Русская литература XIX века. XIX век в русской литературе Классики русской литературы 19 век поэты

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – поэт и публицист. Один из лидеров русских славянофилов.

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – поэт, литературный критик, лингвист, историк. Вдохновитель и идеолог славянофильства.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859 ) – писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик. Писал книге о рыбалке и охоте. Отец писателей Константина и Ивана Аксаковых. Самое известное произведение: сказка «Аленький цветочек».

Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – поэт, драматург, литературный критик, лингвист, переводчик. Автор пьес: «Царь Иксион», «Лаодамия», «Меланиппа-философ», «Фамира-кэфаред».

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) – поэт и переводчик. Автор поэм: «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» («Цыганка»).

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт. Также автор ряда известных прозаических статей: «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира» и другие.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – литературный критик. Возглавлял критический отдел в издании «Отечественные записки». Автор многочисленных критических статей. Оказал огромное влияние на русскую литературу.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837) – писатель-байронист, литературный критик. Издавался под псевдонимом Марлинский. Издавал альманах «Полярная звезда». Входил в число декабристов. Автор прозы: «Испытание», «Страшное гадание», «Фрегат Надежда» и другие.

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт, мемуарист, историк, литературный критик. Один из основателей и первый глава Русского исторического общества. Близкий друг Пушкина.

Веневетинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) – поэт, прозаик, философ, переводчик, литературный критик Автор 50 стихотворений. Был также известен как художник и музыкант. Организатор тайного философского объединения «Общество любомудрия».

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – писатель, философ, педагог. Самые известные произведения: роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный».

Глинка Сергей Николаевич (1776-1847)
– писатель, мемуарист, историк. Идейный вдохновитель консервативного национализма. Автор следующих произведений: «Селим и Роксана», «Добродетели женщин» и других.

Глинка Федор Николаевич (1876-1880) – поэт и писатель. Член общества декабристов. Самые известные произведения: поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель, драматург, поэт, литературный критик. Классик русской литературы. Автор: «Мертвых душ», цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», повестей «Шинель» и «Вий», пьес «Ревизор» и «Женитьба» и многих других произведений.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик. Автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – поэт, драматург и композитор. Был дипломатом, погиб на службе в Персии. Самое известное произведение – поэма «Горе от ума», послужившая источником многих крылатых фраз.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) – писатель.

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, мемуарист. Герой Отечественной войны 1812 года. Автор многочисленных стихотворений и военных воспоминаний.

Даль Владимир Иванович (1801-1872) – писатель и этнограф. Будучи военным врачом, попутно собирал фольклор. Самый известный литературный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль турдился над словарем более 50 лет.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – поэт, издатель.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик и поэт. Печатался под псевдонимами –бов и Н. Лайбов. Автор многочисленных критических и философских статей.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и философ. Признанный классик русской литературы. Автор произведений: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток» и многих других.

Жемчужников Александр Михайлович (1826-1896)

Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) – поэт и сатирик. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова. Автор комедии «Странная ночь» и сборника стихов «Песни старости».

Жемчужников Владимир Михайлович (1830-1884) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – поэт, литературный критик, переводчик, основоположник русского романтизма.

Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – писатель и драматург. Автор первых русских исторических романов. Автор произведений «Проказник», «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Кульма Петрович Мирошев» и других.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк, писатель и поэт. Автор монументального труда «История государства Российского» в 12 томах. Его перу принадлежат повести: «Бедная Лиза», «Евгений и Юлия» и многие другие.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) – религиозный философ, литературный критик, славянофил.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – поэт и баснописец. Автор 236 басен, многие выражения из которых стали крылатыми. Издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Меркурий».

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт. Входил в число декабристов. Близкий друг Пушкина. Автор произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Вечный жид».

Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – писатель, один из родоначальников русского исторического романа. Автор романов «Ледяной дом» и «Басурман».

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, писатель, драматург, художник. Классик русской литературы. Самые известные произведения: роман «Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленник», поэмы «Мцыри» и «Маскарад».

Лесков Николай Семенович (1831-1895) – писатель. Самые известные произведения: «Левша», «Соборяне», «На ножах», «Праведник».

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт и писатель. Классик русской литературы. Глава журнала «Современник», редактор журнала «Отечественные записки». Самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».

Огарев Николай Платонович (1813-1877) – поэт. Автор поэм, стихотворений, критических статей.

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) – поэт и писатель. Входил в число декабристов. Автор поэмы «Василько», стихотворений «Зосима» и «Старица-пророчица».

Одоевский Владимирович Федорович (1804-1869) – писатель, мыслитель, один из создателей музыкознания. Писал фантастические и утопические произведения. Автор романа «4338-й год», многочисленных рассказов.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) – драматург. Классик русской литературы. Автор пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и многих других.

