Английский бомбардировщик прозванный скоростным деревянным чудом. Полезный "москит". Тактико-технические характеристики Mosquito B Mk.I

Скоростные «Москито» сыграли очень важную роль в боях Второй мировой войны, выступая в самых разных амплуа.

Ночные истребители «Москито» NF Mk.II вступили в строй в начале 1942 г. Первой их получила 157-я авиационная эскадрилья, в апреле 1942 года такие машины получила 151-я АЭ, а в мае — 264-я АЭ. Первые боевые вылеты 157-я АЭ совершила в конце апреля.

НОЧНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

В феврале 1943 года на вооружение 85-й АЭ начали поступать самолеты «Москито» NF Mk.XII с гораздо более эффективным радаром сантиметрового диапазона (ранее применялась РЛС метрового диапазона). Такие самолеты с успехом применялись не только против двухмоторных бомбардировщиков Do 217 (первые победы зафиксированы в ночь с 14 на 15 апреля 1943 года), но и против одномоторных FW190А и новейших Me 410. Поздней осенью в частях появились NF Mk.XIII и NF Mk.XVII. К началу 1944 года «Москито» составляли основу ночной авиации Истребительного командования. В ноябре 1943 года три эскадрильи ночных истребителей (141,169 и 239-ю) передали Бомбардировочному командованию, образовав 100-ю группу, а в мае 1944-го к ним присоединились 85-я и 157-я АЭ. Сопровождая бомбардировщики, они действовали над вражеской территорией, вступая в бои с новейшими немецкими ночными истребителями Не 219, а позже — даже с реактивными Me 262. Те же эскадрильи, что продолжали оставаться в системе ПВО, переориентировались на борьбу с самолетами-снарядами V-1. В общей сложности к концу войны на счету ночных «Москито» было около 600 сбитых вражеских самолетов и примерно столько же V-1.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ НОЧНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ «МОСКИТО»

NF Mk.II — двигатели «Мерлин» 21,22 или 23 (1480 л. с). Вооружение — 4 х 20-мм пушки в нижней части фюзеляжа, 4 х 7,7-мм пулемета в носовой части. РЛС AI Mk.IV или Mk.V. NF Mk.XII — РЛС AI Mk.VIII, пулеметы отсутствуют. Переоборудовано 98 самолетов из NF Mk.II.

NF Mk.XIII — двигатели «Мерлин» 21,23 или 25 (1610 л. с), вооружение и РЛС — как у NF Mk.XII. Под крылом предусмотрена подвеска ПТБ. С августа 1943 года построено 260 экземпляров.

NF Mk.XV — высотный вариант с гермокабиной, двухступенчатыми туброкомпрессорами на двигателях, увеличенным размахом крыла. Переоборудовано пять самолетов из NF Mk.II.

NF Mk.XVII — РЛС AI Mk.X (американская SCR-720), вооружение — как у NF Mk.XII. Переоборудовано 99 самолетов из NF Mk.II.

NF Mk.XIX — двигатели «Мерлин» 25. Применен универсальный носовой обтекатель, позволяющий устанавливать РЛС AI Mk. VIII или Mk.X. С апреля 1944 года по сентябрь 1945 года выпущено 280 экземпляров. NF Mk.30 — высотный вариант NF Mk.XIX с двигателями «Мерлин» 72 или 76 (1685 л. с.) с двухступенчатыми турбокомпрессорами и РЛС AI Mk.X. С июня 1944 года построено 526 самолетов.

NF Mk.36 — послевоенная модификация с моторами «Мерлин» 113/114 (1640 л. с.) или 113А/114А и РЛС AI Mk.X. С июня 1945 года изготовлено 163 истребителя.

NF Mk.38- двигатели «Мерлин» 114А, РЛС AI Mk.IX. Построена 101 машина.

ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ

В качестве истребителя-бомбардировщика первой начала использовать «Москито» NF Mk.II 23-я АЭ. Ее самолеты наносили штурмовые удары по аэродромам и другим объектам инфраструктуры на территории оккупированных Франции, Бельгии, Нидерландов. С октября 1943 года над Францией действовали «Москито» FB Mk.VI. Первыми их начало применять 140-е крыло (21, 464 и 487-я АЭ). Его самолеты в светлое время суток наносили удары по транспортным средствам, объектам железнодорожной инфраструктуры, электростанциям, важным промышленным предприятиям. С февраля 1944 года к таким операциям подключилось 138-е крыло. В том же месяце «Москито» FB Mk.VI появились и в Бомбардировочном командовании — в 515-й АЭ 100-й группы. К лету 1944 года эта группа располагала уже четырьмя АЭ истребителей-бомбардировщиков «Москито». Если самолеты 138-го и 140-го крыльев в канун высадки в Нормандии и после нее действовали по объектам вблизи плацдарма (мостам, штабам и пр.), то FB Mk.VI 100-й группы наносили удары по целям в глубине вражеской территории, в первую очередь по аэродромам. «Москито» вели боевую работу практически до конца войны в Европе, выполнив последний боевой вылет 4 мая 1945 года.

ПОД УДАРОМ ГЕРМАНИЯ

Вступив в строй позже других модификаций, бомбардировщики «Москито» приняли активное участие в воздушном наступлении союзников против Третьего рейха.

