дней, а вернувшись, услышал страшное известие: Нефертари в беспамятстве... Не сняв дорожной одежды, он стремительно вбежал в спальню первой жены и, упав на колени, приник губами к безжизненной руке...
-Моя маленькая Мут... самая прекрасная... возлюбленная моя...
Рамсес стал покрывать поцелуями её тело, пытаясь разжечь огонь жизни...
Он гладил её руки, плечи, ноги... мычал какие-то песни... Под утро он заснул...
Не приходя в сознание, Нефертари Меренмут умерла в его объятьях...
Пройдут годы и Рамсес воздвигнет грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии. Фасад святилища будет украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых будут стоять колоссы Нефертари в образе богини Хатхор.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбел... В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре - царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари - дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.


План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее - в святая святых.

Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору.

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор. Затем Хор и Сет увенчивают его короной. Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет, фараон подносит Маат Амону-Ра.

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней - фигура Хатхор; фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу. Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской, супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти.

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, - Хатхор и Исида, коронующие Нефертари. Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами.

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой», царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор, чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра, цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти. Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино - с мистериями Осириса.

В святая святых царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами...

По повелению Рамзеса II была создана могила для Нефертари высеченная в Долине Цариц, названная древними "Место Красоты". Эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику...

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Первая камера гробницы (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется; образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы (10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения, предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка сохранилась практически полностью только в одной камере.
Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры второй камеры сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры третьей практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В Рамессеуме, вну-шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни-ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому — первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо-ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари точно неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса — в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.

Общий вид на Долину Цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.