Панаев Иван Иванович (1812-1862) – писатель, литературный критик, журналист. Автор произведений: «Маменькин сынок», «Встреча на станции», «Львы провинции» и других.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – литературный критик-шестидесятник, переводчик. Многие статьи Писарева разобрали на афоризмы.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт, писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор: поэм «Полтава» и «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» и многочисленных стихотворений. Основал литературный журнал «Современник».

Раевский Владимир Федосеевич (1795-1872) – поэт. Участник Отечественной войны 1812 года. Входил в число декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт. Входил в число декабристов. Автор исторического поэтического цикла «Думы». Издавал литературный альманах «Полярная звезда».

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) – писатель, журналист. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Господа Головлевы», «Премудрый пескарь», «Пошехонская старина». Был редактором журнала «Отечественные записки».

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) – публицист и философ.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) – драматург, философ, переводчик. Автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель, поэт, драматург. Автор поэм: «Грешница», «Алхимик», пьес «Фантазия», «Царь Федор Иоаннович», повестей «Упырь» и «Волчий приемыш». Вместе с братьями Жемчужниковыми создал образ Козьмы Пруткова.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – писатель, мыслитель, просветитель. Классик русской литературы. Служил в артиллерии. Участвовал в обороне Севастополя. Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В 1901 году был отлучен от церкви.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – писатель, поэт, драматург. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Муму», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт. Классик русской литературы.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – поэт-лирик, мемуарист, переводчик. Классик русской литературы. Автор многочисленных романтических стихотворений. Переводил Ювенала, Гете, Катулла.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – поэт, философ, богослов, художник.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, философ, литературный критик. Автор романов «Что делать?» и «Пролог», а также повестей «Алферьев», «Мелкие рассказы».

Чехов Антон Павлович (1860-1904) – писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и многочисленных рассказов. Проводил перепись населения на острове Сахалин.

Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.

Исторические события

Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, - все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.

В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России - это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

Классицизм

Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.

Реализм

Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

Публицистика и сатира

Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода - сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» - так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления - Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.

Критика

Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры - очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.

Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Пушкин и Гоголь

Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них - образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.

Лермонтов

Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.

Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

Девятнадцатое столетие - это золотой век русской литературы. В этот период была рождена целая плеяда гениев искусства слова, поэтов и прозаиков, непревзойденное творческое мастерство которых определило дальнейшее развитие не только русской литературы, но и зарубежной.

Тонкое переплетение социального реализма и классицизма в литературе абсолютно точно отвечало общенациональным идеям и канонам того времени. В 19-м столетии впервые стали подниматься такие остросоциальные проблемы, как потребность в смене приоритетов, неприятие устаревших принципов и конфронтация общества и личности человека.

Самые значимые представители русской классики 19-го века

Такие гении слова, как А.А. Бестужев-Марлинский и А.С. Грибоедов, в своих трудах открыто демонстрировали презрение к высшим слоям общества за их эгоизм, тщеславие, лицемерие и аморальность. В.А. Жуковский, напротив, своими произведениями внес в русскую литературу мечтательность и задушевную романтику. Он пытался в своих стихах уйти от серой и скучной обыденности, чтобы показать во всех красках возвышенный мир, который окружает человека. Говоря о русской литературной классике, нельзя не упомянуть великого гения А.С. Пушкина - поэта и отца русского литературного языка. Произведения этого писателя сделали настоящий переворот в мире литературного искусства. Поэзия Пушкина, повесть «Пиковая дама» и роман «Евгений Онегин» стали стилистической подачей, которую неоднократно использовало множество отечественных и мировых литераторов.

Помимо всего прочего литературе девятнадцатого века были свойственны еще и философские концепции. Наиболее ярко они раскрыты в творчестве М.Ю. Лермонтова. Всю свою творческую деятельность автор восторгался декабристскими движениями и отстаивал свободы и права человека. Его стихи пропитаны критикой императорской власти и оппозиционными призывами. В сфере драматургии «засветился» А.П. Чехов. Применяя тонкую, но «колючую» сатиру, драматург и писатель высмеивал человеческие пороки и выражал презрение к порокам представителей дворянской знати. Его пьесы с момента рождения и по сегодняшний день не теряют актуальности и продолжают ставиться на подмостках театров во всем мире. Нельзя также не упомянуть великих Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, Н.В. Гоголя и т.д.


Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник ». Иван Тургенев, Иван Гончаров, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин, Александр Островский.

Особенности русской литературы

В девятнадцатом столетии русская реалистическая литература обрела небывало высокое художественное совершенство. Ее основной отличительной чертой была самобытность. Вторая половина 19-го века в русской литературе прошла с идеей решительной демократизации художественного создания и под знаком напряженной идеологической борьбы. Помимо всего прочего, в эти временные рамки видоизменялся пафос художественного творчества, в результате чего русский писатель сталкивался с потребностью художественного понимания необыкновенно подвижной и стремительной стихии бытия. В такой обстановке литературный синтез зарождался на гораздо узких временных и пространственных отрезках жизни: потребность определенной локализации и специализации диктовалась особым состоянием мира, характерным для эпохи второй половины девятнадцатого столетия.