В ноябре 1941 года 105-я АЭ начала получать «Москито» В Mk.IV. К апрелю следующего года в эскадрильи было только девять таких самолетов. В бою они дебютировали 31 мая 1942, когда четыре «Москито» нанесли удар по Кельну, а впоследствии работали и по другим немецким городам, включая и столицу Третьего рейха. В ноябре 1942 года В Mk.IV получила 139-я АЭ. Обе эскадрильи специализировались в точечных ударах с малых высот на рассвете или в сумерках. С июня 1943 года эти части вошли в состав 8-й группы Бомбардировочного командования, объединявшей эскадрильи самолетов-целеуказателей. В апреле 1943 года самолеты модификации В Mk.IX первой получила 109-я АЭ, впоследствии также вошедшая в 8-ю группу.

На рубеже 1943-1944 годов самолетами В Mk.IV вооружили 627-ю и 692-ю АЭ. В ночь с 23 на 24 февраля 1944 года самолеты 692-й АЭ первые среди частей «Москито» применили 1814-кг бомбы «Куки», сбросив их на Дюссельдорф. Поскольку потери при дневных налетах были достаточно ощутимыми, эскадрильи «Москито» постепенно переводились на ночные налеты.

Приоритетной целью являлась столица Германии — например, в ночь с 21 на 22 марта Берлин бомбили все восемь эскадрилий Легких ночных ударных сил — свыше 130 самолетов. Последним объектом массированного удара «Москито» стал Киль: в ночь на 3 мая двумя волнами его атаковало 116 самолетов. Применение тяжелых бомб «Куки» стало обыденным: с января 1945 года до конца войны «Москито» Легких сил сбросили почти 3000 таких бомб, из них 1459 — на Берлин. На Тихоокеанском ТВД «Москито»-бомбардировщики не применялись. Хотя в конце 1944 года в Австралию прибыла 618-я АЭ, чьи самолеты были приспособлены для применения противокорабельных вращающихся бомб «Хайболл», в бой ее так и не ввели из-за отсутствия подходящих целей и опасения, что новое оружие может быть захвачено и скопировано противником.

ОСНОВНЫЕ БОМБАРДИРОВОЧНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

«Москито» В Mk.IV серии 1 — первые 10 бомбардировщиков. Двигатели «Мерлин» 21 (1460 л. с.Х Бомбовая нагрузка-454 кг (четыре 113-кг бомбы). «Москито» В Mk.IV серии 2 — двигатели «Мерлин» 21 или 23. В бомбоотсеке возможна подвеска бомб массой до 908 кг (четыре по 227 кг). С апреля 1942 года построено 263 самолета. 54 машины модифицированы для подвески 1814-кг бомб «Куки», 27 самолетов приспособлено для применения противокорабельных бомб «Хайболл». Многие машины переоборудованы в целеуказатели, получив радионавигационную аппаратуру «Оубоу» и РЛС H2S.

«Москито» В Mk.IX — двигатели «Мерлин» 72/73 (1680 л. с.) или 76/77 (1710 л. с). Помимо четырех 227-кг бомб в бомбоотсеке возможна подвеска двух таких бомб (или ПТБ) под крылом. Некоторые самолеты приспособлены для подвески бомб «Куки», часть использовалась в качестве целеуказателей. С марта 1943 года построено 54 машины.

«Москито» В Mk.XVI — силовая установка аналогична В Mk.lX, установлена гермокабина. Все приспособлены для подвески бомб «Куки». С января 1944 года выпущено 402 самолета.

«Москито» В Mk.35 — аналог В Mk.XVI с моторами «Мерлин» 113/114 (1690 л. с). С марта 1945 года изготовили 276 (по другим данным, 265) самолетов.

«Москито» В Mk.VII — строился в Канаде на основе не запущенного в серию британского высотного варианта В Mk.V с увеличенным размахом крыла. Двигатели «Мерлин» 31. С сентября 1942 года изготовлено 25 машин.

«Москито» В Mk.XX — канадский вариант В Mk.IV. Двигатели «Мерлин» 31 или 33. Выпущено 245 самолетов, в т. ч. 30 в разведывательном варианте для США (обозначались F-8).

«Москито» В Mk.25 — самолеты канадской постройки с двигателями «Паккард-Мерлин» 225 (1620 л. с). Изготовлено 400 экземпляров, выпускавшихся с июля 1944 года.

Самолеты «Москито» В Mk.35 не успели принять участия в боевых действиях. В послевоенное время их эксплуатировали три АЭ, дислоцировавшиеся в Германии (до 1950 года), а также размещенные в метрополии 109-я и 139-я АЭ целеуказателей. Последние были перевооружены реактивными «Канберрами» лишь в 1952-1953 годах. «Москито» Бомбардировочного командования за время войны выполнили почти 40 тыс. боевых вылетов, потеряв 254 машины. Таким образом, уровень потерь составил 0,63 % — намного ниже, чем у любого другого типа бомбардировщиков Королевских ВВС. Концепция скоростного невооруженного бомбардировщика полностью оправдала себя.

Как ДХ-98 "Москито".