Средневековая страсть Вальтера Скотта

Родоначальник исторического романа – Вальтер Скотт, был рожден в шотландском городе Эдинбурге в 1771 г. Всю жизнь писатель хромал на одну ногу (последствия перенесенного детского паралича). Обучившись праву, Вальтер Скотт поступил на работу в адвокатскую контору своего отца.

Обладавший феноменальной памятью, Вальтер Скотт с раннего возраста увлекался эпохой средневековья и произведениями античных авторов. В начале своей адвокатской карьеры будущий писатель много путешествовал по стране в поисках различных старинных баллад и легенд о шотландских героях.

Первое время творчество Скотта проявлялось в написании стихов, романов в стихах, однако далее переключил свой интерес на прозу. Вальтер Скотт, являясь великолепным художником, как никто другой мог вдохнуть жизнь в покрытые пылью времени события. Знаменитым имя Вальтера Скотта сделали написанные им поэмы «Рокби», «Дева озера» и «Песнь последнего менестреля». Данные произведения, посвященные горячо любимому средневековью, имели небывалый успех среди современников автора.

Историческое прошлое Англии находит свое отражение в таких романах Вальтера Скотта, как «Айвенго», «Вудсток», «Аббат» и многих других. Первым историческим произведением, написанным шотландским писателем в прозаическом жанре, является роман «Уэверли, или шестьдесят лет назад». Данное произведение открыло цикл романов, посвященных исторической теме (так называемый Уэверлеевский цикл), которые остаются популярны и в наше время. Скончался Вальтер Скотт в результате апоплексического удара в 1832 г.

Неудержимый в проявлении чувств – Оноре де Бальзак

Великий французский писатель – Оноре де Бальзак, был рожден в 1799 г. во французском городе Тур в семье крестьянина. Как и многие другие знаменитые писатели, Бальзак, по желанию отца, должен был стать адвокатом. Однако, будущий писатель отказался от юриспруденции, посвятив себя литературе.

По характеру Бальзак всегда отличался неудержимым проявлением чувств буквально ко всему, что его окружало. Если он любил, то на всю жизнь, если ненавидел – то целиком и полностью. Писатель слыл максималистом во всем. Он считал, что непременно станет великим и знаменитым. В принципе, так и произошло.

Путь Бальзака к славе был долгим и тернистым. Вначале он написал несколько довольно посредственных произведений, в поисках именно той темы, которая давалась бы ему лучше всего. В результате долгих исканий слава наконец-то пришла к нему после опубликования произведения «Шагреневая кожа». Далее автором, с удивительной стремительностью были написаны все его самые знаменитые произведения: «Блеск и нищета куртизанок», «Темное дело», «Обедня безбожника», «Музей древностей» и многие другие. Данные произведения были написаны Бальзаком в короткие сроки. Ходили легенды о его возможности работать практически без перерыва.

Бальзак – признанный мастер авантюрного романа. Вся его жизнь состояла из череды авантюр. Он с легкостью влезал в долги, вкладывал деньги в призрачные финансовые проекты, прогорал и повторял все заново. В 1850 году тяжелая болезнь сердца оборвала жизнь знаменитого писателя.

Александр Сергеевич Пушкин – сокровище русской литературы

Родился самый знаменитый русский поэт и писатель – Александр Сергеевич Пушкин, в Москве в 1799 г. Писатель происходит из древнего дворянского рода, которым сам Пушкин невероятно гордился и нередко воспевал в своих стихах. Помимо этого, предметом гордости Пушкина являлся и его прадед по материнской линии – африканец Абрам Петрович Ганнибал (прообраз главного героя знаменитого произведения писателя — «Арап Петра Великого»).

Александр Сергеевич был довольно известен среди российской аристократии 19-го века. Век, в котором он жил, в наше время, по праву золотым веком русской литературы. Писатель был дружен со многими знаменитыми личностями – князь Вяземский, Нащокин, Пущин, Жуковский, вот далеко не весь перечень людей, гордившихся дружбой с Пушкиным.

О Пушкине написано очень много. Его умение мастерски играть словами, возводя из них монументальные произведения, мало кого может оставить равнодушным. Писатель прославился многими прозаическими работами – «Выстрел», «Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», большим количеством поэм – «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», «Медный всадник», а также огромным количеством стихов. За короткую жизнь (поэт был убит на дуэли в возрасте 37 лет в 1837 г.), Пушкин успел написать немало произведений, по праву считающихся одними из самых лучших в мировой литературе.

Романтичная натура Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго, один из самых почитаемый писателей Франции, появился на свет в городе Безансон в 1802 году. Писатель прожил практически весь 19-ый век, однако литературе себя посвятил лишь по выходу на пенсию после занятий политической деятельностью. При царствовании Наполеона III Гюго был вынужден покинуть Францию ввиду расхождения во взглядах с правящей стороной. Выступающий против притеснения народа, писатель прожил в эмиграции более 20 лет.

По своей натуре Виктор Гюго был убежденным романтиком, полагая, что свобода человека и его убеждений должна цениться превыше всего. Писатель яростно выступал против унижения своего народа, взывая к возведению на пьедестал прав и свобод каждого человека.

Главным произведением в жизни Виктора Гюго считается его роман «Отверженные», над которым автор трудился тридцать лет. Сам писатель придавал огромное значению данному роману, полагая, что подобные произведения призваны переустроить общество.

Вторым, не менее знаменитым произведением Гюго, по праву считают роман «Собор Парижской Богоматери». Современники автора высоко ценили данное произведение, однако мало кто мог предположить, что в образе Квазимодо автор олицетворял угнетенный и призираемый французский народ.

Знаменитый писатель прожил жизнь, насыщенную всевозможными событиями. Скончался Виктор Гюго в 1885 г.

Любитель приключений Александра Дюма (отец)

Отличавшийся могучим телосложением и склонностью к авантюрам Александр Дюма, был рожден в 1802 г. в небольшом парижском городке – Вилле-Котре. Рано потерявший отца, Александр был слишком самостоятельным и имел необузданный характер. Он отказывался подчиняться какой-либо дисциплине, часто бродяжничал по лесам, и попадал в различные авантюры.

Александр Дюма решил посвятить свою жизнь литературе после того, как увидел постановку Шекспировского «Гамлета». Решив взять Париж приступом, Дюма, практически без копейки денег в кармане, отправился в столицу. У Александра не было именитых покровителей, он не знал, на какие жанры делятся литературные произведения. Все, что он имел – это огромное желание писать и напористый, жаждущий славы характер. За первые шесть лет проживания в Париже без денег и каких-либо помощников Дюма сумел обрести призвание и получить известность.

Первую половину своей литературной жизни писатель посвятил театру. Написанные им пьесы дали возможность заговорить о Дюма, как о выдающемся драматурге. Позднее Александр Дюма написал несколько исторических романов, принесших ему всемирную славу – «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Королева Марго», «Железная маска» и другие.

Обладавший хорошим чувством юмора, Александр Дюма и на пороге смерти не расставался с хорошим настроением. Автор бесчисленного количества романов скончался в 1870 г.

Великий «сказочник» — Ганс Христиан Андерсен

Знаменитый друг детей всего мира – Ганс Христиан Андерсен, был рожден в 1805 г. в небольшом городке Оденсе, расположенном в Дании. Мальчик из обычной семьи сапожника и прачки удивлял всех своим знанием Шекспировских сонет. Андерсен обладал невероятным воображением, а по натуре был утонченным и эмоциональным человеком.

Переехав в юности в Копенгаген, Андерсен безуспешно пытался попасть в театральную труппу. Оставив данные попытки, будущий писатель пишет свою первую пьесу. Безрезультатно пытаясь убедить театралов поставить ее на сцене, Андерсен, тем не менее, принимает их предложение бесплатно обучаться в школе (семья Ганса была настолько бедна, что не могла оплатить своему сыну учебу).

Известность Андерсен получил лишь в 1829 г., когда увидел свет первый рассказ писателя — «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Только спустя несколько лет Андерсен, получив от короля денежное довольствие, сможет осуществить свою мечту о заграничных путешествиях и, как следствие, станет автором прославивших его на весь мир сказок. Долгое время писатель будет стараться прославиться как романист и драматург, однако все будут воспринимать его лишь как писателя фантастических историй. Мало кто знает, что Андерсен презирал и ненавидел свои сказки, сделавшие его знаменитым. Великий сказочник ушел из жизни во сне в 1875 г.

Одна из самых загадочных и неоднозначных личностей 19-го века — Эдгар Аллан По, был рожден в 1809 г. в американском городе Бостон. В раннем возрасте мальчик остался сиротой, отец его оставил семью сразу же после рождения Эдгара, а мать умерла, когда будущему писателю было около трех лет. На воспитание Эдгара По взял богатый торговец, впоследствии переехавший жить в Англию. Повзрослев, Эдгар По поссорился со своим наставником и вернулся в Бостон. Там он на последние деньги издает первую книгу своих стихов. Оставшись без гроша в кармане, писатель вынужден поступить на военную службу. Далее Эдгар По работает в различных изданиях, выпускает свои стихи, однако ни денег, ни славы данная деятельность ему не приносит. Жизнь Эдгара По стала налаживаться только после того, как он переехал в Филадельфию, где устроился на работу редактором журнала. За время работы он выпускает два тома прозы «Гротески и арабески», а также большое количество литературно-критических статей.

Впоследствии Эдгар По переехал жить в Нью-Йорк, где опубликовал стихотворение «Ворон», сделавшее его знаменитым. Вслед за этим Эдгара По начинает преследовать череда неудач. Умирает любимая жена Вирджиния, закрывается издательство, где работает писатель. Все это откладывает отпечаток на сознании Эдгара По. Он начинает принимать опиум, увлекся алкоголем. В последние голы жизни разум писателя был затуманен, его часто посещали мрачные мысли, нелепые фантазии. Все это сказалось на написанных им стихах и рассказах. Готическая фантастика, смешанная с элементами детектива, максимально точно приближенная к реальности, таковыми были произведения автора. Наиболее популярными стали «Падение дома Ашеров», «Призрак бродит по Европе», «Овальный портрет», «Колодец и маятник» и многие другие. Скончался писатель в 1849 году.