Это действительно было чудо! Стремительные обводы фюзеляжа, необычно гладкие аэродинамические формы, мощные двигатели малого миделя - все это позволяло "Мосси" обладать не только высокой скоростью, но и поразительной для самолетов такого типа маневренностью ("Москито" мог крутить восходящие бочки на одном работающем двигателе)!

Не имея никакого оборонительного вооружения, "деревянное чудо" было единственным самолетом британского Бомбардировочного командования, действовавшим над территорией Западной и Центральной Европы в дневное время. И как действовали!

На счету "Мосси" - точеные удары по верфям в Фленсбурге, зданию гестапо в Осло, комплексу добычи молибдена в Кнабене. Именно "Москито" 3 ноября 1943 года сфотографировал таинственные объекты на полуострове Пенемюнде. Тогда же два таких самолета сфотографировали Рехлинский испытательный полигон Люфтваффе, что дало возможность английской разведке получить важные сведения об испытаниях немецких реактивных самолетов. Немецкие истребители и зенитчики оказались не в состоянии бороться с "Мечтой термита"...

Но венцом "творения" этой уникальной машины, пожалуй, можно считать налет на Берлин 30 января 1943 года. Представьте - солнечный морозный день, видимость, как говорят летчики, "миллион на миллион". Над Берлином проходит воздушный парад, гитлеровская клика празднует 10-летие прихода к власти. Вдруг в бескрайнем небе появляется несколько быстро приближающихся точек. Через несколько мгновений шестерка "Мосси" стремительно пролетает над городом, сбрасывает бомбы в самом центре, на радиоцентр на Мазурен-Аллее и улетает, не потеряв ни одного самолета! Говорят, рейхсмаршал Геринг смог выступить с приветственной речью только спустя час после объявления диктора. Поздравление с юбилеем удалось на славу!

Говоря о выдающихся возможностях этого самолета, нельзя не воздать должное мужеству английских пилотов. Уже через некоторое время после первого применения основными для "Москито" стали сверхмалые высоты, причем не только выход в атаку, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал серо-зеленый камуфляж. Благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у "классических" машин, облепленных пулеметными точками.

Интересно, что создавался "Москито" в инициативном порядке, БЕЗ ЗАКАЗА министерства обороны, более того, представленный осенью 1939 года проект легкого скоростного бомбардировщика был категорически отвергнут. Положение изменилось с началом Второй Мировой войны - имеющиеся на то время в составе британских ВВС "Бленхеймы", "Хемпдены" и "Бофорты" оказались сильно уязвимыми для огня "Мессершмиттов" (летчики советских авиачастей, получивших НР.52 по ленд-лизу грустно шутили: "Ты мне друг, или "Хемпден"?). Вот тут-то и вспомнили о проекте конструктора Де Хевилленда. Фирме срочно выдали спецификацию и в ноябре 1940 года сын ее основателя - Джеффри де Хевиленд приступил к испытаниям.

Их результат превзошел все ожидания! D.H.98 "Москито" всех модификаций представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции. Фюзеляж - цельнодеревянный монокок, выклеивался из двух симметричных половин, соединявшихся после монтажа системы управления. Обшивка: бальсовая прослойка, обклеивалась с обеих сторон фанерой. В передней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево - пилот). Входной люк в полу, справа от пилота, открывался наружу.

Крыло - среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, с неразъемными консолями вкладывалось в большой технологический вырез в нижней части фюзеляжа. Толстая несущая обшивка сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы. Закрылки и элероны имели металлический каркас, обтянутый полотном(!). Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Двигатели - двухрядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс "Мерлин" различных модификаций. Винты трехлопастные, изменяемого шага, флюгерируемые.

Максимальная бомбовая нагрузка составляла 4 бомбы по 113 кг, что было обусловлено длиной бомбоотсека. Позднее разработали специальные бомбы с укороченным стабилизатором по 227 кг. Стрелковое вооружение применялось только на "Москито" в вариантах ночного истребителя и тяжелого истребителя-бомбардировщика. Летом 1943 года для Берегового командования ВВС были выпущены 27 самолетов "Москито" F.B.Mk.XVIII, вооруженные 57-мм пушкой 12 подкрыльевыми пилонами для 60-фунтовых НУР. Они предназначались для борьбы с подводными лодками и небольшими надводными кораблями противника.

Всего за годы войны было построено 5 583 самолета "Москито" сорока восьми модификаций, состоявших на вооружении ВВС многих стран до средины 1950-х годов, а последний "Мосси" был снят с вооружения в 1961 году!


Цельнодеревянный двухмоторный двухместный боевой самолет, существовавший во многих ипостасях — скоростного бомбардировщика, разведчика, истребителя-бомбардировщика, ночного истребителя. Разработка машины под фирменным обозначением DH.98 велась с учетом опыта, полученного при конструировании скоростного самолета DH.88 и пассажирского лайнера DH.91. Изначально самолет разрабатывался как скоростной бомбардировщик в соответствии со спецификацией Р. 13/36.