Великий мистик — Николай Васильевич Гоголь

Признанный гений мировой литературы — Гоголь Николай Васильевич, появился на свет в семье помещиков, проживающих в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в 1809 г. Рядом с имением отца Гоголя находилась деревушка с названием Диканька, которая в настоящее время известна всем, благодаря произведениям писателя. Повзрослев, Гоголь отправился в Петербург, где поступил на государственную службу. Данная деятельность крайне разочаровала Николая Васильевича, и он решил посвятить себя литературе.

Произведением, благодаря которому имя Гоголя получило известность, стал рассказ «Вечера на хуторе близ Диканьки». Далее Гоголь пишет не менее знаменитые произведения «Тарас Бульба», «Ревизор». В них он описывает борьбу простого народа за свою суверенность, осмеивает нравы, царящие внутри так называемой «элиты» государства. Полными таинственности являются также известные произведения писателя «Вий» и «Ночь накануне Рождества», где писатель мастерски описывает быт украинского народа, вкладывая в него элементы народных поверий и мистических рассказов.

В 1842 г. в свет выходит главное произведение Гоголя — «Мертвые души». Сюжет романа вызвал огромное возбуждение в читательских кругах и в среде критиков. Отношение к нему было неоднозначным — Гоголя хвалили и одновременно обвиняли в клевете на существующую действительность. Впоследствии Гоголь начал писать второй том знаменитого романа, призванный описать позитивную сторону русской жизни. Однако, терзаемый предчувствием близкой смерти и сомнениями по поводу своего литературного призвания, Гоголь уничтожает часть рукопись, мотивируя свой поступок тем, что она отрицательно повлияет на человечество. В 1852 г. Гоголь умирает в своей квартире.

После смерти писателя осталось большое количество произведений, множество из которых в наше время было экранизировано. Смерть писателя глубоко потрясла русское общество. Перезахоронение Горького в 1931 г. на кладбище Новодевичьего монастыря явилось причиной рождения слухов о том, что писатель не умер, а заснул, всего-навсего, летаргическим сном, и был похоронен заживо. Однако подтверждения данным домыслам в настоящее время нет.

Чарльз Диккенс — любимый писатель англичан

Чарльз Диккенс, один из самых талантливых писателей, снискавших мировую известность, родился в 1812 г. в местечке Лендпорт в Великобритании. Отец будущего писателя был портовым чиновником, но разорился, когда Диккенс еще ходил в школу. Мальчику пришлось идти работать на фабрику, чтобы как-то помочь прокормить семью. В результате этого Диккенс не получил серьезного образования.

Однажды, будучи уже взрослым и работая стенографом в парламенте, Диккенс решил подзаработать путем написания маленьких очерков. Они оказались удачными, и Чарльза пригласили в одну из газет в качестве судебного репортера. Именно тогда Диккенс стал сотрудничать с различными художниками, рисующими комические сюжеты. Писатель сочинял для них короткие юмористические рассказы. Серия подобных повествований под названием «Пиквикский клуб» была крайне популярна в Англии. Впоследствии Диккенс написал роман, названный им «Посмертные записки Пиквикского клуба», главным героем которого был тот самый комический персонаж — мистер Пиквик.

В мировой литературе Чарльз Диккенс известен как замечательный сатирик и юморист. Однако это не означает, что писатель мог возбуждать в сердцах людей лишь смех. Одно из ярких произведений автора — «Приключения Оливера Твиста», заставило читателей всего мира сопереживать главному герою. Самый грандиозный роман писателя «Дэвид Коперфильд» повествует о сердечных переживаниях героя, и некоторыми подробностями напоминает личную жизнь самого автора.

Постепенно Диккенс стал очень популярен и любим в Англии. Помимо этого, написанные им произведения принесли автору богатство. Однако, под конец жизни в характере Диккенса присутствовала некоторая неудовлетворенность своим положением, им овладела страсть к переменам, беспокойство. Видимо, это явилось признаком психологической усталости. В 1870 г. знаменитый писатель ушел из жизни в результате кровоизлияния.

Михаил Юрьевич Лермонтов — судьба офицера

Михаил Юрьевич Лермонтов — «солнце русской поэзии», как его называли современники, родился в Москве в 1814 г., в дворянской семье. Поэт окончил военную школу в Петербурге, после чего поступил в гусарский полк на службу. За опубликование стихов по поводу смерти Пушкина Лермонтов был сослан командованием на Кавказ. По характеру Лермонтов был вспыльчивым, любил отпускать в адрес знакомых нелестные шутки, надсмехаться надо всеми. Результатом подобного поведения были дуэли с участием поэта. После первой дуэли, в которой Лермонтов стрелялся с сыном французского посланника, поэт снова был отправлен на Кавказ. Там он принимал участие в боевых действиях, проявил храбрость. Однако царь не желал награждать мятежного поэта, и отказывал в его переводе в Петербург. Дуэль Лермонтова с Мартыновым в Пятигорске в 1841 г., где автор находился на лечении, оказалась последней. Поэт был убит.

Лермонтов начал писать рано. Его произведения стали знамениты, когда автору не исполнилось и 20 лет. В чем бы себя не пробовал поэт, в прозе или в поэзии, плоды его творчества всегда становились шедеврами. Стихи Лермонтова «Парус», «Три пальмы», поэмы «Мцыри», «Демон», роман «Герой нашего времени» — все это надолго останется в памяти потомков. Современники Лермонтова находили в его произведениях дух поиска истины, необычайную глубину чувств. Таким был и сам поэт. Он постоянно стремился к чему-то новому, спокойная жизнь его тяготила. Его любили и ругали одновременно. Со стороны Лермонтов казался заносчивым, высокомерным, осмеивающим всех и вся. Но для близких друзей он всегда был преданным и необычайно добрым человеком. Смерть поэта глубоко потрясла всех, не оставив никого равнодушным.

«Властитель умов» — Иван Сергеевич Тургенев

Этот поистине гениальный писатель был рожден в Орле в 1818 г. в семье дворян. Тургенев был крайне слабохарактерной личностью. Следствием этого послужило воспитание писателя в строгости. Его мать была довольно деспотичной натурой, предпочитала, чтобы вся ее семья жила по ее правилам. Однако, несмотря на малодушие характера и образование философа, Тургенев принял участие в Отечественной войне 1812 г.

Всю свою жизнь Тургенев с недовольством относился к крепостничеству, его угнетала жизнь крестьян, вынужденных работать до седьмого пота под гнетом помещиков. Подобное настроение Тургенева нашло свое отражение во многих произведениях писателя, к ним относятся «Помещик», «Записки охотника», «Месяц в деревне». Писатель также очень любил затронуть в своих произведениях тему проблем, возникающих между обществом и личностью. Ярким примером такого произведения выступает «Отцы и дети». Извечный конфликт двух поколений, красочно описанный Тургеневым, актуален и по сей день.

Знакомые Тургенева описывают его как чересчур доброго и мягкосердечного человека. Многие рассказывали, что даже с прислугой в своем доме писатель вел себя по-семейному, как будто они являлись его родными людьми. Тургенев был очень дружен со знаменитой французской певицей — Полиной Виардо. До самой смерти он прожил в ее доме вместе с ее семьей. Смерть писателя наступила в 1883 г. в результате заболевания позвоночника.

Великий «провидец» — Федор Михайлович Достоевский

Знаменитый писатель родился в Москве в 1821 г. Его семья происходила из древнего литовского рода, известного по записям своей неукротимостью и буйством характера. В 18 лет Достоевский лишается отца, что является следствием первого эпилептического припадка будущего писателя. Впоследствии данное заболевание сопровождало Достоевского всю его жизнь. Первое время Федор Михайлович служил в чертежной инженерного департамента. Практически через год после начала службы он вышел в отставку, так как понял, что его призванием является литература.

Первый роман Достоевского под названием «Бедные люди», сразу же снискал его автору признание писателя «гоголевского направления» или так называемой «натуральной школы». В произведении Достоевский очень точно описал социальную неустроенность «маленького человека». Федор Михайлович всегда старался реально отражать образ действительности в своем творчестве. Он был мастером построения драматических сюжетов и сложности характеров. Помимо этого Достоевский был ярким сторонником революционных взглядов, существовавших в тот момент в обществе. За приверженность к обществу «петрашевцев» его приговорили к смертной казни, которую впоследствии заменили каторгой.

Один из великих романов великого писателя — «Преступление и наказание» считается практически пророческим. Все обстоятельства ситуации, образы героев находят свое отражение в 20-м веке — веке войн и насилия. Достоевский во многих своих произведениях не просто показывал современное ему общество с его жестокостью, угнетением людей. Писатель также проигрывал ситуации развития данного положения, описывал, к чему может прийти такое общество. Во многом пророческими стали и его последующие произведения — «Братья Карамазовы», «Идиот». Ушел из жизни знаменитый «провидец» в 1881 г.

Классик приключенческого жанра — Жюль Верн

Один из основателей научной фантастики, каковым по праву считают Жюль Верна, родился во французской городе Нант в 1828 г. в семье юриста. Изначально Жюль Верн также готовился стать адвокатом, однако любовь к литературе побудила его изменить свое намерение.