Бомбардировщик Москито — видео

Революционная концепция, предложенная конструкторами «Де Хэвилленда», предусматривала полный отказ от оборонительного вооружения. Такой подход долго отвергался министерством авиации, и лишь в конце декабря 1939 г. был получен заказ на постройку прототипа, а вскоре — и первой партии в 50 самолетов. В июле 1940 г. было получено указание построить один из этих самолетов в истребительном варианте, а в октябре оформлена соответствующая спецификация F. 18/40, предусматривавшая создание на базе «Москито» ночного и эскортного истребителя. Испытания прототипа истребителя начались 15 мая 1941 г. В истребительном варианте было построено большинство из самолетов первой партии, а затем в производство последовательно внедрили целый ряд новых модификаций. В общей сложности в Великобритании построено 1824 ночных истребителя и 2648 истребителей-бомбардировщиков «Москито»; кроме того, истребители-бомбардировщики выпускались в Канаде (343 самолета) и Австралии (189 машин).


Служба и боевое применение

Ночные истребители «Москито» NF Mk.II первой начала осваивать на рубеже 1941/1942 гг. 151-я эскадрилья, а в мае — 264-я. Первые боевые вылеты 157-я АЭ совершила в конце апреля, но лишь 29 мая 1942 г. была зафиксирована первая воздушная победа. В феврале 1943 г. на вооружение 85-й АЭ начали поступать самолеты «Москито» NF Мк.ХИ с гораздо более эффективным радаром сантиметрового диапазона). Такие самолеты с успехом применялись не только против двухмоторных бомбардировщиков Do 217 (первые победы зафиксированы в ночь с 14 на 15 апреля 1943 г.), но и против одномоторных FW 190А и новейших Me 410. Поздней осенью в частях появились NF Mk.XIII и NF Mk.XVII, а в начале 1944 г. в составе Истребительного командования на «Москито» летали уже 10 ночных эскадрилий.

В ноябре 1943 г. три эскадрильи ночных истребителей (141-ю, 169-ю и 239-ю) передали Бомбардировочному командованию, образовав 100-ю группу, а в мае 1944 г. к ним присоединились 85-я и 157-я АЭ. Сопровождая бомбардировщики, они действовали над вражеской территорией, вступая в бои с новейшими немецкими ночными истребителями Не 219, а позже -даже с реактивными Me 262. Те же эскадрильи, что продолжали оставаться в системе ПВО, переориентировались на борьбу с самолетами-снарядами V-1. В общей сложности к концу войны на счету ночных «Москито» было около 600 сбитых вражеских самолетов и примерно столько же V-1.


В качестве истребителя-бомбардировщика первой начала применять «Москито» F Mk.II 23-я АЭ. Её самолеты действовали в качестве т.н. «интрудеров», нанося удары по аэродромам и железнодорожным составам на территории оккупированных нацистами Франции, Бельгии, Нидерландов. С октября 1943 г. над Францией действовали «Москито» FB Mk.VI. Первыми их начало применять 140-е крыло (21-я, 464-я и 487-я АЭ). Его самолеты в светлое время суток наносили удары по транспортным средствам, объектам железнодорожной инфраструктуры, электростанциям, важным промышленным предприятиям. С февраля 1944 г. к таким операциям подключилось 138-е крыло. В том же месяце «Москито» FB Mk.VI появились и в Бомбардировочном командовании — в 515-й АЭ 100-й группы. К лету 1944 г. эта группа располагала уже 4 АЭ истребителей-бомбардировщиков «Москито». Если самолеты 138-го и 140-го крыльев в канун высадки в Нормандии и после неё действовали по объектам вблизи плацдарма (мостам, штабам и пр.), то FB Mk.VI 100-й группы наносили удары по целям в глубине вражеской территории, в первую очередь, по аэродромам. «Москито» вели боевую работу практически до конца войны в Европе, выполнив последний боевой вылет 4 мая 1945 г.

В послевоенное время истребительные модификации «Москито» поставлялись Бельгии (NF Мк.ЗО), Швеции (NF Mk.XIX), Югославии (FB Mk.VI и NF Мк.38), Франции (FB Mk.VI и NF Мк.ЗО), Чехословакии (FB Mk.VI), Турции (FB Mk.VI), Доминиканской Республике (FB Mk.VI), Израилю (FB Mk.VI), гоминьдановскому Китаю (FB Мк.26).
Идеология, заложенная Дж. де Хэвиллендом при создании «Москито», подтвердила свою правильность. Самолет, задуманный как бомбардировщик, был успешно трансформирован в ночной истребитель (став лучшим британским самолетом в этом классе) и истребитель-бомбардировщик. Исключительные летные характеристики стали своеобразным эталоном, как для британских конструкторов, так и для противника — задача противодействия «Москито» стала одним из определяющих факторов при формировании облика истребителей Люфтваффе.


Модификации Москито

«Москито» F Mk.II — двигатели «Мерлин» 21, 22 или 23 (1480 л.с.). Вооружение — 4 20-мм пушки в нижней части фюзеляжа, 4 7,7-мм пулемета в носовой части. Выпущено 494 самолета, большинство — в ночном варианте NF Mk.II с РЛС AI Mk.IV или Mk.V. 25 самолетов переоборудовано в вариант NF Mk.ll(Special) с демонтированной РЛС и увеличенным запасом топлива.

«Москито» NF Mk.XII — РЛС AI Mk.VIII, пулеметы отсутствуют. Переоборудовано 98 самолетов из NF Mk.II.

«Москито» NF Mk.XIII — двигатели «Мерлин» 21, 23 или 25 (1610 л.с.), вооружение и РЛС — как у NF Мк.ХИ. Под крылом предусмотрена подвеска ПТБ. С августа 1943 г. построено 260 экземпляров.

«Москито» NF Mk.XV — высотный вариант с гермокабиной, двухступенчатыми турбокомпрессорами на двигателях, увеличенным размахом крыла. Переоборудовано 5 самолетов из NF Mk.ll.

«Москито» NF Mk.XVII — РЛС AI Мк.Х (американская SCR-720), вооружение — как у NF Mk.XII. Переоборудовано 99 самолетов из NF Mk.II.

«Москито» NF Mk.XIX — двигатели «Мерлин» 25. Применен универсальный носовой обтекатель, позволяющий устанавливать РЛС AI Mk.VIII или Мк.Х. С апреля 1944 г. по сентябрь 1945 г. выпущено 280 экземпляров.

«Москито» NF Mk.30 — высотный вариант NF Mk.XIX с двигателями «Мерлин» 72 или 76 (1685 л.с.) с двухступенчатыми турбокомпрессорами и РЛС AI Mk.X. С июня 1944 г. построено 526 самолетов.

«Москито» NF Мк.36 — послевоенная модификация с моторами «Мерлин» 113/114 (1640 л.с.) или 113А/114А и РЛС РЛС AI Мк.Х. С июня 1945 г. изготовлено 163 истребителя.

«Москито» NF Мк.38 — двигатели «Мерлин» 114А, РЛС AI Mk.IX. Построена 101 машина.

«Москито» FB Mk.VI — истребитель-бомбардировщик. Двигатели «Мерлин» 21, 22, 23 или 25. Вооружение — 4 20-мм пушки, 4 7,7-мм пулемета; возможна подвеска 2 113-кг бомб в бомбоотсеке и 2-под крылом (вместо последних — до 8 НАР). С февраля 1943 г. изготовлено 2584 экземпляра. Таким образом, эта модификация стала самой массовой среди всех «Москито».

«Москито» FB Mk.XVIII — противокорабельный вариант, вооруженный 57-мм пушкой (боекомплект 18 снарядов) и 4 7,7-мм пулеметами. Переоборудовано 19 самолетов из FB Mk.VI.

«Москито» FB Mk.21, FB Mk.24 и FB Mk.26 — канадские аналоги FB Mk.VI. FB Mk.21 (3 самолета) имели двигатели «Мерлин» 31, FB Mk.24 (2) — «Мерлин» 301, a FB Mk.26 (338 единиц, выпущенных в феврале-августе 1945 г.) — «Паккард-Мерлин» 225 (1620 л.с.)

«Москито» FB Мк.40 и FB Мк.41 — австралийские аналоги FB Mk.VI с двигателями «Мерлин» 31 (1460 л.с.). Построено 178 FB Мк.40 и 11 FB Мк.41.

«Си Москито» TF Мк.ЗЗ и TF Мк.37 -послевоенные палубные истребители-бомбардировщики с двигателями «Мерлин» 25, усиленным шасси и складывающимся крылом. Вооружение — как у FB Mk.VI (за исключением пулеметов). Установлена РЛС ASH (TF Мк.ЗЗ) или ASV Mk.XIII (TF Mk.37). Изготовлено 50 TF Мк.ЗЗ и 14 TF Mk.37.


Тактико-технические характеристики Mosquito B Mk.I

— Главный конструктор: Рональд Бишоп
— Первый полёт: 25 ноября 1940 года
— Конец эксплуатации: 1953 (Королевские ВВС)
— Годы производства: 1940-1950
— Единиц произведено: 7 781