В своих произведениях писатель преклоняется перед научным прогрессом человечества, изобретает новые пути и методы его развития. За свою жизнь Жюль Верн выпустил огромное количество романов, рассказов и повестей. Несколько его произведений экранизированы и заставляют даже в наше время с восторгом следить за приключениями героев Жюль Верна. Практически всем с детства знакомы его культовые романы — «Вокруг света за 80 дней», «Пятнадцатилетний капитан», «Путешествие к центру земли», «Дети капитана Гранта» и многие другие. Отличительной особенностью данных приключенческих произведений является то, что Жюль Верн хоть и описывал невероятные события, но при этом тщательно продумывал технические особенности и известные научные открытия, чтобы придать своим работам некоторую долю реализма. Жюль Верн любил великолепно описывать характеры своих героев, придавая им черты героизма, а иногда и комичности. Захватывающий дух приключений царит практически на каждой странице книг, написанных этим замечательным писателем.

Жюль Верн очень любил путешествовать. Он много ездил по миру, собирал сюжеты и лица для своих произведений. Однако, после ранения в ногу (в писателя стрелял психически больной племянник в 1886 г.) Жюль Верну пришлось забыть о путешествиях. Скончался знаменитый «путешественник» от сахарного диабета в 1905 г.

Граф Лев Николаевич Толстой

Потомок старинного дворянского рода — Лев Николаевич Толстой, был рожден в родовом имении Ясная Поляна, что находится под Тулой в 1828 г. В раннем возрасте Толстой лишился родителей. Воспитанием будущего писателя и его братьев и сестры занялись многочисленные родственники. В начале Толстой мечтал стать дипломатом, однако так и не доучившись до конца на восточном факультете, перевелся на юридический. Но правоведом Толстому также стать не пришлось. Он уехал обратно в родовое имение, доставшееся ему по наследству, где пытался писать повести. Так и не закончив ни одну из них, писатель вернулся в Москву. Толстой долго пытался найти сферу деятельности, в которой он мог бы себя реализовать.

Жизнь Толстого поначалу являла собой череду кутежей, гулянок. В его имении одно время даже жил цыганский табор. В конце концов, старший брат писателя увозит его с собой на Кавказ, где Толстой участвует в военных действиях. Именно на Кавказе Толстой задумывает написание романа, состоящего из четырех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость», и начинает осуществлять свой план. После опубликования первой части романа к Толстому приходит признание и известность. Последующие две части также вызвали ажиотаж среди читающего населения России (четвертая часть романа написана не была). Кавказская тема тоже нашла свое отражение в произведениях писателя — «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Разжалованный».

Впоследствии Толстой принимает участие в русско-турецкой войне, участвует в обороне Севастополя и несколько раз представляется к награде Георгиевским крестом, однако так ее и не получает из-за нелегких отношений с руководством, утверждавшим награды. Именно в то время Толстой пишет свои легендарные «Севастопольские рассказы», которые поразили современников реальностью солдатской жизни. Самым главным произведением, принесшим Толстому мировую известность, стал его роман «Война и мир». Даже если бы писатель впоследствии не написал ни строчки, данный роман все равно оставил бы его в памяти потомков великим писателем. Однако на этом Толстой не остановился. Далее выходят в свет «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича» и многие другие. Под конец жизни Лев Николаевич был отлучен от церкви, в связи с открытыми атеистическими заявлениями. Умер великий писатель от воспаления легких в 1910 г.

«Протестантская» натура Марка Твена

Настоящим именем этого знаменитого писателя было Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Родился он в городке Флорида американского штата Миссури в 1835 г. Рано осиротев, Марку Твену пришлось бросить обучение в школе и устроиться на работу учеником наборщика в местных газетах. Псевдоним «Марк Твен» писатель взял во время работы лоцманом на частном пароходе. Впоследствии, во время начавшейся в США гражданской войны, Марк Твен вынужден был переселиться на запад страны. Именно там началась его литературная деятельность. Первое время Марк Твен подрабатывал в Неваде шахтером, добывая серебро. Впоследствии он оставил данную деятельность, и устроился работать в газету. Работая в различных изданиях, Марк Твен много путешествовал. Результатом странствий стали написанные письма, которые впоследствии стали основой его книги «Простаки за границей». Данное произведение имело огромный успех, и Марк Твен в одночасье стал знаменитым.

Огромным вкладом в американскую литературу считают написанный Марком Твеном роман «Приключения Гекльберри Финна». Не менее значимыми являются также такие произведения автора, как «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и «Приключения Тома Сойера». Считается, что в лице Тома Сойера автор описал себя и свое детство. Именно свой внутренний протест к существующим нравственным устоям того времени Марк Твен вложил в личность героя книги.

Свою литературную деятельность Марк Твен начал с написания юмористических рассказов, а закончил произведениями, содержащими тонкую иронию по отношению к нравам, царившим в его время, а также пессимистические настроения по поводу будущего его страны.

Марк Твен является одним из признанных авторов, который внес неоценимый вклад в становление всей американской литературы. Вся жизнь знаменитого писателя была полна сарказма и иронии. Он никогда не унывал и всегда старался относиться ко всему с юмором, хотя многие моменты жизни автора были совсем безрадостными. Скончался великий писатель от стенокардии в 1910 г.

Знаменитый «детектив» — Артур Конан Дойл

Великий мастер детективного жанра был рожден в семье ирландских католиков в 1859 г. Родиной его является шотландский город Эдинбург. У семьи будущего писателя были большие финансовые трудности из-за пристрастия его отца к алкоголю и наличия у него проблем с психикой. Богатые родственники предложили семье Дойла направить мальчика обучаться в закрытый иезуитский колледж, на что те согласились. По окончании обучения писатель, вынесший из стен заведения ненависть к религиозным предрассудкам, вернулся домой, где принял решение пройти обучение на врача. Находясь на третьем курсе, Дойл решил попробовать свои силы в литературе. Его первые работы не принесли ему какого-либо успеха. В период учебы Дойл направляется на китобойное судно в качестве корабельного врача. Впоследствии впечатления, полученные им от службы на корабле, стали основой рассказа, написанного незадолго до окончания службы, — «Капитан Полярной звезды».

Славу Артуру Конан Дойлу принесли рассказы о детективе Шерлоке Холмсе и его помощнике докторе Ватсоне. Первым из данного цикла явилась повесть писателя — «Этюд в багровых тонах», затем последовало несколько других. Впоследствии все эти произведения были объединены в одну серию, названную «Приключения Шерлока Холмса». Вполне справедливо Артура Конан Дойла называют основоположником детективного жанра. И по сей день приключения знаменитого детектива будоражат умы читателей. Не раз писатель пытался «убить» своего героя, который, по его признанию, мешал автору заняться чем-то более важным. Однако многочисленные просьбы читателей заставляли его менять свое решение. Умер знаменитый писатель от сердечного приступа в 1930 г.

«Юморист» — Антон Павлович Чехов

Чехов Антон Павлович — один из признанных писателей, работающих в сатирическом жанре, родился в г. Таганроге в 1860 г. Со школьных лет Чехов увлекся театром и литературой. Детство Антон Павлович провел в родном городе, после чего вместе с семьей уехал в Москву. Там будущий писатель поступает в Московский университет обучаться врачебной деятельности. Еще, будучи студентом, Чехов начал писать различные пародии и юморески для небольших юмористических журналов. Во многом благодаря средствам, полученным за данное творчество, семья Чехова смогла первое время прожить в Москве.

По окончании обучения Чехов работает врачом, однако не перестает писать. К тому времени он уже выработал свой неповторимый стиль коротких юмористических рассказов, имеющих, однако, двоякий смысл. В своем творчестве Чехов старался придерживаться правдивости и сохранять реальность того времени, в котором жил. Помимо сатиры, присутствовавшей в его произведениях, писатель довольно четко описывал психологию своих героев, наделяя многих из них элементами драматизма. Практически все герои Чехова взяты из обыденной жизни, не наделенные сверхъестественными способностями. Среди них знаменитые «Человек в футляре», «Шинель», «Палата № 6». Все эти рассказы содержать правду жизни, как она есть, без прикрас. В последние шесть лет своей жизни Чехов перевоплощается в драматурга. Его пьесы, в то время новаторские и по стилю, и по духу, и поныне имеются в репертуарах современных театров. В наше время встречается мало людей, не слышавших о таких произведениях, как «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры».

Антон Павлович оказал огромное влияние на русскую литературу, утвердив в прозе жанр лаконичного рассказа. В 1904 г. знаменитый писатель ушел из жизни.

Редъярд Киплинг — обладатель Нобелевской премии в области литературы

Редъярд Киплинг — поистине самый знаменитый английский поэт, родился в Бомбее в 1865 г. Первое время Киплинг жил с родителями на родине в Индии, но затем переехал в Англию. Отец писателя желал, чтобы тот стал военным, однако близорукость Киплинга не позволила сбыться данным замыслам. Впоследствии писатель становится журналистом и уезжает обратно в Индию. Там, работая по специальности, Киплинг начинает писать различные стихи и короткие рассказы. Далее автор много путешествует по миру, и постепенно становится успешным писателем. Его рассказы начинают приобретать все большую популярность.

Детство, проведенное в экзотической Индии, подвигло писателя на создание великолепных произведений «Маугли» и «Книга джунглей», так полюбившихся малышам всего мира. Вообще в творчестве писателя присутствует очень много произведений на восточную тему. Он не принижает достоинства восточной культуры, а наоборот, раскрывает ее во всей красе. Именно в подобном духе написан легендарный роман Киплинга «Ким».

В своей жизни Киплинг был знаменит не только как писатель-прозаик, но и как талантливый поэт. Всему миру известно его стихотворение «Заповедь». Все произведения Киплинга описаны неимоверно богатым языком, содержащим огромное количество метафор. Это дает право говорить о том, что автор совершил огромный вклад в развитие английского языка. Мало кто знает, что Редъярд Киплинг был первым англичанином, удостоенным Нобелевской премии за достижения в литературе. Данную премию автор получил в 1907 г. Спустя несколько лет, любимого многими писателя не стало. Он умер в 1936 г.