Экипаж Москито

— 2 человека

Размеры Москито

Несколько странно, но многие (если не большинство) английские боевые самолеты были «зачаты» не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба «Спитфайра», эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины - «Москито».
В октябре 1938 года De Havilland Со начала разработку проекта легкого бомбардировщика без оборонительного стрелкового вооружения. Представленный через некоторое время министерству авиации, этот проект, однако, не получил положительной оценки. Лишь благодаря горячей поддержке Уилфреда Фримана (занимавшего высокий пост в министерстве) удалось продолжить работы, а после начала войны и получить официальный заказ на скоростной легкий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 454 кг и дальностью 2400 км. Работы по этому заданию начались 29 декабря 1939 года.
Новый проект получил фирменное обозначение DH.98; его возглавил Р. Бишоп. Опираясь на опыт, приобретенный при создании DH.88 Comet - другого знаменитого самолета фирмы,- конструкторы решили старательно «вылизать» новую машину, максимально использовать дерево, а в качестве силовой установки применить рядные двигатели Роллс-Ройс «Мерлин» (из-за их малого миделя). Кстати, этот двигатель (один из выдающихся в истории авиации), устанавливавшийся на «спитфайрах», «харрикейнах», «ланкастерах» и «мустангах», тоже был создан по частной инициативе!
Выбрав в качестве основы конструкции планера дерево, проектировщики убили сразу двух зайцев: получили возможность использовать неквалифицированную рабочую силу, а также обеспечили гладкую наружную поверхность, столь важную для скоростной машины. Кое-кто считал и продолжает считать, что конструкция «Москито» чуть ли не спасла авиационную промышленность от нехватки металла, а сам самолет был якобы абсолютно застрахован от любых сложностей с поставкой материала. Конечно, такие соображения нельзя принимать всерьез: во-первых, британская промышленность вполне могла бы обеспечить дюралюминием и «Дэ Хэвилленд»; а во-вторых, дерево для «Москито» приходилось везти из тропиков - в Англии-то бальза не растет!
В мае 1940 года, после эвакуации английских войск с материка и последующей капитуляции Франции, стало не до опытных машин, и проектирование нового самолета прекратили, к счастью, ненадолго. Уже очень скоро конструкторы вновь принялись работать с максимальным напряжением. Прошло менее 11 месяцев, и 23 ноября 1940 года ярко-желтый прототип, управляемый сыном основателя компании - Джеффри дэ Хэвиллэндом-младшим, ушел в первый полет. Когда эта машина демонстрировала свои возможности военным, последние были удивлены не только невероятной скоростью (более 600 км/ч!), но и тем, что самолет крутил восходящие бочки на одном двигателе!

Тематика серии ограничивает историю «Москито» рассказом лишь о «чистых» бомбардировщиках, оставляя в стороне фоторазведчики, ночные истребители, штурмовики (истребители-бомбардировщики), палубные самолеты и вспомогательные машины.
Тем не менее следует отметить, что приоритет в постановке на производство и принятии на вооружение остался за разведчиками - первый боевой вылет «Москито» PR.Mk.l состоялся в сентябре 1941 года. В это время прототип бамбардировочной модификации еще только испытывался. Приступив к его серийному выпуску, заводы фирмы первые 8 машин перестроили из незаконченных PR.Mk.l. Затем началось производство большой серии (290 штук) слегка модернизированных самолетов: мотогондолы двигателей, не выступавшие до этого за заднюю кромку, были удлинены для улучшения обтекаемости. Эти машины получили, соответственно, названия B.Mk.lV Series I и B.Mk.lV Series II. При «обкатке» обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для «Москито» создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором - после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске.
Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года - в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые «понюхали пороху»: после первого «тысячного» рейда английских бомбардировщиков на Кельн ственно, названия B.Mk.lV Series I и B.Mk.lV Series II. При «обкатке» обнаружилось, что вес бомб (454 кг) лимитирован не грузоподъемностью, а размерами бомбоотсека, и самолет вполне способен нести удвоенную нагрузку. Для «Москито» создали 227-кг бомбы со специальным укороченным стабилизатором - после чего машина смогла возить четыре таких гостинца на внутренней подвеске.
Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года - в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые «понюхали пороху»: после первого «тысячного» рейда английских бомбардировщиков на Кельн редней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево - пилот). Входной люк - в полу, справа от пилота, открывался наружу. До сборки фюзеляж имел большой вырез снизу, в который вкладывалось крыло; под ним размещался бомбоотсек.
Крыло - среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, неразъемное. Толстая несущая обшивка изготовлена по тому же принципу, что и у фюзеляжа, сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы масла и системы охлаждения двигателей. Закрылки и элероны - металлический каркас, обтянутый полотном.
Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Конструкция рулей высоты и направления - такая же, как у элеронов.
Шасси - полностью убирающееся, включая хвостовое колесо. Амортизация основных и хвостовой «ног» - резиновые блоки внутри стоек, работающие на сжатие. Уборка и выпуск шасси - гидросистемой, колеса основных стоек имели пневматические тормоза Бендикс. Хвостовое колесо металлическое, самоориентирующееся.
Двигатели (два) - рядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс «Мерлин» XXI с жидкостным охлаждением, взлетной мощностью 1280 л. с. Винты трехлопастные, изменяемого шага, «постоянных оборотов», флюгируемые DH (Hamilton-Standard) Hydromatik.
Топливные баки размещались между лонжеронами крыла вне мотогондол (2x155 л + 2x109 л), между мотогондолами и фюзеляжем (2x298 л + 2x355 л) и внутри фюзеляжа (2x309 л). Все баки протестированные. Под крылом могли крепиться дополнительные несбрасываемые (227 л) баки-«наплывы».
Бомбы размещались внутри бомбоотсека. Максимальная нагрузка (неспециальных вариантов) составляла 4 бомбы по 113 кг или 4 специальные (укороченный стабилизатор) бомбы по 227 кг. Стрелковое вооружение отсутствовало.
После удачного дебюта новый бомбардировщик стали получать и другие эскадрильи, но в течение 1942 года к 105-й добавились лишь две - 139-я и 109-я. Выдающиеся качества «Мосси» дали возможность (и в то же время заставили) искать и разрабатывать новые тактические приемы, позволяющие в максимальной степени использовать возможности удачной конструкции дэ Хэвиллэнда. Через некоторое время основными для «Мо-скито» стали сверхмалые высоты, причем не только атака, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника (или хотя бы сократить до минимума время предупреждения) и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал великолепный серо-зеленый камуфляж. Разумеется, считать «Мосси» неуязвимым для истребителей было бы преувеличением. Но благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у «классических» машин, облепленных пулеметными точками.
Еще одним достоинством атак с бреющего полета было заметное повышение точности «укладки» бомб. «Москито» стали попросту специалистами точных бомбовых ударов, можно даже сказать - «хирургических» бомбовых операций. В этом отношении самолет вполне соответствовал своему имени «Комар» (более логичный вариант перевода для Англии). «Дэ Хэвиллэнд» не могла обеспечить (дате вместе с подключенными к производству фирмами Standard Motors, Percival и Airspeed) количества машин, достаточного для массированного применения. Эскадрильям «Комаров» поручали сложные, «деликатные» задания, требовавшие мгновенного появления, точного и быстрого удара и молниеносного исчезновения. И в большинстве случаев эти поручения успешно выполнялись: можно вспомнить удары по верфям подводныхлодок во Фленсбурге, зданию гестапо в Осло или комплексу добычи молибдена в Кнабене (Норвегия). Наиболее искусными в атаках такого рода стали 105-я и 139-я эскадрильи, заслужившие большую популярность и часто действовавшие совместно. Они же разработали специальную атаку двумя группами: одна сбрасывала бомбы с высоты крыш домов, а через несколько секунд появлялась вторая и накрывала цель с пологого пикирования. Эти эскадрильи провели одну из самых известных (хотя и чисто пропагандистскую) атак - дневной налет на здание «Спортспаласт» в Берлине 30 января 1943 года. В тот день отмечали 10-летие прихода нацистов к власти, но выступить Герингу удалось лишь через час после объявления диктора...
В то время, когда экипажи оттачивали свое мастерство, развитие «Москито» шло своим чередом. Создание высотных разведчиков дало жизнь и новой бомбардировочной модификации B.Mk.lX, выпущенной в марте 1943 года. Под ее крылом появились 2 специальных узла - каждый можно было использовать как для подвески бака (454 л), так и бомбы (227 кг). Кроме того, от привычных «четверок» эти машины отличались более мощными и высотными двигателями Роллс-Ройс «Мерлин 72». В результате «девятки» получили возможность идти к цели на высоте 9500 м, а сбросив бомбы, забирались даже на 11 000 м. Впрочем, выпуск B.Mk.lX продолжался недолго, и по числу построенных машин (54) эта модификация оказалась самой малочисленной среди бомбардировщиков. Причиной, видимо, были работы над новой, более совершенной и перспективной B.Mk.XVI.
Летом 1943 года в судьбе «Мосси» произошла значительная перемена - от дневных налетов эскадрильи перешли к ночной работе. Это вовсе не было вынужденной мерой - уровень потерь держался довольно низким - просто по соглашению между Королевскими ВВС и ВВС США вводилось разграничение боевых операций по времени - англичане действовали ночью, американцы - днем. В связи с этим имевшиеся в наличии силы «Мосси» (13 эскадрилий) свели в специальную 8-ю группу. По характеру выполняемых задач они делились на «легкие ночные ударные силы» (проведение «тревожащих» налетов, державших в напряжении или отвлекавших силы ПВО) и маркировщиков целей (три упоминавшиеся выше эскадрильи).Сами маркировщики входили в состав элитных Pathfinder Force («Следопыты»), осуществлявших обнаружение целей и обозначение их при помощи специальных горящих цветных маркеров, на которые ориентировались основные силы бомбардировщиков. Для выполнения такой задачи «комары» получили специальное радиооборудование - станции Oboe («гобой»), Gee-H, а с 1944 года и радиолокационный бомбоприцел H2S, позволявшие производить отметку цели независимо от видимости. Дальность действия первых двух устройств находилась в прямой зависимости от высоты полета, и большой потолок «Мосси» оказался очень полезным.
В том же году появилась новая бомба - Cookie (1816 кг),-способная разрушать не часть здания или дом, как раньше, а целые городские кварталы или промышленные комплексы. Хотя бомбовая нагрузка «Комара» и так уже вдвое превосходила первоначально предполагавшуюся, создатели самолета рискнули «напрячь» его еще раз. Лишенная стабилизаторов бомба умещалась в бомбоотсек «Москито» по ширине и длине, а выступающую снизу часть конструкторы сумели прикрыть, внедрив несколько «припухший» бомбоотсек. В серии это новшество появилось на B.Mk.XVI. Основное направление, взятое в B.Mk.lX - повышение высотности - сохранилось. Новый самолет оснастили, разумеется, более высотными двигателями со специальными нагнетателями Маршалла. Но на больших высотах новым ограничивающим фактором стали физические возможности летчиков. Поэтому более важным новшеством стала герметичная кабина экипажа - вкупе с двигателями это дало возможность удерживать высоту более 12 ООО м. Прототип B.Mk.XVI взлетел в ноябре 1943 года; первые серийные машины были переданы ВВС в декабре, а боевой дебют состоялся в начале февраля 1944 года. Однако первую тяжелую бомбу сбросили все-таки не эти новые машины, а проверенные в бою «четверки» - 23/24 февраля 1944 года. Разумеется, они - небольшое число B.Mk.lV и B.Mk.lX -были модифицированы по образцу «младшей» модификации и получили после этого обозначения B.Mk.lV Special и B.Mk.lX Special. Выпуск B.Mk.XVI продолжался до конца войны и составил 402 самолета.
Летом 1944 года, после вторжения во Францию, «комары» стали снова появляться над континентом днем - теперь их целями часто были пусковые установки ракет V-1. Интересно привести статистику, наглядно показывающую, насколько «Мосси» превосходил по боевой эффективности другие типы бомбардировщиков. Для уничтожения одной пусковой установки требовалось (тоннаж бомб): В-17 (165,4), В-26 (182), В-25 (219). А «Москито» - 39,8!

Спрос на «Москито» существенно превосходил возможности английских заводов, и было решено организовать производство на филиалах компании в Канаде и Австралии. Однако бомбардировщики строили лишь в Новом Свете - B.Mk.VII, появившихся в сентябре 1942 года, выпустили 25 экземпляров; их сменили
В.Мк.ХХ (245 штук). Обе модификации соответствовали B.Mk.lV, но оснащались производимыми в США лицензионными двигателями Паккард Роллс-Ройс «Мерлин», а 400 штук В.Мк.25 соответствовали B.Mk.lX.
Последние вылеты на Берлин «Мосси» совершили 21 апреля 1945 года, а завершающая точка их карьеры в той войне была поставлена 2 мая при атаке Киля и аэродромов в Хусуме и Эггебеке.
Можно подвести некоторые итоги: за время боевых операций бомбардировщики «Москито» выполнили почти 29 тысяч вылетов, в которых была потеряна 171 машина, а еще 88 списаны в результате боевых повреждений. Часто приводимая цифра «одна потеря на 2000 вылетов» относится лишь к последним месяцам войны, когда немцы уже были «совсем не те». Однако практически в течение всей карьеры потери «Москито» были самыми низкими во всем Бомбардировочном командовании.
Последним (и не успевшим повоевать) бомбардировщиком стал В.35, практически не отличавшийся от B.Mk.XVI. Максимальная скорость с 908 кг бомб доходила до 680 км/ч. «Мосси» этих двух модификаций составили основу послевоенных легкобомбардировочных эскадрилий Королевских ВВС и впоследствии передали эстафету уже принципиально-иным самолетам: в 1952-1953 годах последние из них были заменены реактивными «Канберрами».

Бомбардировщик «Москито»:

1 - спиртовой противообледенитель ветрового стекла, 2 - люк отсека спасательной лодки, 3 - трубка Пито, 4 - спиртовой противообледенитель стекла бомбоприцела, 5 - воздухозаборник системы охлаждения топливного насоса, 6 - контрольный лючок, 7 - навигационный огонь, 8 - лючок доступа к баку охлаждающей жидкости, 9 - усиление задней части фюзеляжа (на ранних машинах отсутствовало), только справа, 10 - термостойкая панель, 11 - противообледенитель воздухозаборника, 12 - обтекатель узла крепления крыла, 13 - люк доступа к фотокамере, 14 - заклеенный лентой вырез под крыло, 15 - внутренняя секция радиатора (справа - обогрев бомбоотсека, слева - кабины), 16 - радиаторы системы охлаждения и масла, 17 - несбрасываемый топливный бак (227 л), 18 - стекло фотокамеры F.24,19 - входной люк эпипажа, 20 - опознавательные огни, 21 - обтекатель трубопровода системы охлаждения, 22 - воздухозаборник карбюратора, 23 - подвеска 227-кг бомбы под крылом (только на B.Mk.IX и B.Mk.XVI), 24 - воздуховод для охлаждения пламегасителя.

Схемы окраски

1. «МОСКИТО» B.MK.IV srs п из 139-й эскадрильи. Авиабаза Марэм, Норфолк, май 1943 года.

2. «МОСКИТО» B.Mk.IV SFS II из 105-й эскадрильи. Авиабаза Хоршэм Ст. Фэйт. Такая окраска применялась весной и летом 1942 года для дезинформации противника: полоса вокруг фюзеляжа и светлые коки винтов являлись отличительными признаками окраски английских истребителей

Тактико-технические характеристики самолётов "Москито"
B.Mk.lV.srsll В.MUX
B.Mk.XVI
Длина, м 12,22 12,65 12,65
Размах крыла, м 16,52 16,52 16,52
Площадь крыла, м2 40,9 40,9 40,9
Масса пустого, кг 6000 6300 6700
Масса взлетная, кг 9866 10442 11766
Двигатели
Merlin 21 Merlin 72
Merlin 76
количество X мощность, л.с. 2 х 1280 2 х 1680 2 x1710
Скорость макс.,км/ч /на высоте, м 612/4300 657/7900 668/8500
Потолок, км 8,3 10,3 12,0
Дальность, км
2600 2900 2200
внутренняя 908
908 1362 (1x1816)
наружная -
454 454

С. ЦВЕТКОВ

Чертежи А. РАДУЦКОГО

Авиалетопись "М-К"

Моделист-Конструктор №10"1994